Работа на пед-ярмарку. Резьба "Татьянка" - новый вид искусства.

  • Занимательные материалы
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • Семинары
  • doc
  • 28.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Резьба по дереву в стиле «Татьянка» - новый вид искусства. Эта авторская разработка держится «на двух китах»: собственно обучения технологии резьбы и особенностей ее практического изменения. Технология вмещает в себя все типы резьбы: сквозную, прорезную, накладную, комбинированную, плоскорельефную, плоскорельефную с обратным рельефом, барельефную горельефную и объемную.
Иконка файла материала Работа на пед. ярморку.2.doc
Разработал учитель высшей категории по трудовому обучению Синкевич В. Н. ГОУ Краснореченская КШИ. 2008г.Мастер создающий мастеров. Резьбой занимаются миллионы людей, и многие с ней знакомы. Вроде, все о резьбе известно ­ этот  вид искусства ведет свою историю с языческих времен. Возможно ли, чтобы один человек создал  новый промысел и совершил то, на что у народных промыслов уходило несколько сот лет? Стало  быть, возможно. Резьба по дереву в стиле ‘Татьянка” ­ это авторская разработка, ставшая  национальной российской резьбой. Ее автор ­ Шамиль Сасыков, уникальнейший художник,  виртуозно владеющий своим собственным ремеслом, о котором он до 33 лет даже и не помышлял. Шамиль Сасыков родом из Нижегородской губернии. За свою жизнь он перепробовал много  профессий. Работал столяром, киномехаником, метеорологом, шофером. В свободное от работы  время Шамиль занимался сначала чеканкой по металлу, потом ювелирным делом, даже имел заказы. Геологом прошел в маршрутах дальний Восток, Кавказ, Казахстан. Однажды найдя в маршруте  интересную корягу и убрав с нее походным ножиком все лишнее, он создал свою первую  скульптурную композицию, которую потом его упросили продать. Шамиль увлекся резьбой по  дереву, поверив, что может творить красоту. Его былинные богатыри, косолапые мишки, глухари, тетерева, ­ русская сказка, воплощенная в  дереве талантливыми руками Мастера, поразила в 1987 году воображение немецкого столяра  Николауса Хуна, который пригласил Шамиля в ФРГ. Работал российский мастер в Гамбурге в  Институте лечебной педагогики Наус Миньон и делал деревянные скульптуры. И вот там­то 12­ летний опыт общения с деревом вылился в нечто такое, чего на свете раньше никогда не было: 29  декабря 1990 года родилась новая технология резьбы. Она приснилась Шамилю во сне, как таблица  ­ Менделееву. Шамиль подумал: обязателен ли в резьбе фон, нельзя ли его заменить, ведь в живой  природе он не существует? И действительно, стоит вспомнить лес или кусочек поля, и становится  ясно ­ нет “фона: листочек выглядывает из­под листочка, за веточкой видна другая веточка.  Простота исполнения и широта возможностей, открывающихся для творчества, очень скоро  позволили новому способу художественной обработки дерева встать в один ряд с другими  традиционными промыслами. Недолго думая, Шамиль назвал свое изобретение в честь супруги  Татьяны Владимировны, сподвижницы, верного друга, музы, ангела­хранителя семейного очага,  вокруг которого ­ семеро детей: Дина, Денис, Дима, Дана, Дэлия, Даша, Данелия. К тому же  ‘Татьянка” родилась в день рождения Татьяны! Татьяна Федоровна Фаберже ­ внучка и наследница известного на весь мир ювелира Карла Фаберже  приезжала специально из Франции, чтобы ознакомиться с резьбой “Татьянка’, и ее мнение было  таким: ‘Это новый вид искусства ­ как “Фаберже” в дереве”. Верит Мастер, создающий Мастеров, что возродятся на российской земле деревни с их  удивительными художественными промыслами и ремеслами, народным деревянным зодчеством,  возродится Красота, душа народа, его доброта! Этой цели Шамиль Сасыков посвятил свою жизнь,  потому что, как сказал некогда Рильке о Родене, он видит лучше, чем кто­либо другой, что  обстоятельства и время угрожают всему прекрасному в людях, в зверях и вещах... Его творчество  росло из ремесла, из почти что непреднамеренного и смиренного стремления делать все лучшие и  лучшие вещи... Великие мысли, возвышенные значения пришли к нему сами, как законы,  соблюдаемые в добре и совершенстве: он их не звал. Он их желал, он шел своим путем, согбенный  как батрак, и создал Землю, создав сотни Земель. Но каждая Земля живет, излучая свое небо и  отбрасывая свои звездные ночи далеко­далеко в просторы вечности”. 