Работа МО гуманитарного цикла

  • Документация
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель работы МО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Иконка файла материала анализ итогов аттест2014-2015.doc
АНАЛИЗ ИТОГОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИТОГОВОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 9­х КЛАССОВ  Осуществлять качественную подготовку обучающихся 9 классов к государственной  итоговой аттестации Проведение     государственной   итоговой   аттестации   выпускников   9   классов   –   одно   из основных   направлений   в   создании   независимой   государственной   системы   оценки   качества образования.   В   лицее     созданы     все   необходимые   предпосылки,     условия   и   механизмы   для обеспечения возможностей получения качественного,  доступного образования. На конец  2014­2015 учебного года в 9­х  классах обучались 48 человек. К итоговой аттестации решением педагогического совета от 23 мая 2015 года протокол № 9 были допущены 47 человек, на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам   основного   общего   образования   не   допущен  к   сдаче   ГИА   ученик   9а   класса Ибрагимзадэ Орхан.  Класс 9а 9б 9аб Кол­во уч­ ся на конец года 21 26 47 «5» 2 Лазарева Сидорина ­ 2 «4» и «5» Качество знаний % «2» Успеваемость % 9 9 18 52% 35% 43% ­ ­ ­ 100% 100% 100%                В 2014­2015 учебном году государственная итоговая   аттестация  проводилась в форме   основного   государственного   экзамена   (ОГЭ)   с   использованием   контрольных измерительных   материалов   (КИМ),   представляющих   собой   комплексы   заданий стандартизированной формы. Государственная   итоговая   аттестация  включала   в   себя   обязательные   экзамены   по   русскому языку и математике  (модули «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика») Экзамены по другим   учебным   предметам:   литературе,   физике,   химии,   биологии,   географии,   истории, обществознанию,   иностранным   языкам   (английский   язык),   информатике   и   информационно­ коммуникационным   технологиям   (ИКТ)   обучающиеся   сдавали   на   добровольной   основе   по своему выбору. Экзамены по выбору сдавали  25 обучающихся, планирующих продолжить обучение в 10 классе. Для экзаменов по выбору учащиеся выбрали следующие предметы: № п/п 1 2 3 4 5 Предмет География Химия Английский язык Обществознание  Биология           9А 9 1 1 10 1 9Б 9АБ 7 7 ­ 7 7 16 8 1 17 8Выбор предметов обучающимися 9­х классов для прохождения государственной  итоговой аттестации в 2014­2015 уч. году  в сравнении  № п/п Предмет 1 2 3 4 5 Английский язык Биология  География  Обществознание  Химия  2014­2015 2013­2014 2012­2013 9аб 1 8 16 17 8 9аб 2 3 13 16 2 9аб 1 11 25 27 9 Анализируя выбор  предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации, можно сделать вывод, что   наибольшее  количество учащихся выбрали предметы соответственно заявленным социально – экономическому профилю. 8 человек выбрали экзамены в соответствии с химико­биологическим профилем обучения. Экзамены по профильным предметам   выбрали 100% учащихся, решивших продолжить обучение в 10 классе. Для   участия   в   ГИА   в   РБД   зарегистрировано   47   обучающихся   МОУ   «Лицей   №3   им.   П.А. Столыпина»,  27 мая в ГИА по математике  и  3 июня по русскому языку принимали участие 47 обучающихся. Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей. Часть 1 (№1) – сжатое изложение. Часть 2 (№2­14) – задания с кратким ответом.Часть 3 (№15) – задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать  собственное высказывание на основе прочитанного текста. Мониторинг   успешности   прохождения   государственной   (итоговой)   аттестации выпускников 9­х классов по обязательным предметам, с участием ГЭК представлен в таблице. Итоги  экзамена по русскому языку «5» «4» «3» «2» . в т о о с     л л а б й ы в о т с е т   й и н д е р С в о к и н т с а ч у   о л с и ч     е о в о н а л П в о к и н т с а ч у   о л с и ч     е о к с е ч и т к а Ф с с а л к год н е м а з к э 13   9 22 год 7 13 20 н е м а з к э 5 12 17 год 9 12 21 н е м а з к э 3 4 7 го д ­ ­ ­ н Кол­ е м а з к э во  челов ек/% 8 38% 10 38% 1 1 18 ­ (38%) 9а 21 9б 9аб 26 47 21 26 33,3 32,2 47 32,8 5 1 6 в ы р з а р д о г   а з   о в т с е ч а К н е м а з к э   а з   о в т с е ч а К Кол­во  человек 13 15 28 ­ 1 1 57% 86% +29 54% 81% +44 56% 84% +37 Учитель высшей квалификационной категории – Левина Н.В. Наибольшее  кол­во баллов набрали   Лазарева А., Белоусова М., Дубовицкая М. (39), Лобанова   А.,   Лукин   В.,   Тюменцева   Е.,   Давыдочкин   С.,   Лосенков   С.,   Назарова   И.(38), Лаврентьева А., Мозякова А., Мызникова А. (37).   Из общего числа участников  2% (1чел.) получила на экзамене и на пересдаче  отметку «2»: Константинова Д. (9б). По результатам экзамена средний балл по лицею   по русскому языку   составил 32,8б (2014­35,7б) В сравнении с результатами 2014 года средний балл по лицею понизился на 2,9 балла.  №1. Изложение   9 –А 9­Б  Выполнили без  ошибок (всего)  Допустили ошибки  (всего) ИК­1. Содержание изложения ИК­2.Сжатие исходного текста  ИК­3.