При подготовке итоговой аттестации выпускников обязательно надо учесть:
Ознакомление родителей и детей с ЕГЭ, начиная с 5-го класса.
Теория русского языка – по зачётной системе с 5-9 класс (устная или письменная форма).
Использование тестовых материалов разного уровня в связи с изучаемой темой и решение заданий ЕГЭ по ним..
Продолжение работы по комплексному анализу текста.
Подготовка к изложению – анализ текстов с учётом подготовки к части С ЕГЭ.
Постоянное использование уроков литературы ( анализ текстов с учётом требований в части С), выполнение заданий по русскому языку с извлечением примеров из художественной литературы, конкретного произведения или по выбору.
Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы
Работа над текстом – успешная подготовка к ЕГЭ.pptx
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К
ЕДИНОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
СТРУКТУРА :
особенности ЕГЭ с психологической точки
зрения;
система работы ШМО по подготовке к
итоговой аттестации;
собственный опыт работы.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРУДНОСТИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ
ОСНОВНЫЕ
ЕГЭ
Психологическая подготовка выпускников к
единому государственному экзамену должна
состоять из нескольких компонентов:
Фронтальная подготовка учащихся,
предоставляющая необходимую информацию о
правилах и нормах процедуры единого
государственного экзамена и направленная на
выработку индивидуального стиля работы.
Выработка индивидуальных стратегий для
конкретных учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей.
Привлечение родителей: ознакомление их со
спецификой единого государственного экзамена.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
В разработке системы подготовки к данному
виду
итоговой аттестации методического
объединения учителей русского языка и
литературы нашей школы можно условно
выделить несколько этапов:
1 этап – до начала сдачи первого экзамена;
2 этап анализ результатов первого экзамена;
3 этапанализ школьных программ с целью
разработки методических приемов подготовки
к экзамену;
4 этап комплексный анализ учебного
процесса с целью создания единых требований
при подготовке к ЕГЭ.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
1 ЭТАП
Проведение анализа предложенной структуры ЕГЭ,
сопоставление его с курсом школьной программы по
русскому языку, принятие следующих решений:
1) с 57,10 классы полугодовые экзамены по
математике, русскому языку, в 8 классе выборный
предмет1, 10 классе – 2 выборных экзамена
2) В 1011м классах, обучающихся по зачетной
системе, проводить ПРОБНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ (ноябрь,
январь, март), по заявке ФЦТ, зачет по заданиям ЕГЭ
3) Активно вводить тесты как форму проверки
знаний учащихся на уроках русского языка и
литературы начиная с 5 класса с целью адаптации
учащихся к данному виду работы.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
2 ЭТАП
Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ
синтезируют в себе весь учебный материал по русскому
языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка
заканчивается в 9 классе), а в 1011м классах стало
традиционным повторение изученного материала.
Таким образом, необходимой стала задача организации
наиболее эффективного повторения на последнем этапе
обучения, а на предшествующем – создание единых
требований к рабочим программам учителей и оценке
умений, навыков учащихся.
Анализ также показал, что наибольшую трудность
вызывает у учащихся выполнение задания части С,
ориентированное на интерпретацию научнопопулярного,
публицистического
и
написание рецензии на него, поэтому было принято
решение
об изучении методических разработок по
подготовке части С.
художественного
или
текста
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
3 ЭТАП
Создание методическим объединением
контрольноизмерительных материалов по
проверке освоения обучающимися образовательного
стандарта, итоговых контрольных работ в форме
тестов, начиная с 5го класса с последующим
подробным анализом результатов с целью принятия
дальнейшей стратегии обучения.
Создание методических рекомендаций по
интегрированной подготовке к ЕГЭ, т.е. с
использованием возможностей в области
преподавания литературы, КИМы в форме тестов и
заданий для зачетов с целью подготовки к части С.
Оформление уголков с информационными
материалами
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
4 ЭТАП (ТЕКУЩИЙ)
Разработка единой методической базы (тесты) по
всем классам.
Организация проведения репетиционного
тестирования не только в 11 классе.
Организация взаимопроверки при проведении
контрольных срезов, минимумов знаний, итоговых
контрольных работ с целью знакомства учителя с
учащимися других классов и требованиями другого
учителя.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ «РАБОТА
НАД ТЕКСТОМ – УСПЕШНАЯ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
Обязательное условие с 5 класса:
Работа над текстом с грамматическим
заданием
Введение тестовой формы проверки знаний,
умений и навыков учащихся с 5го класса. При
этом, безусловно, ни в коем случае нельзя
отказываться от традиционных форм:
диктанты, сочинения, изложения.