2О РЕЗЬБЕ «ТАТЬЯНКА» Резьба по дереву в стиле «Татьянка» ­ новый вид искусства. Эта авторская разработка держится «на двух китах»: собственно обучения технологии резьбы и особенностей ее практического изменения. Технология вмещает в себя все типы резьбы: сквозную, прорезную, накладную,  комбинированную, плоскорельефную, плоскорельефную с обратным рельефом, барельефную  горельефную и объемную. Современная технология резьбы должна быть предельно широкой, годной как для  самостоятельного, так и прикладного применения. Исходя из этого, автором прорабатывается и  создаётся система приёмов детального выполнения любых элементов, как крупных, так и  мельчайших. Нужно отметить, что каждый приём выполнения резьбы прорабатывается опытным  путём с привлечением сотен, а подчас и тысяч резчиков, обученных с нуля. Только после  системного анализа устойчивости, практичности и целесообразности совокупность элементов и  отшлифованных приемов, становящихся чёткими, обоснованными и последовательными,  описывается теоретически и закрепляется при создании товарных изделий. Затем эти приемы вводятся в систему поэтапного и поэлементного обучения, позволяющего обучать всех людей, вне зависимости от их возраста, пола и способностей.  Рисунки и композиции, соответственно, создаются с учётом этих приёмов. В начале обучение  базируется на условных элементах и их сочетаниях. По мере роста мастерства, практических  навыков, специализации мышления, отработки навыков рисования, понимания пластики, накопления знаний о природе идет постепенный переход на элементы, приближённые к реальной, живой  природе, где главное значение имеет художественная выразительность резьбы. Виртуозное же  владение технологией позволяет вырезать быстро чётко и с минимальными искажениями любые по  сложности композиции. Благодаря этому применение резьбы «Татьянка» становится весьма многообразным и безграничным. Это и производство сувениров, и отделка мебели, Интерьера, жилья, храмов, и создание  самостоятельных художественных  произведений. Инструмент, конечно, должен соответствовать такому многообразию резьбы, многогранности ее  применения и отвечать бесконечно сложной технологии, И такой инструмент  создан. В  распоряжении резчиков около пятисот различных типов стамесок. Это подчас просто уникальные  резцы, позволяющие работать быстро, красиво, не утомляясь, и получать истинное удовольствие от  практичного и удобного инструмента. Таким образом, стиль резьбы как ремесло и искусство коренным образом отличается от всех других стилей резьбы, а также резко выделяется из ряда промыслов, имея самостоятельный рисунок,  технологию и применение.  Ваза (комбинированная техника: сочетание плоской, сквозной и накладной  резьбы, барельефа и горельефа). 3РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ «ТАТЬЯНКА» как явление декоративно – прикладного творчества. Среди многообразия профессионального, самодеятельного, традиционного народного творчества в  области резьбы по дереву в 90­х годах возникло новое направление – «Татьянка». По своему  происхождению эту резьбу можно отнести именно к самодеятельному творчеству т.к.  основоположник этого способа резьбы Шамиль Сасыков не был профессиональным художником и  резчиком по дереву. Данное направление резьбы по дереву стало успешно развиваться,  совершенствуясь технически, обретая новые художественно­образные грани, завоёвывая рынок.  Четырнадцатилетний путь развития резьбы “Татьянка” не может оставить это явление  незамеченным и делает необходимым его осмысление в контексте развития современной резьбы по  дереву. Необходимо отметить, прежде всего, что “Татьянка” ­ авторское изобретение, и в основе её  своеобразия лежат технологические приемы: применение усовершенствованных резцов особой  формы, сам способ резьбы, когда резчик режет с давлением и выполняет резьбу обязательно двумя  руками. Один из главных принципов ­ создание сложного и высокого рельефа в массиве доски, не  прибегая к накладным приклеенным элементам. При первом знакомстве с этой резьбой становится заметна её разноплановость, широкий спектр  направлений, которые можно образно представить в виде дерева со множеством ветвей. Полное  представление о “Татьянке” нельзя составить по единичным произведениям. Объединяющим  моментом является технология и общая реалистическая направленность в трактовке мотивов. Тяга к реалистичности, даже к некоторой натуралистичности, заставляет мастеров внимательно  изучать природу. Не поверхностные наблюдения, а глубокое знание особенностей растений, цветов  и насекомых приводят мастера к передаче характерного, а не случайно подсмотренного. условность и стилизация в «Татьянке» тоже присутствуют. Более заметны они в произведениях, выполненных