Смысловая цельность,  речевая связность и  последовательность изложения 54 63 51 3 14 6 2 7 3 1 7 3 Тестовая часть  Выполнили без ошибок (всего об) 50 44 50 52 48 51 №2 №3 №4 №5 №6 №7  Допустили ошибки (всего ) 7 13 7 5 9 6 9 –А 4 8 4 2 3 2 9­Б 3 5 3 3 6 4№8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 44 42 52 47 40 47 51 №15. Сочинение  13 15 5 10 17 10 6 4 4 2 4 7 5 2 9 11 3 6 10 5 4  Выполнили без  ошибок (всего)  Допустили ошибки  (всего ) 9 –А 9­Б К­1. Наличие обоснованного ответа К­2. Наличие примеров , аргументов К­3.Смысловая цельность, речевая  связность и последовательность  сочинения  К­4. Композиционная стройность  работы  49 43 52 47 8 4 5 10 3 7 2 4 5 7 3 6 Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого  Допустили ошибки  (всего ) 26  Выполнили без  ошибок (всего) 31 ГК­1.  Соблюдение  орфографических норм ГК­2. Соблюдение  пунктуационных норм    ГК­3. Соблюдение  грамматических норм     ГК­4. Соблюдение речевых  норм      ФК ­1. Фактическая точность письменной речи 37 36 42 57 20 21 15 0 9 –А 9­Б 14 12 8 5 1 0 12 16 14 0 Приведенные   результаты   позволяют   сделать  вывод,  что   выпускники     9­х   классов справились с написанием изложения. Учащиеся передали основное содержание прослушанного текста,   отразив   все   важные   для   его   восприятия   микротемы,   правильно   применили   приемы сжатия   текста.   Работы   выпускников   характеризуются   смысловой   цельностью,   речевой связностью и последовательностью изложения.   При   выполнении   тестовой   части   были   допущены   ошибки   в   определении   средства выразительности   в   предложении,   определении   грамматической   основы   предложения,   в нахождении осложненного предложения, определении структуры сложных предложений разных типов. Сочинение­рассуждение проверяло умение создавать связное высказывание на заданную тему   на   основе   прочитанного   текста,   т.е.   коммуникативную   компетенцию.   Девятиклассники справились с объяснением тезиса сочинения, работы отличаются смысловой цельностью, речевой связностью   и   последовательностью   в   изложении,   в   отдельных   работах   допущены   ошибки   в аргументации и нарушена композиционная стройность.  Итоги экзамена по математике15 % (7 учеников) выполнили работу на «5»; основная доля учащихся – 51% (24 чел.) получили отметку «3»; а 34% (16чел.) – получили «4».   Выполнили все задания   и набрали наибольшее количество баллов   Лазарева (31), Иванчина, Лукин (30), Сахапов  (28), Земцов (25) ­9а. Минимальный балл – 8 (Константинова 9б), 9 (Рогов – 9а,   Гасымов,   Константинов   9б),     средний   балл   –   16,5   (средний   балл   в   2014   году   14,8).   В сравнении с результатами 2014 года средний балл по лицею повысился на 1,7 балла. Подтвердили годовую оценку 34 учащихся, получили выше годовой – 7, ниже годовой ­ 6. с с а л к в о к и н т с а ч у   о л с и ч     е о в о н а л П 9а 9б 9аб 21 26 47 в о к и н т с а ч у   о л с и ч     е о к с е ч и т к а Ф 21 26 47   д е р п о п   л л а б й ы в о т с е т     «5» «4» «3» «2» . в т о о с й и н д е р С год 19 13,9 16,5 4 ­ 4 н е м а з к э 7 ­ 7 год 8 13 21 н е м а з к э 5 11 16 год 9 13 22 н е м а з к э год н Кол­во е м челове а з к э к/% 9 15 24 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 14 (67%) 20 (77%) 33 (72%) д о г   а з   о в т с е ч а К а з   о в т с е ч а К н е м а з к э % % 57 50 53 57 42 49 Ко л­ во чел о век 2 4 6 Кол ­во чел овек 5 2 7 в ы р з а р = ­8 ­4 9а ­учитель первой квалификационной категории Алексашина Г.М.,  9б­ учитель первой квалификационной категории Серова Т.И.   Таким  образом, все учащиеся  справились  со всеми формами работы, представленными  в КИМах.  (I часть) задан № ия     АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Основные проверяемые требования к математической подготовке Модуль «Алгебра» % правильно выполненных заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Уметь выполнять вычисления и преобразования Уметь выполнять вычисления и преобразования Уметь   выполнять   вычисления   и   преобразования,   уметь   выполнять   преобразования алгебраических выражений Уметь решать уравнения, неравенства и их системы Уметь строить и читать графики функций Распознавать   арифметические   и   геометрические   прогрессии,   решать   задачи   с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений Уметь решать уравнения, неравенства и их системы Модуль «Геометрия» Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами  Проводить   доказательные   рассуждения   при   решении   задач,   оценивать   логическую 83%  86% 63% 52%  63%  42%  70%  85% 84% 34% 84 %  70% 70%правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения Модуль «Реальная математика» Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот Описывать   с   помощью   функций   различные   реальные   зависимости   между   величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей Решать   несложные   практические   расчетные   задачи;   решать   задачи,   связанные   с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием   геометрических   понятий   и   теорем,   решать   практические   задачи, связанные с нахождением геометрических величин Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках Решать   практические   задачи,   требующие   систематического   перебора   вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события,   сопоставлять   и   исследовать   модели   реальной   ситуацией   с   использованием аппарата вероятности и статистики Осуществлять   практические   расчеты   по   формулам,   составлять   несложные   формулы, выражающие зависимости между