Практикум "Изучение рекреационных зон города"
Оценка 4.6

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
география +1
Взрослым
24.03.2018
Практикум "Изучение рекреационных зон города"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью системы геоэкологического образования. Ее преимущество - вариативность в выборе форм, методов и приемов в развитии учащихся. В тоже время важным моментом является изучение учащимися своего социоприродного окружения, а именно городского ландшафта, в котором они живут. Предложен разработанный практикум "Изучение рекреационных зон города", который состоит из нескольких занятий, включающий различные творческие и исследовательские задачи.
Практикум изучение рекреационных зон города.doc
Практикум «Изучение рекреационных зон города» Одним   из   приоритетных   направлений   в  системе   школьного   образования геоэкологической   направленности   является   внеурочная   деятельность   с учащимися.   Она   помогает   развить   индивидуальные   качества   ребенка   и углубить   его   знания,   полученные   на   уроках,   развить   географическое мышление, выработать опыт взаимодействия с окружающей социоприродной средой,   Преимущество   внеурочной деятельности в ее многообразии форм. Большинство ребят с удовольствием объединяются,   задаваясь   целью   изучать   и   охранять   живую   природу, одновременно, общаясь друг с другом. Практическая деятельность является одним   из   ведущих   факторов   становления   экологически   ответственной личности,   поэтому   в   геоэкологическом   образовании   немаловажна   роль практикумов.    с   современными   ландшафтами. В   соответствии   с   выше   сказанным   разработан   практикум   «Изучение рекреационных зон города». Целью   практикума   является   формирование   опыта   творческой деятельности при изучении рекреационных зон города. Практикум рассчитан на 18 часов (9 занятий по 1,5 академических часа). Занятие   №   1.  Вводное:   Рекреационные   зона   города,   их   значение   в жизнедеятельности города, населения. Содержание: Рекреационные зоны города: понятие, виды. Функции рекреационных зон города. Значение рекреационных зон в жизнедеятельности города, населения. Парковые зоны. Берега рек и озер города. Площади. Бульвары и аллеи города. Занятие   проводиться   в   форме   беседы   с   учащимися   по   вопросам,   на которые они отвечают, работая с литературой и, опираясь на свой личный опыт. 1. Что такое рекреационные зоны? Приведите примеры рекреационных зон в городе. 2. Как вы думаете, какие функции выполняют рекреационные зоны? 3. Что значат для вас рекреационные зоны? Какую роль они играют в вашей жизни? 4. Как часто вы отдыхаете в этих зонах? Какие места посещаете? 5. Опишите свои впечатления (радости или огорчения) от посещения вашего любимого уголка отдыха. 6. Как вы оцениваете деятельность городских административных органов в обустройстве рекреационных зон города? 7. Какими правилами поведения вы пользуетесь, находясь в зоне отдыха? * Из опыта работы Практическое задание: отметьте зеленым цветом рекреационные зоны на картосхеме города. Занятие   №   2.  История   образования   рекреационных   зон.   Прошлое   и настоящее. Занятие проходит по группам. Педагог дает ряд заданий, которые группы учащихся выполняют самостоятельно, работая с литературой. Задание №1: Ознакомиться с историей образования рекреационных зон и выписать основные моменты в истории их формирования и благоустройства. Группа 1: Парковые зоны. Группа 2: Берега рек и озер города. Группа 3: Площади города. Группа 4: Бульвары и аллеи города. Задание №2:  Группам проанализировать, что изменилось в заданных им рекреационных зонах с момента их образование по настоящее время. Задание   №3:  Представьте,   что   вы   туристическое   агентство.   В   город приехала   делегация   иностранцев.   Заранее   они   оповестили,   что   хотели   бы отдохнуть   где­нибудь   в   городе.   Прорекламируйте   заданные   вам рекреационные   зоны   так,   чтобы   иностранцы   захотели   отдохнуть   именно   в этом месте. Занятие № 3. Практическая работа: Социологический опрос населения. Целью   данного   занятия   является   изучить   отношение   населения   к реакционным зонам города. Заранее с учащимися разрабатывается анкета. Педагог разделяет ребят на группы, которые должны опросить население в разных рекреационных зонах.  Примерная анкета. 1. Ф.И.О.