в  плоскорельефной технике. Орнамент резьбы преимущественно растительный, часто в него включены также и зооморфные  мотивы. Круг зооморфных образов составляют бабочки, насекомые, птицы и животные. Иногда они  сильно стилизованы, вплетены в растительные ветви и листья, иногда, наоборот, рельефны на фоне  растительного орнамента. Для “Татьянки” характерно заполнение резным орнаментом всей  поверхности изделия. Орнамент, как правило, плотный, без просветов фона. Композиции здесь  часто ассиметричные, фризовые, ковровые. Сходство рисунка одного из направлений “Татьянки” с  абрамцево­кудринской резьбой выявляется только на первый взгляд и чисто внешнее, технология  этих видов резьбы абсолютно разная. Одним из спорных моментов для многих искусствоведов является использование тонирования и  подкраски резных изделий аэрографом. Сама по себе раскраска или подкраска в деревянной резьбе  тоже имеет давние традиции: подкрашивались резные крестьянские прялки, раскрашивалась  4русская деревянная церковная скульптура. Надо сказать, что цвет в “Татьянке” используется  достаточно деликатно. Что касается аэрографа, то переход на более современные материалы  характерен и для многих народных промыслов (анилиновые красители в Полхов­Майданском  промысле, в Филимоновской глиняной игрушке). Было бы ошибочно подходить к анализу резьбы  “Татьянка’ с той же меркой, что и к традиционным промыслам. Это явление не претендует на  статус народного промысла, так как не ставит своей целью развить ту или иную местную  культурную традицию, да и в своём внутреннем развитии на первое место ставит не соблюдение  канона и традиции, а индивидуальное самовыражение каждого мастера. По своей форме это скорее  очень крупная творческая художественная мастерская, оценивать которую надо с позиций  авторского самодеятельного творчества. да и развитие резьбы шло в форме творческой мастерской  авторской школы, которая оказывает заметное влияние на развитие декоративно­прикладного  искусства в России. Стечением времени школа разрасталась, учеников становилось всё больше,  Каждый резчик, обучившись основным приемам, мог выражать себя в этом стиле в меру своей  художествен ной одаренности. В этом были свои плюсы и свои минусы. С одной стороны ­  абсолютная творческая свобода, открытость резьбы для всего нового, С другой стороны ­ наличие  обязательно чётких стилистических черт. И хотя нет той канвы ­ коллективной вековой традиции,  которая формирует мышление, эстетические идеалы и направляет художественный поиск мастера.  Здесь всё диктуется Сасыковым Шамилем. В таких условиях определяющей становится авторская  концепция обучения резьбе, направленная на развитие одаренности и художественного вкуса  резчика. “Татьянка” построена на сочетании многих видов и техник резьбы. Здесь можно увидеть образы  плоскорельефной, рельефной и даже горельефной резьбы. Присутствуют здесь также объемно ­  скульптурные накладные элементы. Во всём стилистическом многообразии “Татьянки” можно  выделить следующие основные направления.  Плоскорельефная резьба. Этот наиболее простой вид резьбы используется в “Татьянке” на  первоначальных этапах обучения мастеров. Орнамент может, например, представлять собой  плавные изгибы стилизованных растительных ветвей, иногда с включенными в него, также  стилизованными, фигурами насекомых и птиц. Игру света и тени создают желобки, придающие  листьям ребристый характер. Плоскорельефная резьба с рельефными элементами. Какие­то элементы орнамента, например,  ягоды рябины, вырезаны рельефно, а листья ­ в плоскорельефной технике. Рельефная резьба “этажностью’. Различные элементы резьбы помещаются на определенных  уровнях относительно фона. Элементы резьбы имеют разную высоту, но высота эта не произвольна,  а упорядочена, включает в себя 3­4 уровня. Например, центральный цветок в композиции  располагается на самом высоком уровне, несколько окружающих его листьев находятся чуть ниже,  а остальные листья лишь немного приподняты над фоном. Барельефная резьба. Здесь этажность уже не соблюдается так чётко, относительно высоты  элементы расположены свободно. В рельефе такого рода возникает переплетение: лист или ветка из  нижнего уровня может подниматься наверх, а другой элемент с высокой точки рельефа может  спускаться вниз. Горельефная резьба. Горельефная резьба в “Татьянке” не является накладным элементом, а  режется из массива доски. Композиция иногда даже является почти круглой скульптурой. Ветвь  или цветок, бывает, лишь в нескольких местах касаются доски, почти парят над ней, от этого  возникает впечатление лёгкости, воздушности. Прорезь. Это не совсем ажурная резьба, а скорее резьба со сквозными просветами некоторых  участков фона. Производят впечатление выполненные в этой технике пасхальные яйца, а также  яблоки. Объемная скульптурная резьба не имеет самостоятельного значения в ‘Татьянке”. Объемные  детали чаще всего используются в качестве накладных, как дополнительное украшение шкатулок  или других резных изделий. Встречаются шкатулки, крышку которых украшает объемная ящерица  или птица. 