величинами 14 15 16 17 18 19 20 88 77% 61%  74% 86% 78%  78%   (II часть) Моду ль алгеб ра геоме трия № задания Основные проверяемые требования к математической подготовке % правильно  выполненных  заданий 21 22 23 24 25 26 Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства   и   их   системы,   строить   и   читать   графики   функций,   строить   и исследовать простейшие математические модели Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства   и   их   системы,   строить   и   читать   графики   функций,   строить   и исследовать простейшие математические модели Уметь   выполнять   действия   с   геометрическими   фигурами,   координатами   и векторами Проводить   доказательные   рассуждения   при   решении   задач,   оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения Уметь   выполнять   действия   с   геометрическими   фигурами,   координатами   и векторами 26%  28% 11% 17% 2% ­ Анализируя таблицу, делаем вывод: 47 человека (100 %)  допустили ошибки в заданиях базового   уровня.   Наибольшее   затруднение   вызвало   задание   №   6   предполагающее   умение распознавать   арифметические   и   геометрические   прогрессии,   решать   задачи   с   применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов. С этим заданием справились  ­ 42 %. С  заданием №10, направленным на умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами­  34 %.    В модуле  «Реальная математика», где требуется использовать приобретенные знания и умения   в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни   вызвало   затруднение   четыре задания.     №16   ­  решать   несложные   практические   расчетные   задачи;   решать   задачи,   связанные   с отношением,   пропорциональностью   величин,   дробями,   процентами;   пользоваться   оценкой   и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов  ­  61 %.№ 17 ­   Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин  ­ 74% Выводы и рекомендации.  1. Теоретическое   содержание   курса   математики   во   многом   усваивается   формально, поэтому  учащиеся   не  могут  применить  изученное   в  ситуации,  которая  отличается   от стандартной.   На недостаточном уровне  усвоены темы – «Числовые последовательности», «Числовые функции»,   «Геометрические   фигуры   и   их   свойства»,   «Уравнения   и   неравенства», «Измерение геометрических величин», «Решение задач с практическим содержанием»,  2. 3. Значительное количество учащиеся не умеют  применять полученные знания к жизненным ситуациям.   Итоги экзамена по математике 2015 года в новой форме позволяют определить  рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания математики в лицее и подготовку выпускников уровня основного общего образования к экзамену в 2016 году.  ­ Необходимо усилить внимание на формирование базовых умений у слабых учащихся, а также   обеспечить   продвижение   учащихся,   имеющих   возможность   и   желание   усваивать математику   на   более   высоком   уровне   через   внедрение   новых   технологий,   системно деятельностного подхода.  ­   Усилить   практическую   направленность   обучения,   путем   включения   соответствующих заданий на «Числовые последовательности»,  графики реальных зависимостей.   Качественный анализ итогов  экзаменов по выбору в 9­х классах я с х и щ а ч у   о л с и Ч 17 8 8 1   о п   л л а б й ы в о т с е т   й и н д е р С у т е м д е р п 32 20,9 26,1 67 16 26,9 т е м д е р П Обществозна ние Химия Биология Английский язык География «5» «4» «3» «2» . в т о о с год н е м а з к э год н е м а з к э год н е м а з к э год нКол­во е м человек/ а з к э % Кол­ во челов ек Кол­ во чело век 3 ­ ­ 1 9 6 1 ­ 1 11 14 8 8 ­ 7 6 4 6 ­ 5 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 14 4 6 1 ­ ­ ­ 82 50 75 1 100 14 88 3 1 ­ ­ 2 ­ 3 2 ­ ­   % д о г   а з   й и н а н з   о в т с е ч а К 100 100 100 100 100 в ы р з а р %   н е м а з к э   а з   й и н а н з   о в т с е ч а К 100 63 75 100 100 = ­37 ­25 = = Результаты участия выпускников в ГИАСредний тестовый балл по предметам ОГЭ Предмет Кол­во сдававших Средний балл Средний балл  В 2013­2014 Средний балл  по области Математика Русский язык Химия Биология Английский язык География  Обществознание Из таблицы видно, что средний балл по                    предметам             , чем средний по области.   16,5 32,8 20,9 26,1 67 26,9 32 47 47 8 8 1 16 17 14,8 35,7 29,5 28,3 29,5 18,4 26 Анализ результатов  экзамена  по химии.  Учитель – М.В. Чекунаева  (без  категории)    Экзаменационная работа состояла из 2 частей. Всего заданий ­ 22.  Часть 1  содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом. Из общего числа участников  13 % (1чел.) получили отметку «2»:   9б класс ­   Мызникова Анастасия; 13%   (1 ученик) выполнил работу на «5»; основная доля учащихся –50 % ( 4чел.) получили отметку «4»; а 25 % (2чел.) – получили «3». По результатам экзамена средний балл по лицею  по химии составил   20,9б  (2014г ­ 29,5б) . В сравнении с результатами 2014 года средний балл по лицею понизился на 8,6 баллов. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИОбозначение задания в работе Часть 1 Проверяемые элементы содержания % правильно выполненны х заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ό Строение атома. Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,  металлическая Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура  неорганических соединений Химическая реакция. Условия  и признаки протекания химических реакций. Химические  уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация  химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных  веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению  энергии Электролиты и неэлектролиты.  Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация  кислот, щелочей и солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов Химические свойства оксидов: осн вных, амфотерных, кислотных Химические свойства оснований. Хими ческие свойства кислот Химические свойства солей (средних) Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических  реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в  повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.  Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно­ восстановительные реакции Вычисление массовой доли химического элемента в веществе Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Первоначальные сведения об органических веществах:предельных и непредельных  углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах:  спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой).  Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.  Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид­, сульфат­, карбонат­ионы, ион  аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные  вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ           Часть 2 20 21 22 Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно­ восстановительные реакции Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества  вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.  Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и  условия их осуществления 50 63 100 75 75 50 75 75 50 63 38 38 50 75 75 50 50 63 75 63 38 38 Допущены ошибки: 1.  50% (4 чел.) учащихся допустили ошибки при выполнении задания №1 по теме «Строение атома. Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов». 2. 50%(4чел.) учащихся допустили ошибки при выполнении задания №2 по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». 3.     50%   (4чел.)   допустили   ошибки   в  вычислении   массовой   доли   химического   элемента   в веществе. 4.  63% (5чел.) учащихся не правильно определили основные классы неорганических веществ. 5.  50% (4 чел.) допустили ошибки при определении  признаков химических реакций. 6.  50% (4чел.) допустили ошибки при  выполнении задания по теме «Органические вещества»7.  50% (2чел.)  допустили ошибки при написании реакций ионного обмена. 8.  50% (4чел.) не определили химические свойства металлов и неметаллов. 9.  63% (5чел.) не определили химические свойства оксидов и солей. 10. 63% (5чел.) не решили задачу на нахождение количества вещества, массы или объема  вещества.                    Проблемные темы 1. Строение атома. Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов. 2. Химические свойства кислот, оснований и солей.  3. Реакции  ионного обмена и условия их осуществления. 4. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, количества вещества, массы и объема вещества. Анализ результатов  экзамена  по обществознанию.  Учитель – Р.Э. Юлдашева (1 кв. категория), Маслова А.Ю. (без категории).    Экзаменационная работа по обществознанию   состояла из 31 задания. Из них по типу заданий: заданий с   кратким ответом ­ 25, заданий с развернутым ответом – 6. 16 – базового уровня сложности,  5 – повышенного уровня сложности, высокого уровня сложности  – 2 Из общего числа участников  35 % 6 (чел.) выполнили работу на «5»,  основная доля учащихся – 65 %   11 ( чел.) получили отметку «4». По результатам экзамена средний балл по лицею   по обществознанию составил 32  (2014­26 б.) . В сравнении с результатами 2014 года средний балл по лицею повысился  на 6 баллов.                 АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Основные проверяемые требования % правильно выполненных заданий № зада ния 1 2 3 4 5 6 7 8 100% 100% 100% 100% 100% 47% 100% 88% 88% 88% 76% 65% 94% 70% 76% 76% 100% Общество как форма жизнедеятельности людей; взаимодействие общества природы; основные сферы общественной жизни, их  взаимосвязь Биологическое социальное человеке; личность; деятельность человека ее основные формы  (труд, игра, учение); человек его ближайшее окружение; межличностные отношения; общение,  межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Общество человек (задание на обращение социальным реалиям) Общество человек (задание на анализ двух суждений) Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества;  образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; религия. Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений) Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности,  ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная  трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование  труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение социальным реалиям) 9 10 Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух суждений) 11 Социальная структура общества; семья как малая группа; 12 Социальная сфера (задание на обращение социальным реалиям) 13  Социальная сфера (задание на анализ двух суждений) 14 Власть; роль политики жизни общества; понятие признаки государства;  15 Сфера политики социального управления (задание на обращение социальным реалиям) 16 Сфера политики социального управления (задание на анализ двух суждений) 17 Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт;18 Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное  устройство России;  19 Понятие правоотношений; право на труд трудовые правоотношения; 20 Право (задание на анализ двух суждений) 82% 94% 65%   № задан ия 21 22 23 24 25 26 Различное содержание разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение  (задание на сравнение) Различное содержание разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение  (задание на установление соответствия) Различное содержание разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение  (задание на установление фактов мнений) Различное содержание разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение  (задание на выбор верных позиций из списка) Различное содержание разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение  (задание на выбор верных позиций из списка) Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение  (задания на анализ источников) % правильно выполненных заданий 100% 94% 70% 76% 82% 100% 94% 82% 88% 82% 88% 27 28 29 30 31 63%  (11чел.)   учащихся     допустили  ошибки   при выполнении  задания     №  6 по  теме «Сфера духовной культуры» (задание на анализ двух суждений) 35% (6 чел.) получили  0 баллов  за выполнение  задания № 12 по теме  «Социальная  сфера» (задание на обращение социальным реалиям)  35% (6 чел.)   допустили ошибки при     выполнении задания №20 по теме «Право (задание на анализ двух суждений) 30% (5 чел.) учащихся  не выполнили  задание  № 14 по теме «Власть; роль политики  жизни общества; понятие признаки государства» 30% (5 чел.) допустили ошибки при выполнении  задания №23 различное содержание разных вариантах:   задание   ориентировано   на   проверяемое   умение   (задание   на   установление   фактов мнений). Проблемные вопросы 1. «Сфера духовной культуры». 2. 3. «Право».  «Социальная сфера». Анализ результатов  экзамена  по биологии.  Учитель – О.С. Максимова (без категории)    Экзаменационная работа по биологии  состояла из 32 заданий; из них по типу заданий: с записью краткого ответа – 28; с развернутым ответом – 4; по уровню сложности: базового уровня сложности  – 22; повышенного уровня сложности  – 7; высокого уровня сложности  – 3.           Из общего числа участников 75% % ( 6 чел.) – получили «4», 25% (2 чел.) – получили «3».             Таким образом,  наличие  баллов,  полученных  на экзамене по биологии, соответствует оценкам, полученным за год на  75 %. По результатам экзамена средний балл по лицею   по биологии   составил 26,1 б. (2014­ 28,3б.) . В сравнении с результатами  2014 года средний балл по лицею понизился на 2,2 балла. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ№ задания Основные проверяемые требования к математической подготовке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в  практической деятельности людей Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой  природы Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы Царство Растения Царство Растения Царство Животные Царство Животные Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма Опора и движение Внутренняя среда Транспорт веществ Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела Органы чувств Психология и поведение человека Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы  оказания первой доврачебной помощи Влияние экологических факторов на организмы Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции  органического мира Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в  графической форме Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и  отношения между частями целого Умение оценивать правильность биологических суждений Умение проводить множественный выбор Умение проводить множественный выбор Умение устанавливать соответствие Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать,  обобщать) Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять  рационы питания Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания % правильно  выполненных заданий 88% 75% 75% 50 % 75% 100% 63% 38% 50% 63% 75% 25% 38% 75% 63% 63% 63% 88% 38% 75% 75% 50% 75% 88% 63% 13% 75% 63% 100% 88% 100% 88% допустили ошибки в заданиях: 62% (5 чел.)  8 ­ Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека 13­ Питание. Дыхание.      19­Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции         органического мира 50% (4 чел)        9 ­ Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма87% (7 чел)   26­ Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов Проблемные вопросы 1. «Царство Растения» 2. «Общий   план   строения   и   процессы   жизнедеятельности.   Размножение   и   развитие организма человека» 3. «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма» 4. «Биосфера. Учение об эволюции   органического мира» Анализ результатов  экзамена  по географии.  Учитель – Н.А. Бесстрашнова (высшая  кв. категория)    Экзаменационная работа по географии  содержала 17 заданий с выбором одного верного ответа  из четырех предложенных, 10 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи  ответа в виде слова или словосочетания; 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или  последовательности цифр) и 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать  полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Из общего числа участников(16 человек) ­ 69 %  (11 учеников) выполнили работу на «5»; 31% (5 учеников) выполнили работу на «4». Процент соответствия годовым отметкам – 88%. Повысили свой результат на ОГЭ Овчинников Н. – «5» и Полуянова О. – «5».           