Тесты может составить и сам учитель,
можно использовать и те, которые
предлагаются современными пособиями, тем
более выбор есть.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
В период обучения русскому языку с пятого по седьмой класс можно
также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм
русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками
пройденный по теме материал в таблицы и схемы. С целью
предотвращения совершения грамматических ошибок в части С считаю
необходимым систематическую работу по отработке навыков
употребления глаголов, глагольных форм, наречий, частиц на
следующие правила:
1) употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания
об истории календаря, научит делать календарные расчеты
быстро и точно ( следует: ….даст, научит… или …дает…, учит);
2) образование действительных и страдательных причастий: Ручейки
воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует:
стекавшие);
3) образование деепричастий: Вышев на улицу, певцы поклонились
( норма: выйдя);
4) употребление частицы бы: Хорошо было бы, если бы на картине
стояла подпись художника;
5) согласование подлежащего: Чтобы приносить пользу Родине,
нужно смелость, знания, честность (вместо:…нужны смелость,
знания, честность);
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
89 классы
На этом этапе активно ввожу тесты типа части
В, тем более что они составлены на базе
программного материала этого этапа обучения.
определение вида подчинительной связи в
словосочетании;
виды односоставных предложений
обособленные члены предложения;
виды придаточных предложений.
работа над текстом
написание изложения, сочинения
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
1011 КЛАСС
Таким образом, к десятому классу учащиеся
подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и
содержанием заданий, умеют выполнять
упражнения части В.
В 1011 классе остается только текущее
повторение, практическая отработка
полученных умений и навыков и тщательная
подготовка к сочинению части С.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ СЛЕДУЕТ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДГОТОВКУ К ЧАСТИ С.
Уже в 5 классе можно рассказать детям о «трёх
китах» любого произведения.
«Прежде чем начать писать, говорил
Горький, я задаю себе три вопроса: что хочу
написать, как написать и для чего написать».
С этими тремя вопросами сталкивается не только
любой автор, но и каждый критик, рецензент и
просто читатель.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
ЗАВЕТНАЯ ФОРМУЛА: П = Т+ И+Ф
Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения
в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем
больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются.
Итак, заветная формула:
П = Т+ И+Ф,
где П – произведение
Т тема (т.е. о чём?)
И – идея ( т.е. зачем? для чего?)
Ф – форма ( т.е. как? какими лексическими и
стилистическими средствами?)
Тема – предмет повествования, изображения, исследования.
Идея – основная мысль, определяющая содержание какого
либо произведения.
Форма – совокупность приёмов изобразительных ( лексических
и стилистических) средств произведения.
Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует
использовать их при анализе любого текста, будь то обычное
упражнение или произведение на уроке литературы.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
В 10 классе ( если обучение веду не с этого года) и в 11 классе
( если преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по
выполнению заданий части С. С точки зрения большинства,
самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной
работы ЕГЭ является эта часть , в которой сформулированное
задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из
формулировок выявляет умения:
внимательно читать предложенный текст;
понимать читаемый текст;
определять тему текста, позицию автора;
формулировать основную мысль своего высказывания;
развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку
зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания,
обеспечивая последовательность и связность изложения;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и
выразительность речи;
соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числек
орфографические и пунктуационные.
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
Прежде всего нам нужно выяснить, что такое
сочинениерассуждение, отзыв, рецензия и сочинение
описание и чем они отличаются. А затем пробовать
писать в каждом из предложенных жанров.
Единственное условие – работа должна быть написана
с опорой на предложенный текст. То есть, прежде чем
писать своё, нужно проанализировать прочитанное,
значит, провести лингвостилистический анализ.
Осуществление его предлагаю по следующему плану:
Тема.
Идея.
Форма: а).стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г)
лексические средства выразительности; д)
стилистические фигуры речи; е) синтаксический строй
( способ связи предложений в тексте, преобладание
сложных или простых предложений и др. ).
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
(
выделение
проблематики,
Анализ проводится поэтапно: вступление, основная
часть
выражение
собственного мнения, отражение авторской позиции,
заключение), создание текстов с использованием готовых
штампов, клише. Сначала ученик должен вставить
нужные слова и словосочетания в готовый текст, затем
предполагается создание отдельных структурных частей
сочинения и только потом – готовый вариант.
Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по
поднимаемым в них проблемам можно разделить на
несколько групп, Я предлагаю обучающимся
эти
основные проблемы: проблемы
семьи, проблемы
экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы
определяем вытекающие из этих глобальных проблем
более частные, и по ним учимся писать вступление,
заключение,
потом
прикладываем их к так называемому конкретному
материалу, т.е. тексту.
аргументы,
подбираем
а
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В ПРОЦЕССЕ
СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЕГЭ И ПРИНЯТЫ В РАБОТУ:
Ознакомление родителей и детей с ЕГЭ, начиная с 5го класса.
Теория русского языка – по зачётной системе с 59 класс (устная или
письменная форма).
Использование тестовых материалов разного уровня в связи с
изучаемой темой и решение заданий ЕГЭ по ним..
Продолжение работы по комплексному анализу текста.
Подготовка к изложению – анализ текстов с учётом подготовки к
части С ЕГЭ.
Постоянное использование уроков литературы ( анализ текстов с
учётом требований в части С), выполнение заданий по русскому
языку с извлечением примеров из художественной литературы,
конкретного произведения или по выбору.
Таким образом, мною были изложены основные составляющие
системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом
направлении продолжается, появляются новые приемы и методы,
которые апробируются на практике и будут проанализированы
Работа над текстом - успешная подготовка к ЕГЭ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.