5ОБРАЗ МИРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЗЬБЕ, Резьба по дереву является по своему пластическому предназначению в большинстве случаев  украшением, искусством понятным и близким народу. Резьбой украшают здания, предметы быта,  при помощи резьбы создают прекрасные декоративные произведения. Резьба как вид народного декоративно­прикладного искусства постоянно нуждается в новых  талантах. Профессиональное обучение основам резьбы создает необходимые условия для  сохранения этого вида творчества ­ художественной обработки дерева ­ как части национальной  культуры. Самобытность творчества резчиков становится залогом того, что в каждом произведении  возможно увидеть поэтичность, декоративную выразительность, что должно обеспечить  продолжение и развитие художественной традиции. Именно поэтому  художественная резьба по  дереву «Татьянка», несомненно, откроет для многих путь к декоративно­прикладному творчеству;  кто­то станет резчиком­художником, а другие найдут для себя любимое и полезное занятие,  украшающее не только предметы, но и жизнь среди вещей. Художественно­эстетическое развитие народа является гуманной задачей, обеспечивающей не  только образование, но и эстетически организующей жизнь и ее уклад. В резьбе настолько органично переплетаются мотивы из окружающей жизни, что руки резчика остро чувствуют гармонию  орнаментальных форм природы. И только настоящее мастерство исполнения резьбы передает  слаженность форм и их пластические переходы. В настоящее время необходимо высоко оценить своевременность появления нового стиля резьбы по  дереву «Татьянка», который своей миссией восполнит популяризацию одного из любимых видов  народного декоративно­прикладного искусства. От этого исконно народные традиции творчества  обработки повсеместно распространённого материала ­ древесины, обретут новых последователей.  Выполнение поделок, сувениров, изделий связано не только с практическим руководством и  обучением, но и с чтением о любимом деле. Интеллектуальное становление всегда составляло  основу воздействующей силы искусства. Утверждение идей красоты через свое творчество ­ это то  обязательное начало, которое позволит освоить не только резьбу, но и разовьет художественное и  проектное мышление, поможет сделать произведение, украшенное резьбой, дорогой интерьерной  вещью.  Обучение обработке дерева должно проводиться в дополнительном  образовании в каждом  образовательном учреждении, преподаваться на уроках технологии, а для талантливых учеников  продолжиться в сфере профессионального образования. Работа с деревом развивает ручную  6умелость, сноровку, прививает трудовые навыки. Резьба по дереву для многих учеников  откроет  путь в  прикладное творчество и народные промыслы. Мнение психолога. Занятия «Татьянкой» способствуют проявлению человеческой индивидуальности. Вырезая сначала простые элементы, а затем, создавая все более сложные композиции, каждый  вырабатывает свой собственный неповторимый почерк. На занятиях по художественной резьбе в  полной мере проявляется человеческая индивидуальность, что особенно важно сейчас в условиях  массовой компьютеризации и внедрения виртуальной реальности. Компьютер, который очень  помогает в работе и учебе, начинает действовать негативно на тех, кто посвящает ему слишком  много времени. В надежде на информационность компьютера работающие за ним подчас перестают доверять  собственной аналитически­синтетической деятельности, памяти, переадресуют многие решения  задач компьютеру. Еще хуже, когда подростки, погружаясь в виртуальный мир, выпадают из  реальности, перестают общаться с окружающими. Придуманный мир становится своеобразной  болезнью, из которой может вывести только другая, сильно заинтересовавшая деятельность,  творчество, сопереживание и соучастие в делах других людей. Возможность практического использования навыков и воспитание определенных черт характера при изучении художественной резьбы «Татьявка» делает подростка способным справляться с  возникающими трудностями, а не бежать от реальности. На этих занятиях во многом реализуется  стремление подростка быть и считаться взрослым. Способность видеть себя отличным от других  человеком, создающим новые общественно­ценные результаты, достигающим успеха человеком,  обладающим определенными востребованными качествами, составляет Я­образ, самоуважение. Э.