Таким образом,  наличие  баллов,  полученных  на экзамене по географии соответствует итоговым отметкам за 2014­2015 учебный год.  По результатам экзамена средний балл по лицею  по географии составил 26,9 (2014­18,4) В сравнении с результатами 2014 года средний балл по лицею повысился на 8,5 баллов. Основные проверяемые требования к математической подготовке Анализ выполнения заданий  № зада ния Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Знать специфику географического положения России Знать и понимать особенности природы России Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;  меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства России, природно ­хозяйственных зон  и районов Уметь приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, Формирования культурно­бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем Уметь находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их  обеспеченности природными и человеческими ресурсами Уметь анализировать в разных источниках информацию, необходимую для изучения разных  территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами Знать и понимать особенности населения России Понимать географические явления и процессы в геосферах Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать  природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для чтения карт различного содержания % правильно выполненны х заданий 94% 94% 94% 88% 100% 81% 81% 94% 100% 100% 100% 100% 81% 75% 85% 94%Уметь определять на карте географические координаты Уметь определять на карте расстояния Уметь определять на карте направления Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических  объектов и явлений Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно­ хозяйственных зон и  районов Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением,  природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для определения поясного времени Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли Уметь выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений Эмпирические зависимости Понимать географические следствия движений  Земли Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений 75% 62,5% 94% 100% 100% 94% 31% 94% 69% 100% 81% 100% 87,5% 68,8%  С заданиями с выбором ответа справились 94% учащихся;   С заданиями С развернутым ответом справились 68,8% учащихся. при выполнении заданий с кратким ответом  87,5% учащихся выполнили верно; Проблемные темы:  Географическая номенклатура;  Население России;  Экономика России и стран мира;   Климат Земли Земля как планета. Форма, размеры и движение Земли. Для многих  обучающихся в экзамене сложными оказались задания №№ 14, 23, 29 ­  это говорит   о   том,   что   обучающиеся   не   всегда   уверенно   могут   самостоятельно   выбрать необходимую карту и получить с ее помощью нужную информацию.  умение   в   конкретной   ситуации   распознавать   и   формулировать   проблемы,   которые   могут владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты); умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве; умение   выделять   географическую   информацию,   необходимую   для   решения   данной Анализ работ показал, что значительная часть обучающихся не в полной мере  научилась соединять знания и умения из различных курсов школьной географии. Это относится к заданию №23, где нужно было дать развернутый ответ.  При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование компетентности:  быть решены средствами географии;    проблемы;                     На уроках необходимо развивать умения читать и анализировать  рисунки, схемы, графики. Чаще давать задания проблемного и практического характера.  Экзаменационная работа по географии  содержала 17 заданий с выбором одного верного ответа  из четырех предложенных, 10 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи  ответа в виде слова или словосочетания; 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или  последовательности цифр) и 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать  полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.Анализ результатов  экзамена  по английскому языку.  Учитель – О.А. Жиркова  (высшая квалификационная категория)    Экзаменационная работа по английскому языку состояла из 2 частей (письменная часть состояла из 4 разделов, включающих 33 задания: раздел 1 – задания по аудированию состоял из 8 заданий; раздел 2 – задания по чтению из 9 заданий; раздел 3 – задания по грамматике и лексике из 15 заданий; раздел 4 предполагал 1 задание по письму – написание личного письма; раздел 5 состоял   из   2   заданий   по   говорению   (составление   монологического   высказывания   и комбинированный диалог). Итого число заданий 35, из которых 32 задания с кратким ответом: 8 заданий по аудированию, 9 заданий по чтению, 15 заданий по грамматике и лексике; 3 задания с развёрнутым ответом: 1 задание по письменной речи, 2 задания по говорению. Распределение заданий по уровню сложности: уровень 1 – 18 заданий,  максимальный балл за которые равен 32, что   составляет   45,7%   максимального   балла   за   задания   данного   уровня   сложности   от максимального балла за всю работу, равного 70.  