________________________________________________________ 2. Место работы, учебы____________________________________________ 3. Знаете ли вы, что такое рекреационные зоны? Смогли бы вы перечислить несколько   из   них   в   нашем   городе?   _____________________________ ________________________________________________________________ 4. Как часто вы отдыхаете в рекреационных зонах? ______________________ 5. Ваш любимый уголок отдыха в городе. ______________________________ 6. Сильно ли загрязнены места, где вы отдыхаете? ______________________ 7. Знаете   ли   вы   правила   поведения   в   рекреационных   зонах?   Перечислите несколько. ______________________________________________________ 8. Убираете ли вы мусор за собой после отдыха? ________________________ 9. Что   бы   хотели   изменить   или   добавить   в   рекреационных   зонах?   Ваши пожелания.______________________________________________________ Анализируя анкеты, учащиеся заносят данные в таблицу, предварительно просчитав, сколько человек участвовали в опросе: студенты ­ % ­ школьники ­ % ­ ­ работающие люди ­ % ­ пенсионеры ­ % Таблица 1. «Отношение населения к рекреационным зонам». Содержание вопросов Да, в % Нет, в % 1. Знают   ли   участники   опроса,   что   такое рекреационная зона? 2. Знают ли участники опроса правила поведения в рекреационных зонах? 3. Выполняют ли эти правила? 4. Загрязнены   ли   зоны,   где   отдыхает   население города? 5. Внесли   ли   участники   опроса   предложения   по улучшению состояния рекреационных зон? Необходимо   отдельно   проанализировать   предложения   опрашиваемого населения.   Из   этого   можно   выявить   какую   жизнедеятельность   ведут участники   опроса   в   рекреационных     валеологическую, природоохранную, природосозидательную. зонах:   Занятие № 4. Изучение малых рек и озер города. Учащимися проводится самостоятельное изучение малых рек и озер города по следующей схеме. Схема изучения и описания малых  рек и озер города. 1. Название реки, озера. Местоположение. 2. Где имеются удобные подходы к реке, озеру (по сторонам горизонта). 3. Опишите характер окружающей реки, озера местности. 4. Есть ли выходы грунтовых вод.  5. Состав прибрежной растительности (деревья, кустарники, травы).  6. Фауна водоема. Описывается наличие крупных, видимых невооруженным взглядом,   водных   животных,   моллюсков,   летающих   над   водоемом насекомых и т.д. По данным опроса рыбаков – основные виды рыб. 7. Как изменяется уровень воды в разное время года. 8. Измерьте  температуру  воды  на  поверхности  и  на глубине 1  метр (если возможно – с моста, с лодки). 9. Определите цвет воды. Вода может быть прозрачной (цвет отсутствует), голубой,   зеленой,   желто­зеленой,   желтой,   буровато­желтой,   бурой.   Для определения цвета воду из водоема наливают в пробирку и оценивают на фоне белого листа бумаги. 10.Определите   прозрачность   воды.   Для   измерения   прозрачности   воды используют  диск Секки  – круглый белый предмет (специальный круг из металла или эмалированную крышку от кастрюли или ведра) диаметром 30 см, который опускают на веревке до тех пор, пока он не пропадет из виду. Затем измеряют мерной лентой длину погруженной части веревки. 11.Определите запах воды, его отсутствие или наличие. Если запах есть –его идентифицируют   как   рыбный,   гнилостный,   болотный,   сероводородный, древесный,   бензиновый,   Поскольку   запах   –   показатель ароматический, субъективный,   оценку   запаха   проводят   несколько   человек   при   двух различных температурах 20 и 60 градусов.   неопределенный.   плесневый,   землистый,   травянистый, Таблица 2. Интенсивность запаха воды. Балл 0 1 2 3 4 5 Интенсивность Нет запаха Очень слабый Слабый Заметный Отчетливый Очень сильный Качественная характеристика Отсутствие ощутимого запаха.   не   поддающийся   обнаружению   но   обнаруживаемый   в Запах, потребителем, лаборатории опытным исследователем. Запах, не привлекающий внимания потребителя, но   обнаруживаемый,   если   на   него   обратить внимание Запах, легко обнаруживаемый. Запах хорошо заметный, делает воду неприятной для питья Запах, настолько сильный, что вода становится непригодной для питья 12.Определите   основные   формы   антропогенных   воздействий.   Отмечается наличие,   интенсивность   и   удаленность   от   обследуемого   участка   таких форм   антропогенных   воздействий   как:   промышленные,   бытовые   и сельскохозяйственные   источники   загрязнения   (заводы,   фабрики, котельные, автостанции, свалки, садово­огородные участки и т.