Эриксон в своей работе <(Идентичность: юность и кризис)), развивая идеи 3.Фрейда, пришел к  убеждению, что центральным событием среднего детства (как раз тогда, когда можно начинать  занятия резьбой) является психосоциальный конфликт ­ трудолюбие против чувства  неполноценности. В этом возрасте значительная часть времени и энергии детей направляется на  приобретение новых знаний и навыков. Их отношения со сверстниками и взрослыми становятся  7более устойчивыми и значительными. Теперь, уверенные в себе, они более способны сосредоточить  свои силы на учебе, решении проблем и дальнейших достижениях. Якушева Мария Владимировна, психолог, занимается резьбой с 2003 года. РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА. Резьба по дереву в отличии от рисования, лепки и даже чеканки требует приложения физических  усилий, разных в зависимости от вида резьбы и свойств дерева, его твердости, плотности и  влажности. При выполнении мелкой резьбы в основном работают кисти рук и пальцы. При этом  прилагаемое физическое усилие для всего организма небольшое, но для рук и пальцев ­  значительное. В то же время большие по размеру элементы резьбы вовлекают в работу другие  мышцы рук, и даже всего тела. Например, при выполнении резьбы на шкатулке резчик, работая в  своем авторитме и авторежиме, затрачивает определенные физические усилия на продвижение  стамески при срезании стружки и на удержание в руках изделия. При этом, естественно, и все тело,  поддерживая руки, напрягается: дыхание обычно затаивается, ноги упираются в пол. Потом  происходит расслабление, и все совершается в естественном режиме: вдох и затем снова ритм  устанавливается подсознательно. Это фактически очень слабое физическое напряжение и расслабление, и человек даже не обращает  на это внимание. Но оно есть, и, занимаясь резьбой несколько часов подряд, напрягаясь и  расслабляясь, организм человека в совокупности испытывает значительную, хоть и дозированную  физическую и эмоциональную нагрузку. Это особенно важно для людей, имеющих какие­то  проблемы со здоровьем. Занятия резьбой могут быть для них своего рода физической  реабилитацией при определенных недугах. В целом, организм, подвергаясь физической нагрузке,  естественно, крепнет. Но главное в занятиях изобразительным творчеством ­ это то, что в работу  включается правое полушарие мозга. До совсем недавнего времени преобладало мнение о том, что левое полушарие развито в большей  степени, чем правое. Речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей  располагаются главным образом в левом полушарии. Но в последнее время ученые все больше и  больше сходятся во мнении, что существует два режима мышления: вербальный, за которое  отвечает левое полушарие мозга, и невербальный, за которое отвечает правое полушарие. Правое  8полушарие, по­видимому, работает синтезатором входящей информации, а левое полушарие ­ в  логически­аналитическом режиме. Джерри Леви в своей работе “Психобиологические следствия  двусторонней асимметрии” писал: “Левое полушарие анализирует время, в то время как правое  полушарие синтезирует пространство”. Левостороннее мышление доминирует в жизни человека.  Правое полушарие мозга ­ мечтатель, мастеровой, фантазер, художник, изобретатель, архитектор ­ в нашей школьной системе образования не получает должного развития. В традиционной школе, в  вузах в основном преобладает вербально­аналитический технологический режим культуры,  включающий в себя формирование навыков чтения, письма, счета. Очень мало внимания уделяется  развитию у школьников воображения, наблюдательности, пространственного мышления, творчества, интуиции, изобретательности. В то же время вряд ли найдется кто­либо, не ценящий эти  способности, навыки. Эти качества в жизни человека крайне необходимы. Уроки “Татьянки” как  изобразительного искусства резьбы по дереву являются хорошей тренировкой для всестороннего  развития личности, и могут тем самым восполнить недостатки в образовательных программах.  