Уровень 2 – 17 заданий, максимальный балл за которые   равен   38   баллам,   что   составляет   54,3%   процент   максимального   балла   за   задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 70 за задания данного уровня.  Итого, максимальный балл – 70.           Экзаменационная работа выполнена на "5", в соответствии со шкалой перевода баллов в оценки ОГЭ 2015.                    Таким образом,   наличие   баллов,   полученных   на экзамене по английскому языку соответствует прогнозированным отметкам за год.  По результатам экзамена средний балл по лицею   по английскому языку     составил 67 баллов  (2014­29,5б ). В сравнении с результатами 2014 года средний балл по лицею повысился на 37,5 балла. Раздел 1 (задания по аудированию) АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Проверяемые виды деятельности, умения, навыки Порядк овый  номер  задания Раздел 1 (задания по аудированию) 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого 8 Раздел 2 (задания по чтению) 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Итого 9 Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) 18 Грамматические навыки употребления нужной морфологической формы  Понимание основного содержания прослушанного текста Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации. Четыре  задания уровня 1 (на понимание эксплицитно представленной  информации) и два задания уровня 2 (на извлечение имплицитно  представленной информации). Задания могут быть представлены в  произвольном порядке, но первым дается задание уровня 1 Понимание основного содержания прочитанного текста Понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации Одно  (первое) задание уровня 1 (на понимание эксплицитно представленной  информации), семь заданий уровня 2 (на извлечение имплицитно  представленной информации) Уровень  сложности  задания %  правильно  выполненн ых заданий 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%данного слова в коммуникативно­значимом контексте Шесть заданий  уровня 1 и три задания уровня 2 в произвольном порядке (первым дается  задание уровня 1) 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Итого 15 Раздел 4 (задания по письменной речи) 33 Итого 1 Раздел 5 (задания по говорению) 34 Лексико­грамматические навыки образования и употребления  родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в  коммуникативно­значимом контексте. Четыре задания уровня 1 и два  задания уровня 2 в произвольном порядке (первым дается задание уровня 1) Письмо личного характера в ответ на письмо­стимул 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 1 100% 100% 100% 100% 100% 0% 100% 0% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% Тематическое монологическое высказывание  с вербальной опорой в  тексте задания Комбинированный диалог с вербальной опорой в тексте задания 2 35 Итого 2 Проблемный вопрос:  раздел "Лексика и грамматика" (24, 26) ­ повышенный уровень сложности. 100% предмет Русский язык Математика Биология Английский язык Обществознание География Химия соответствие по предметам количество человек /% 33/72% 6/75% 1/100% 14/82% 14/88% 4/50%й и н а н з   о в т с е ч а К %   , а д о г   м а г о т и о п   52 35 с с а л К 9а 9б ь т с о м е а в е п с У %   , а д о г   м а г о т и о п   100 100 й и н а н з   о в т с е ч а К м а г о т и о п й о в о г о т и     . с о г %   , и и ц а т с е т т а 52 35 ь т с о м е а в е п с У м а г о т и о п й о в о г о т и     . с о г %   , и и ц а т с е т т а 100 е ш ы В й о в о д о г е ж и Н й о в о д о г в ы р з а Р я и в т с т е в т о о с   % ­ ­ ­ ­ ­ ­ 100 100 В ходе прохождения государственной итоговой аттестации 4 чел. (2­9а, 2­9б) повысили свою оценку по математике, 27 чел. (12­9а, 15­9б) по русскому языку.  Ученица   9а   класса   Лазарева   А.,   завершившая   освоение   образовательных   программ основного   общего   образования   на   «отлично»,   успешно   прошла   государственную   итоговую аттестацию,   подтвердив   годовые   оценки,   получила   аттестат   с  отличием   об  основном  общем образовании.  Не смотря на позитивные результаты экзамена, учителю русского языка Левиной Н.В. следует обратить особое внимание на  низкий  процент соответствия и объективнее подходить к оцениванию учащихся. Учителям химии Чекунаевой М.В., биологии Максимовой О.С. обратить внимание на разрыв качества знаний за год и  по итогам экзамена. (Снижение качества знаний  на 37% и  25%).     В течение учебного года   администрация  лицея   контролировала    работу учителей  – предметников  по подготовке обучающихся к экзаменам. Проводилось тестирование в системе СтатГрад, административные контрольные работы, посещались уроки. У каждого из педагогов выработана   своя   система   подготовки     к   ГИА.   Это,   в   первую   очередь,   максимальное использование рабочего времени на уроке, дифференцированный   и индивидуальный подход, своевременное выявление проблем и определение путей их устранения.  Учителя   –   предметники     имеют   список   учащихся,   имеющих   низкую     мотивацию   к обучению,     составляющих   «группу   риска».   Знают   имеющиеся   пробелы   в   знаниях   каждого конкретного   ученика,   организуют   индивидуальные   дополнительные   занятия   после   уроков, поддерживают связь с родителями, стараясь привлекать их к занятиям с ребёнком дома. Прослеживается определенная система работы классных руководителей   Алексашиной Г.