Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся
Оценка 4.6

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Оценка 4.6
Научные работы
doc
география +1
Взрослым
24.03.2018
Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся
Современное образование нацелено на развитие творческой личности учащихся. В связи с этим опыт творческой деятельности является одним из доминирующих компонентов его содержания. Формирование опыта творческой деятельности учащихся часто связывают с исследовательской деятельностью, которая включает в себя несколько этапов. Работа над текстом, как один из этапов носит продуктивно творческий характер и напрямую способствует развитию творческой активности и продуктивной самостоятельности личности, являющимися основными компонентами опыта творческой деятельности.
Работа над текстом.doc
Жуковская И.Е. Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся Современное образование в настоящее время ставит перед собой важную задачу   –   развитие   личности   ребенка,   раскрытие   его   интеллектуального   и, самое   главное,   творческого   потенциала.   Поэтому   опыт   творческой деятельности   является   одним   из   доминирующих   компонентов   содержания образования.   Его   формирование   и   развитие   зависит   от   организованного обучения   и   воспитания   учащегося.   Целенаправленный   процесс   овладения опытом   творческой   деятельности   способствует   мотивации   творчества, приобретению познавательной активности, творческого  мышления, решению творческих задач, способности к сотрудничеству, а так же саморазвитию и самореализации   личности   учащегося.   проявляющие   свою индивидуальность и обладающие опытом творческой деятельности, ценятся в современном обществе.   Люди, Развитие   творческих   способностей   ребенка   связывают   с исследовательским   методом.   Его   целью   является   формирование   опыта исследовательской деятельности учащихся. Данный метод призван обеспечить творческое   применение   знаний   учащихся,   и   заключается   в   освоении   ими приемов   самостоятельной   постановки   проблем,   нахождения   способов   их решения, в способности творчески мыслить и овладевать методами научного познания, что формирует интерес и потребность в творческой деятельности [1, 4, 7]. Под   исследовательской   деятельностью   понимают   форму   организации образовательной   работы,   связанной   с   решением   учащимися   творческой, исследовательской   задачи   с   заранее   неизвестным   решением   (в   различных областях науки, техники, искусств) [7].  Предполагается   наличие   основных   этапов   [1,7],   характерных   для научного исследования:  ценностно­ориентировочный этап – подразумевает следующий алгоритм деятельности   учащихся:   осознание   мотива   деятельности,   постановка проблемы,  выбор темы, формулировка цели и задач исследования;  конструктивный   этап   –   включает   собственно   работу   учащихся.   На данном этапе происходит изучение теории (знакомство с литературой, работа над текстом), выбор и освоение методики исследования, выполнение основной части работы – сбор собственного материала;  оценочно – рефлексивный этап – способствует не только оценке работы, но и целенаправленной самооценке учащихся. Этап включает в себя анализ результатов проделанной работы и их обобщение, написание выводов; презентативный   этап   –   предполагает   оформление   работы   в   виде  публикации, защиту исследовательской работы. Таким образом, при написании исследовательской работы учащиеся [8]: самостоятельно   и   охотно   приобретают   недостающие   знания   из   разных учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения  источников;  познавательных и практических задач;  приобретают коммуникативные умения;  развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,   наблюдения,   проведения   эксперимента,   анализа,   построения гипотез, обобщения);  развивают творческое мышление. Большое внимание при написании исследовательской работы необходимо уделять работе над текстом, как одному из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся [2]. Для этого используются различные источники литературы. Сама исследовательская деятельность предполагает научность,   поэтому,   следует   иметь   в   виду,   что   можно   работать   только   с научной,   научно­популярной   литературой,   а   так   же   со   справочными   и учебными изданиями. Работа над текстом носит продуктивно­творческий характер и включает в себя:          анализ текста; составление логико­понятийных схем, логических опорных конспектов; владение научными терминами; тезисное изложение или тезирование; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление матрицы идей; обозначение собственной позиции. При   анализе   научной   и   научно­популярной   литературы   можно использовать   стратегию   «Чтение   с   остановками»   [3].   Специфика   ее заключается   в   том,   что   учащиеся,   читая   текст,   разбитый   на   фрагменты, знакомятся   с   ним   медленно,   постоянно   возвращаясь   к   предыдущей информации,   анализируя   ее,   сопоставляя   не   только   с   опытом,   который представлен   автором,   но   и   со   своим   личным.   После   чтения,   учащиеся рефлексируют,   при   этом   не   просто   воспроизводят   прочитанное,   а анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей  ее решения. Другая   стратегия   «Таблица­синтез»   так   же   используется   для рефлексивного   восприятия   информации   [5].   Она   побуждает   учащихся   к диалогу   с   текстом,   к   критическому   осмыслению   его   содержания.   Умение вести диалог с текстом заключается в составлении таблицы.  Ключевые моменты текста (сообщения) Почему именно на этом моменте остановилось мое внимание? (анализ) Владение   научной   терминологией   включает   в   себя   понимание   таких терминов, умение их объяснять, а самое главное, умение их использовать как в письменной, так и устной формах.  Тезирование   предполагает   краткое   изложение   основных   мыслей прочитанного.  При   написании   исследовательской   работы   часто   применяют   цитаты   – дословные выдержки из текста. Необходимо помнить, что при цитировании обязательно указываются  выходные данные (автор, название  работы, место издания, издательство, год издания, страница). Аннотирование   представляет   собой   краткое   свернутое   изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. Одна из интересных работ над текстом – это рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному. Составление   матрицы   идей   предполагает   составление   сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Таким   образом,   на   основе   работы   над   текстом   при   написании исследовательской работы у учащихся развиваются продуктивно­творческие умения.  Это   способствует   активному   формированию   их   опыта   творческой деятельности. Литература: 1. Бартенева   Н.В.,   Дворникова   О.Л.   Научно­исследовательская   работа учащихся // Преподавание истории в школе. ­ № 3. – 2005. – С.31 ­ 39. 2. Вилейто   Т.В.   Работа   над   текстом   как   одна   из   форм   организации творческой деятельности учащихся на основе межпредметной интеграции (на примере курса географии 7 класса) //Теория и методика обучения географии. – С. Петербург: Изд­во «ТЕССА», 2004. – С. 66. – 70. Головко О. Научно­практическая деятельность школьников // Народное 3. Вишнякова Е. Главное – заинтересовать чтением // Библиотека в школе. ­ № 16. – 2005. – С. 2 – 4. 4. образование. ­ № 3.  – 2003. – С. 248 – 254. 5. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная   технология   развития   критического   мышления   средствами чтения   и   письма.   Лекция   3.   Как   научить   вести   диалог   с   текстом?   // Библиотека в школе. ­ № 19. – 2004. – С.53 – 56. 6. Заир­Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. ­ № 4. – 2005. – С. 66– 72. 7. Леонтович   А.В.,   Монахов   Д.Л.   Опыт   организации   исследовательской деятельности в образовательных учреждениях // Внешкольник. ­ № 3. – 1997. – С. 7 ­ 10. 8. Педагогические   технологии:   учебное   пособие   для   студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукшина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2004. – 336 с.

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся

Работа над текстом при написании исследовательской работы как один из способов формирования опыта творческой деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018