Цель работы МО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Протокол
Заседания МО учителей гуманитарного цикла от 21.10.16
Присутствуют: учителя МО (5 человек)
Отсутствуют:
Повестка дня:
1. Организация и проведение итогового сочинения в 11 классах
2. Изучение нормативноправового сопровождения ГИА.
3. Подготовка к методическому дню «Новые формы организации работы МО как способ
развития положительной профессиональной мотивации учителя и стремления к
профессиональному росту»
В начале заседания выступила руководитель МО Куликова О.А.. Она довела до сведения
педагогов нормативноправовую базу, связанную с итоговой аттестацией 20162017 учебного
года. Были рассмотрены следующие документы:
Региональные:
Приказ министерства образования Саратовской области от 3 августа 2016 года № 2458 "Об
организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования на территории Саратовской области в
2016/2017 учебном году" Приказ № 2458 Приложение к приказу № 2458
Приказ министерства образования Саратовской области от 29.09.2016 № 3063 "О продолжении
обучения лиц, не прошедших государственную итоговую аттестацию по общеобразовательным
программам основного общего образования, в государственных профессиональных образовательных
организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство
образования Саратовской области"
Приказ министерства образования Саратовской области от 14 октября 2016 года № 3231
Приказ Министерства Образования Саратовской области от 30 сентября 2016 года № 3066 "О
перечне видов работ по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
"Об
утверждении порядка информирования участников государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования и их родителей (законных
представителей) по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования, итогового сочинения (изложения)
"О
порядке и местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2016/2017 учебном году
Приказ министерства образования Саратовской области от 14 октября 2016 года № 3232
Муниципальные:
Приказ УОО № 211 от 12.08.2016 г. "Об организации подготовки и проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования на территории Ртищевского муниципального района в 2016/2017 учебном году"
Приказ УОО №235 от 08.09.2016 г. "Об утверждении муниципального координатора проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования в 2016/2017 учебном году"
Приказ УОО №257 от 10.10.2016 г. "О порядке и местах регистрации на участие в итоговом
сочинении (изложении) в 2016/2017 учебном году на территории Ртищевского муниципального района"
Приказ УОО №263 от 12.10.2016 г. "О разграничении видов работ по подготовке и проведению
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования"
Педагоги МО приняли активное участие в обсуждении данных документов, которые единогласно было
принято взять во внимание во время подготовки к итоговой аттестации обучающихся в 2017.
Руководитель МО гуманитарного цикла Куликова О.А. познакомила учителей русского
языка и литературы с рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения,
техническим регламентом проведения сочинения, образцами бланков регистрации, критериями
оценивания итогового сочинения, сообщила об основных изменениях (дополнениях), вносимых вметодические документы в 2016/2017 учебном году.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт
педагогических измерений (ФИПИ) разработали методические рекомендации по подготовке и
проведению итогового сочинения в 2016/2017 учебном году.
Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году 7
декабря 2016 года. Повторно написать сочинение смогут обучающиеся, получившие
неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не
завершившие его написание по уважительным причинам 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года.
Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 классов допуском к
государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Для участия
в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две
недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении
проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в
итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны
подать в места, определенные региональным органом управления образованием.
Рекомендации определяют перечень документов, которые вместе с заявлением на участие в
сочинении (изложении) должны подать выпускники прошлых лет и обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55
минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными
возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов продолжительность написания
итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Кроме того в рекомендациях изложен порядок проведения сочинения, в том числе для
различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок
проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения).
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016/17
учебном году размещены на сайте Рособрнадзора, на сайте ФИПИ, а также на официальном
информационном портале единого государственного экзамена в разделах для участников
ЕГЭ и организаторов.
Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие
особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по
вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на этот учебный год:
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух
важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и
поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в
сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с
выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти
путем предательства, лжи и лицемерия.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в
разных аспектах: социальноисторическом, нравственнофилософском, психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека,
страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного
и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на
пути познания мира, обретения жизненного опыта.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой
дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и
даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Также в рекомендациях даны примеры анализа сочинений на соответствие требованиям
объема, самостоятельности, соответствия теме, аргументации, композиции и логикирассуждения, качества письменной речи, грамотности.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать
на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны
давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание
сочинения;
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
О работе по подготовке учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения сообщила Левина
Н.В. Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе осуществляется в рамках регионального
компонента программы по русскому языку. Запланированы и проводятся занятия по следующим
темам: «Основные требования к написанию выпускного сочинения. Направления тем», «Тема
сочинения: выбор, осмысление, раскрытие», «Композиция сочинения. Вступление к сочинению»,
«Композиция сочинения. Заключение», «Организация материала при помощи плана. Роль
эпиграфа и цитирования в сочинении», а также занятия, посвященные пяти направлениям 2016
года («Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда»).
На всех уроках и занятиях элективных курсов учащиеся 11 класса:
проверки;
направлениями;
− отрабатывают навыки написания вступления и заключения к сочинению, подбора
аргументов на основе художественного произведения, написания сочинения в
соответствии с требованиями и критериями проверки;
− анализируют эпизоды художественных произведений в соответствии с
− анализируют сочиненияобразцы в соответствии с требованиями и критериями
− анализируют и редактируют собственные сочинения и сочинения одноклассников.
Готовятся ребята к написанию итогового сочинения и во внеурочное время. Учащиеся
перечитывают художественные произведения, выделяя эпизоды для анализа, пишут сочинения по
предложенным темам каждого из направлений, в случае необходимости редактируют
проверенные учителем работы. Левиной Н.В. было проведено 2 пробных сочинения. Все работы
получили «зачет». На родительском собрании в 11 классе вопрос подготовки и порядка
написания итогового сочинения обсуждался. Левина Н.В. ответила на все интересующие
родителей вопросы.
При подготовке к методическому дню «Новые формы организации работы МО как способ
развития положительной профессиональной мотивации учителя и стремления к
профессиональному росту» (25.11.2016г.) учителями МО обсуждались инновационные
направления в работе МО с целью повышения качества образовательного процесса.
Решение:
1 Взять за основу рассмотренные на МО нормативноправовые документы по ГИА во время
подготовки к итоговой аттестации обучающихся в 2017 году.
1. Считать работу педагогов МО по подготовке к итоговой аттестации лицеистов
удовлетворительной.