М. (9а) и Асабиной И.И. (9б)  с этой категорией учащихся:       беседы с родителями учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию на темы обучения, подготовки к экзаменам и посещения занятий.   посещение на дому учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию.            В   лицее   была   создана   информационная   среда   по   подготовке   и   проведению   ГИА   с использованием   механизмов   независимой   оценки   качества   знаний,   оформлен   стенд   дляINTERNET­ресурсы: родителей и учащихся «ГИА – 2015». На сайте образовательного учреждения функционировали разделы «ЕГЭ» и «ОГЭ». Проводились   систематические   инструктажи   по   обучению   выпускников   правилам   заполнения бланков.   В   течение   учебного   года   осуществлялось   консультирование   (индивидуальное   и групповое) по предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию. При этом активно   использовались   , http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html, www.statgrad.mioo.ru.          В течение учебного года было организовано проведение тренировочных и диагностических работ в системе СтатГрад в форме ГИА. Результаты этих работ анализировались, составлялись отчеты с указанием типичных ошибок и индивидуальных рекомендаций по коррекции пробелов, своевременно информировались родители выпускников на родительских собраниях, при личных встречах, через систему «Электронный дневник».            Государственная итоговая аттестация была проведена в установленные сроки согласно федеральным, региональным и лицейским документам о государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов. Обращений родителей по вопросам нарушений в подготовке и проведении итоговой аттестации в лицей и вышестоящие организации не поступали.   www.reshuege.ru     www.mioo.ru,        Не смотря на большую проведенную работу, к сожалению   один ученик 9б класса Константинова Д.  получила «2» по русскому языку и оставлена на повторный год обучения.    Необходимо   на     заседаниях   МО   детально   проанализировать   результаты   прохождения   учащимися ГИА, определить конкретные цели и задачи по подготовке учащихся к успешному прохождению Аттестации в 2015/2016 учебном году. 1. 2. 3. 4. 5. ВЫВОДЫ: В лицее   проведена планомерная работа по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся 9–х классов   с использованием механизмов независимой оценки качества знаний.  Проведены все диагностические работы в системе СтатГрад по предметам с последующей проверкой и анализом работ.  Состояние   ЗУН   по   итогам   государственной   аттестации   можно   считать   на удовлетворительном     уровне.   Качество   знаний   по   предметам   от   49%   до   100%   при соответствии 72,8%. Следует отметить хорошую подготовку учащихся по следующим предметам. Высокий процент соответствия (от 72% до 100%) по  математике  (учитель Алексашина Г.М., Серова Т.И.), географии (учитель Бесстрашнова Н.А.), по английскому языку (учитель Жиркова О.А.), по обществознанию (учитель Юлдашева Р.Э., Маслова А.Ю.)  По другим предметам годовые отметки соответствуют менее результатам экзамена (процент соответствия – 42% и 50%).   Однако, один обучающийся в ходе государственной итоговой аттестации получил повторно   «2»   по   русскому   языку   (учитель   Левина   Н.В.)   и   оставлен   на   повторный   год обучения. Обращений   родителей   по   вопросам   нарушений   в   подготовке   и   проведении   итоговой государственной   аттестации   выпускников   в   школу   и   вышестоящие   организации   не поступали.  Таким   образом,   проведение   государственной   итоговой   аттестации   учащихся   по образовательным программам основного общего образования, организованной   с участием государственной   экзаменационной   комиссии,   можно   считать   на   удовлетворительном уровне. Рекомендации на 2015 ­ 2016 учебный год:1. Рассмотреть и утвердить план мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в начале учебного года. (Отв. зам. директора по УВР Серова Т.И.)  2. На заседаниях предметных  методических объединений обсудить результаты государственной итоговой   аттестации   выпускников   9   классов;   разработать   план   устранения   недостатков   и обеспечить его выполнение в течение года (Отв. руководители МО).  3   С  целью   качественной   подготовки   к  ГИА   учащихся   9­х   классов     продолжить   проведение тренировочных и диагностических работ в системе СтатГрад. 5.   Осуществлять   психологическое   сопровождение   выпускников   при   подготовке   к   итоговой аттестации (Отв. педагог­психолог Найданова А.А.).  7. Учителям­предметникам:  ­     стимулировать   познавательную   деятельность   учащихся   как   средство   саморазвития   и самореализации личности;  ­ применять эффективные формы и методы работы со слабыми и сильными учащимися;  ­ использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, включать в систему контроля   заданий   различного   характера   –   тестовых,     исследовательских,   творческих, идентичных  заданиям в КИМах.  ­ объективно  оценивать в течение всего учебного года знания, умения и навыки учащихся. 8.   Учителю   русского   языка   Левиной   Н.В.   организовать   дополнительные   занятия   с Константиновой Д. с целью подготовки к пересдаче экзамена по русскому языку в сентябре.