Поскольку вследствие функциональной ассиметрии левое полушарие отвечает за осязание правой  руки и логику, а правое ­ за зрительно­пространственные образы, творческое мышление,  воображение, восприятие живописи, рисунка, скульптуры, то ребенок получает навыки и,  соответственно, доступ к той части разума, которая способствует формированию творческой,  интуитивной мысли. А соответственно приобретает способность мыслить более творчески и в  других областях жизни. У каждого человека есть еще неиспользованный потенциал. И кто знает, кем вы станете, если будете развиваться в новой среде, где вы еще не использовали свои скрытые способности и возможности! стили резьбы. Существует множество стилей резьбы, отличающихся внешним видом и техникой вырезания. Стиль в искусстве ­ общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению. Эта общность порождает единообразную систему художественных форм и в целом придает многим предметам однотипность, схожесть определенных деталей,  повторяющихся в разных изделиях. Это выражается в намеренной имитации, упрощении, схематичном изображении фигур, растений или животных с помощью  определенных приемов рисунка, подчеркивающих то, что характерно для данного стиля. Наиболее известные стили: готический, барокко, рококо, модерн, африканский, азиатский.           африканский стиль.      азиатский стиль 9геометрическая резьба.             Во всем мире распространена техника геометрической резьбы. В России имеется так называемый  церковный стиль, домовая резьба, абрамцевско­кудринский стиль, богородский стиль. Есть еще и  любительская резьба, которую стилем назвать нет возможности: все режут, как хотят.  Решив заниматься резьбой, человек подчас мало задумывается о будущем, о том, как и где он  сможет применить полученные знания, Если выбран классический путь, проходящий через  специализированные художественные училища и мастерские, то там как­то уже можно  определяться. Обычно они имеют определенную ориентацию: богородский стиль ­ на создание  игрушек, абрамцевско­кудринский стиль ­ на производство сувениров, церковный стиль ­ на  создание специфической культовой резьбы. 10На практике резчик­специалист работает в каком­то одном определенном закрытом стиле, в его  достаточно жестких рамках, где требования уже традиционно сложились, закрепились и должны  неукоснительно соблюдаться. Нельзя допускать того, чтобы черты, приемы, традиции промысла  размывались. Я, вообще, противник смешивания стилей. Это, несомненно, ведет к их деградации.  Сложившиеся веками в традиционных стилях приемы резьбы, отделки, применения, даже, так скажем, отношения к рабочему месту, инструменту, времени работы, рабочей одежде ­ все должно  сохраняться, как можно строже. Иногда резчики намеренно смешивают разные в одном изделии. Если этого требует замысел, а  мастер уверен в себе и хорошо знает эти стили, то выразительность изделия только выигрывает. Но  зачастую под этим скрывается недостаток мастерства резчика. Эклектизм (выбирающий), в изобразительном искусстве ­ отсутствие единства, целостности,  зачастую формальное, механическое сочетание деталей разных стилей в одном произведении. Если вы выбрали свой стиль, то очень важно правильно подбирать размеры и отделку изделий ­ все  то, что может привести к успеху, и ваши произведения, став неповторимыми, будут пользоваться  спросом. Хорошо, если мастер не просто точно отображает все особенности, присущие данному виду  животного или растения, но и придает новые черты образу, подчеркивая в нем грациозность, силу,  трепетность, пластику. Но таких работ почти нет или их чрезвычайно мало. Чтобы создать подобное произведение надо быть действительно настоящим мастером. Однако, выбран, например, любительский стиль, не следует ожидать, что вы сможете реализовать  свои изделия. То, что нравится вам и, предположим, вашим соседям, родственникам, друзьям, вовсе не означает, что это будет приводить в восторг посторонних людей. И более того, может случиться,  и чаще всего так и бывает, совсем уж обратное: никто ничего не захочет у вас покупать. Таких  примеров более, чем достаточно. И вот что примечательно: любители часто отличаются большим,  просто фантастическим трудолюбием, плодовитостью и убежденностью, что они ­ мастера резьбы.  