Цель работы МО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Протокол №4
Заседания МО учителей гуманитарного цикла от 30.01.2015г.
Присутствовало – 6 человек
Повестка
1. Муниципальный семинар учителей английского языка «Реализация деятельностного подхода в
рамках ФГОС на уроках английского языка».
2. Составление плана мероприятий к Году литературы.
3. Отчет по самообразованию Куликовой О.А.
По первому вопросу слушали Жиркову О.А., Куликову О.А. Они познакомили присутствующих с
планом проведения семинара.
Время
Мероприятие
Кабинет
Ответственный
Открытие семинара:Болтова Л.В. МУ
«Методический
кабинет»
09.00 –
09.15
09.20 –
10.00
Реализация деятельностного подхода в обучении
в рамках ФГОС на уроках английского языка
(из опыта работы учителей английского языка
МОУ «Лицей № им. П.А.Столыпина
г. Ртищево Саратовской области»)
Открытый урок
Урок английского языка
«Наиболее известные достопримечательности
Лондона»
(5 кл.)
Мастер класс
«Приемы, формы и методы ,повышающие
эффективность урока английского языка
посредством деятельностного подхода в рамках
№ 214
№213
Серова Т.И.,
зам. директора
по ВР
Куликова О.А.,
учитель английского
языка
№ 214
Жиркова О.А., учитель
английского языка
ФГОС»
Практикум
10.05
10.25
«Проектирование урока английского языка при
реализации деятельностного подхода»
№ 214
Жиркова О.А., Куликова
О.А., учителя
английского языка10.25
11.00
Подведение итогов семинара
№214
Бердникова Т.А.,
учитель английского
языка СОШ №7
Марочкина Н.А., учитель
английского языка
СОШ №1
Затем Жиркова О.А., Куликова О.А. проанализировали результаты своей деятельности в рамках
семинара. Семинар прошёл на высоком методическом уровне, что было отмечено всеми
присутствующими . Учителям английского языка из других школ был представлен разработанный
педагогами дидактический материал, необходимый для работы при реализации ФГОС ООО.
По второму вопросу слушали Марютину Н.А., она предложила план мероприятий к Году литературы.
1. Писателиюбиляры (выпуск стенгазет, презентаций).
2. Конкурс чтецов прозы «Живая классика».
3. Литература родного края «Люби и знай свой край родной». Встреча с поэтами родного края.
4. Конференция «Дети и война».
5. Неделя детской книги.
6. Литературная викторина «Самый умный читатель».
7. Презентация книги о Великой Отечественной войне.
Присутствующие одобрили данный план работы.
По третьему вопросу слушали Куликову О.А. Она представила отчет по самообразованию по теме
« Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях введения
ФГОС» ( отчет прилагается).
Решение:
1. Представить на утверждение администрации план мероприятий, посвященных Году литературы.
2. Куликовой О.А. продолжить работу по теме самообразования, применяя на уроках и во
внеурочной деятельности методику коммуникативной компетенции на уроках английского языка
в условиях введения ФГОС.Отчет по самообразованию Куликовой О.А., учителя английского языка
Формирование коммуникативной компетенции
на уроках английского языка в условиях введения ФГОС
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) школа должна формировать целостную систему универсальных знаний,
умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
В программе по английскому языку основное назначение иностранного языка состоит в
формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей
образования.
включает предметные
компетенции: речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно – познавательную
Коммуникативная компетентность,
в свою очередь,
За основу работы взята речевая компетенцию. Речевая компетенция – совершенствование
коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение,
письмо.
Учебник «Enjoy English» отвечает новым требованиям ФГОС, содержит большое разнообразие
упражнений, направленных на активизацию и совершенствование коммуникативной компетенции в
разных видах речевой деятельности.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обученияаудированию используем
следующие задания:
согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста;
прослушать два коротких текста, сказать, что между ними общего;
изложить содержание прослушанного текста;
прослушать диалог, составить подобный;
рассказать об одном из героев и т.д.;
Таким образом, аудирование позволяет повысить эффективность обучения иностранной речи с самого
начала овладения ею, придает естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе
живого разговорного языка.
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию.
Для развития коммуникативной компетенции посредством обучения письму учащиеся выполняют
следующие задания:
написать личное письмо учителю на заданную тему и отправить по электронной почте. Учитель
проверяет письмо и отправляет ответ с указанными ошибками;
написать любимый рецепт и поделиться им с другом;
заполнить анкету по образцу.
Таким образом, роль письменной речи в формировании коммуникативной компетенции при обучении
иностранному языку велика, так как она позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит
надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению эффективными заданиями
являются:
перед чтением текста предложить учащимся обсудить ряд вопросов, связанных с темой и
содержанием текста;
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
1.2.
3.
перед чтением текста учитель может рассказать о происходящем в тексте, затем предоставить
учащимся 23 предложения из текста и попросить определить, из какой части текста – начала, середины
или конца взяты эти предложения;
один текст делится на несколько небольших фрагментов, каждый из учащихся читает только этот
маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из
участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других); учащиеся читают
разные тексты по одной и той же теме, далее обмениваются полученной информацией, выясняют
сходства и различия, дополняют детали и подробности; совместное чтение представляет собой чтение
одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по
этому тексту.
Таким образом, посредством обучения чтению можно эффективно развивать и совершенствовать
коммуникативную компетенцию учащихся. Коммуникативность в обучении данному виду речевой
деятельности достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов речемыслительных
задач и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности.
Следует учитывать, что говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым
сопряжено со многими трудностями, поэтому при обучении говорению важную роль приобретают
умения учащихся пользоваться опорами разного характера (содержательными, зрительными, слуховыми).
На уроках и внеурочных занятиях предлагаю следующие упражнения для обучения говорению:
придумать вопросы к тексту;
диалогизировать прослушанный или прочитанный монологический текст;
составить диалог на изучаемую тему и заданную ситуацию;
драматизировать монологический текст;
дополнить или видоизменить диалог;
объединить диалогические единства, данные в произвольной последовательности, в диалог и т.д.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Таким образом, залогом успешной речевой активности учащихся является использование всевозможных
коммуникативных заданий при обучении всем видам речевой деятельности, а также использование
нетрадиционных форм уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре
стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет
учащимся принимать активное участие в диалоге культур.