п.). Занятие № 5. Твердые бытовые отходы (ТБО). Загрязнение рекреационных зон ТБО. Содержание: Понятие «отходы». Виды отходов. Твердые бытовые отходы. Переработка отходов. Экологическая культура населения. Загрязнение рекреационных зон ТБО.  Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь литературой и основываясь на личный опыт. 1. Что такое отходы? Причина их возникновения. 2. Какие виды отходов вы знаете? 3. Приведите примеры твердых бытовых отходов. 4. Как происходит переработка отходов? 5. Часто   ли   вы   встречали   несанкционированные   свалки   в   рекреационных зонах?  6. Связаны   ли,   по­вашему   мнению,   экологическая   культура   горожан   и состояние рекреационных зон города? Объясните свои выводы. 7. Что   для   вас   значит   понятие   «экологическая   культура»?   Опишите экологически культурного человека. Каким он должен быть? Творческое   задание:  В   рамках   акции   «Пластиковый   змей»   проходит конкурс   на   модную   одежду   с   элементами   пластика.   Каждой   группе предоставляется   одинаковое   количество   предметов   из   пластика.   Им необходимо продемонстрировать модные костюмы или их элементы. Занятие № 6.  Практическая работа «Изучение экологического состояния рекреационных зон». Учащиеся   делятся   на   группы   и   исследуют   закрепленную   за   ними территорию.  1   этап.   Определите   разнообразие   породного   состава   древесного   яруса, характер подлеска и травяного покрова. 2   этап.   Выявите   визуально,   какими   компонентами   ТБО   загрязнены рекреационные зоны. Данные занесите в таблицу. Таблица 3. «Загрязнение основными компонентами ТБО». % Компонент отхода 1. Бумага, картон 2. Пищевые отходы 3. Дерево 4. Кожа, резина 5. Текстиль 6. Искусственные материалы (пластик) 7. Кости 8. Металл 9. Стекло 10.Камни, керамика 11.Прочие виды. 3 этап. Если изучение проходит в лесопарковой зоне, оцените ее состояние по трехбалльной системе. Данные занесите в таблицу. Таблица 4. Оценка экологического состояния лесопарковой зоны. Состояние (показатель) Характерные свойства и явления Оцен ка 1. Состояние древостоя Удовлетворительное Напряженное Критическое Древостой   имеет   привлекательный   вид: травяной   и   кустарниковый   покров   не поврежден. В   древостое   присутствует   сухостой, отмечается   повреждение   древостоя   и кустарников. В древостое видны следы порубок, кострищ, загрязненность бытовыми отходами и мусором, повреждение древостоя и подлеска. 2. Степень исхоженности (количество тропинок и дорог на 500 м маршрута) Удовлетворительное Напряженное Критическое до 5 штук от 5 до 10 (частично заросшие) более 10 штук Занятие № 7­8. Акция «За чистоту родного города». Данная акция направлена не только на действие самих учащихся, но и на привлечение местных жителей в уборке рекреационных зон, примыкающих к их домам. Предварительно об акции оповещается все население с помощью листовок, объявлений и средств массовой информации. Занятие   №   9.  Круглый   стол:   защита   статей   в   местную   газету   с   целью пропаганды экологических знаний среди населения об охране рекреационных зон города. Учащиеся   представляют   свои   статьи,   защищают   их.   Лучшая   статья выбирается   участниками   круглого   стола   и   в   дальнейшем   публикуется   в местной   газете.   Данное   занятие     является   заключительным   этапом   всего практикума.  Литература: 1. Винокурова  Н.Ф., Смирнова В.М. Программа практикума для учащихся средней   школы   «Жизнедеятельность   в   городском   ландшафте»/   Я   в городском   ландшафте:   Методическое   пособие.   –   Н.Новгород:   Изд­во Волго­Вятской академии госуд. службы, 2002.­ С. 51­58. 2. Камерилова Г.С. Изучаем экологию города. – Н.Новгород: Изд­во Волго­ Вятской академии госуд. службы, 1996. – 76 с.  3. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. – Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2004. – 224 с. 4. Методика   рекогносцировочного   обследования   малых   водоемов: методическое пособие/ А.С. Боголюбов, Д.Н. Засько. – М.: Экосистема, 1998.­13 с. 5. Методика проведения экологических исследований природных объектов/ Р.Б. Давыдько, С.М. Шальнов, С.Б. Анучин. – Н.Новгород, 1991. – 27 с.

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"

Практикум "Изучение рекреационных зон города"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018