Примечательно и то, что любители обычно не любят рисовать, а их композиции весьма слабые и  вычурные. Разумеется, бывают и приятные исключения. Многим известны такие имена, как Михаил  Ильяев, Александр Афанасьев, Николай Степанов. Это не только отличные резчики и самобытные  художники, но также и хорошие популяризаторы резьбы. Вряд ли следует приветствовать любителей вырезать иконы ­ назначение таких изделий  однозначное, да и приступать к выполнению такой работы без соблюдения определенных ритуалов,  знания четких критериев использования инструмента и разных видов дерева, а также самих приемов резьбы ­ нельзя. Однако горе­специалистов ­ хоть пруд пруди! Думается, привлекает их в резьбе  икон видимая простота, призрачная востребованность, тщеславие ­ “иконы режу”, а также один из  пороков ­ лень: есть уже написанные образцы, поэтому не нужно рисовать, создавать композиции,  думать нет нужды. Тяжело, безусловно, художнику бывает в рамках стиля, но назвался груздем ­ так и терпи. Поэтому, прежде чем начать работать, следует задуматься, какого стиля придерживаться, а, выбран, узнать  все присущие ему требования, законы, приемы и особенности. У нас ­ стиль “Татьянка”. Этот стиль безграничен и дает свободу творчества резчику, позволяя ему  стать настоящим художником. 11ДОРОЖИТЬ СОКРОВИЩАМИ СТАРИНЫ. В годы великих преобразований в истории России было уничтожено множество промыслов,  мастеровых сословий, нарушена культурная и промысловая последовательность, наследственная  преемственность, традиции и технологии. А многое сохранилось, вообще, только в виде легенд,  мифов, сказаний. Неисчислимое множество предметов культурного и духовного наследия и  памятников истории, архитектуры погибло, предано забвению или вывезено. История декоративно­прикладного искусства, если судить по предметам, найденным археологами,  насчитывает на Руси несколько десятков тысяч лет и при всей своей неповторимой национальности  неотделима от других художественных культур. И.Э. Грабарь в “Истории русского искусства”  12писал: “Истоки русского искусства восходят к художественности славянских племен и к искусству  античного и скифского Причерноморья”. На территории современной России сравнительно немного пещер с сохранившимися наскальными  рисунками (самая известная пещера ­ “Каповая пещера” на Южном Урале), но много раскопано  курганов. Вероятно, раньше климат был более теплым, и люди жили гораздо севернее, чем сейчас.  Хотя от городищ и других крупных поселений мало что осталось, однако благодаря находкам  археологов по предметам­символам семьи и рода, захороненным вместе с человеком, можно  частично представлять жизнь и обычаи, бытовавшие в те далекие времена, Один Аркаим чего стоит. Этих предметов найдено множество, и все они воплощены в виде художественных изделий,  сопутствующих человеку с момента его рождения и до смерти. Поскольку люди верили в загробный мир, и что человек лишь гость в этом мире, то эти вещи, по их представлениям, всегда, при жизни и  после перехода в мир иной, оберегали его. В древности мастера изготовляли не только амулеты,  обереги, посуду, инструменты, оружие и орудия труда, но и делали предметы украшения, те вещи,  служившие именно цели украшения быта, тела, одежды. У ремесленников и мастеров была  необходимость и стремление создавать предметы искусства. Кроме того, к неотъемлемой части  жизни принадлежали стилизованные художественные предметы, имевшие чисто культовое значение. Наши предки умели создавать уникальные ювелирные произведения, обладая изощренной техникой  и мастерством такого уровня, что даже современных ювелиров ставят в тупик. Золотые скифские  украшения в зверином стиле очень художественные, совершенные, даже по современным понятиям.  Чтобы создать такую стилизацию,  по­моему, необходимо значительное время, а для ее развития и  совершенствования требуется преемственность в передаче технологий. То же можно говорить об искусстве изготовления оружия. О мечах, изготовленных русами,  арабский путешественник Ал­Бирун писал, что они превосходят мечи восточных оружейников. В  древней Руси на высоком уровне развития находилось ткачество, культура обработки кожи, кости  и, конечно, дерева. И это неудивительно: большую часть территории древней Руси занимали леса со сравнительно  небольшими участками сельскохозяйственных угодий. Из дерева, наиболее доступного и  привычного материала, строились жилища, у которых  крылечки, горницы, наличники украшались  удивительной резьбой, и изготавливалось огромное количество предметов, окружавших человека:  утварь, предметы обихода, орудия труда. В резьбе по дереву наиболее ярко проявилась самобытная  культура и творческая одаренность народа. Несомненно, резьба по дереву, которая требует определенных художественных способностей,  какого­нибудь опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была  основным и одним из первых видов художественно ­ прикладных ремесел. В V веке византийский дипломат Приск Панийский после посещения на Дунае дворца Аттилы был  поражен его убранством, украшенным искусной резьбой. До принятия христианства на Руси существовала религия с верой в бытие Всевышнего и целой  плеяды его родственников, как бы несущих ответственность за определенные виды деятельности  человека и природных явлений. Каждому такому представителю божественного племени  соответствовали идолы ­ деревянные скульптуры. В описаниях араба Ахмеда Ибн Фадлана (922 год) имеется сцена подношения русами даров к деревянной скульптурной группе в виде идолов,  воткнутых в землю. Скульптуры, по его описаниям, просто грубые и достаточно схематично  обозначенные, фактически они были сделаны в виде тонких бревен с едва намеченными чертами  человеческих лиц. «Путешествие Ибн­Фадлана на Волгу/ Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского».  Летописи под 980 годом повествуют, что князь Владимир «повеле кумиры испроверши, овы осечи, а другие огневи предати». С тех пор повсеместно, где только можно, деревянные кумиры –  скульптуры и всё, что напоминало прежнюю веру, уничтожали. Все эти источники указывают то, что в древней руси резьба по дереву, хоть и культовая в основном,  была широко распространенной и весьма искусной. Замечательный русский историк искусства. Н.  А. Померанцев в своей книге “Русская деревянная скульптура” отмечал: “Светлый мир деревянной  13пластики, отличающийся как и древнерусская икона, яркостью красок. ­ многообразием форм,  оригинальностью образов эпическим характером языка. выражает заветные мысли и чувства  народа”.  В мае 2004 года по радио  в одной из передач прозвучало сообщение о найденном во глубине  карельских лесов капище с идолами. И что примечательно ­ возраст дерева, из которого сделаны  резные фигуры, не превышает ста лет. Фигуры идолов кем­то со временем по мере надобности  заменяются с сохранением идентичности форм, о чем свидетельствуют фрагменты прежних фигур,  разбросанные поблизости. Многие из сохранившихся до нашего времени идолов имеют определенную художественную  выразительность. Сопоставление резных фигур (работы ХVIII ­ ХIХ веков) и сохранившихся резных работ Х ­ ХIII веков дает возможность говорить о схожести изобразительных традиций, приемов  обработки и использования природных свойств и качеств дерева. Эти работы выполнены в основном из древесины сосны, физические свойства которой требуют  упрощения и укрупнения мелких деталей. Резчики намеренно избегали вырезания тонких острых  форм, особенно, если предполагалось, что готовое изделие будет находиться под открытым небом.  А в подобных условиях такие детали долго не продержатся. Кроме того изображения должны были  быть читаемыми не только вблизи, но и на некотором отдалении. Поэтому резные скульптуры  характеризуются лаконичной выразительностью форм, сравнительно невысоким рельефом со  своеобразными композициями орнаментов. Имея достаточный опыт применения сосны, как наиболее употребляемой и долговечной древесины, резчики, несомненно, знали, как будет выглядеть изделие из сосны по прошествии оных  лет. Знали, как и чем обработать древесину, какое дерево выбирать в зависимости от назначения,  применения и целей. Поэтому изделия, выполненные опытным думающим мастером, со временем  становились даже более выразительными. Эти приемы обработки древесины прошли сквозь века и отчасти присущи современным русским мастерам декоративно­прикладного искусства, которые, например, для получения выразительного  эффекта искусственно старят древесину, обжигая ее. При этом более мягкие и светлые слои  убираются и темнеют, а более твердые, плотные остаются, их потом еще и дополнительно  осветляют. В настоящее время в России резьба по дереву получила новый импульс для развития. Обусловлено это тем, что можно индивидуально производить изделия, и не только для досуга или на  госпредприятиях, как это было прежде, но и на продажу. Сейчас работай, режь, продавай ­ сколько  хочешь, но, конечно, если есть спрос именно на то, что производится. Резьба, например, нужна в  многочисленные храмы, фабрики мебели, в частном строительстве, а также в качестве  художественных произведений сувенирного характера и просто для украшения дома. А что же  касается того: стали ли мы более искусными в резьбе по дереву, судите сами, и вообще, ­ есть ли  прогресс в искусстве или о прогрессе в искусстве можно говорить лишь условно? Список используемой литературы. 141. Журнал, художественная резьба по дереву «Татьянка»  Учредитель и издатель Шамиль  2. Сасыков.  Художественная резьба по дереву «Татьянка». Учебное пособие.  1­е издание,­ М., АНО  «Татьянка», 2005 г.  15