Работа по инновационным учебникам
Оценка 4.9

Работа по инновационным учебникам

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
21.06.2017
Работа по инновационным учебникам
В сентября 2013-2014 учебного года наша школа проводила экспериментальную работу по апробации учебника Г. Граник, Н. Борисенко «Русский язык 5 класс». Хотелось бы поделиться первыми впечатлениями от данной программы и нового учебника, так непохожего на все существующие традиционные учебники по русскому языку, прежде всего по лингвистическому содержанию, психолого-дидактическому фундаменту и форме подачи материала. Это учебник нового типа. Основными целями обучения русскому языку по данной программе являются пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык», воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, понимание школьниками лингвистических понятий, законов лингвистики.Документ Microsoft Office Word
работа по инновационным учебникам.doc
Н.И. Коновалова,  учитель русского языка и литературы  МБОУ Аннинской СОШ №1 Работа по инновационным учебникам С сентября 2013­2014 учебного года наша школа  начала экспериментальную работу по апробации учебника Г. Граник, Н. Борисенко   «Русский   язык   5   класс».   Хотелось   бы   поделиться первыми   впечатлениями   от     данной     программы   и   нового учебника, так   непохожего на все существующие традиционные учебники по русскому языку, прежде всего по лингвистическому содержанию,   психолого­дидактическому   фундаменту   и   форме подачи материала. Это учебник нового типа.  Основными целями обучения русскому языку по данной программе являются пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык», воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью,   понимание   школьниками   лингвистических   понятий, законов лингвистики. Данный     курс   обеспечивает   программа   и   новый   тип учебников, содержащий дополнительный справочный материал и ключи. Эти материалы позволят и учителю, и ученику  свободно работать по данной программе. Разный уровень подготовки школьников, индивидуальные различия, существование разных типов школ также учитываются в данном  учебнике нового типа. В чём особенности курса?  Во­первых, изменена последовательность изучения материала.  Во­вторых,  основа всего курса – это  синтаксис.  В­третьих,   части   речи   рассматриваются   как   грамматические классы   слов,   а   фундаментом   курса   орфографии   является фонемно­морфемный принцип. В­четвёртых, введено понятие «блоки»: орфографические блоки при   изучении   морфемики,   морфологии   и   орфографии   и семантико­синтаксические   блоки   при   изучении   синтаксиса   и пунктуации. 1 В   учебнике   также     решается   проблема   возбуждения   и поддержания познавательного интереса к предмету. Для этого разработаны   новые   принципы   создания   текста   учебников   и приемы  работы  с  книгой.   Даются   ответы­ключи,   позволяющие учащимся формировать самоконтроль. Остановлюсь подробнее на этих отличиях. 1.         Изменение последовательности материала.    Расположение   предложенного материала курса в программе и учебниках   нового   типа   Г.Г.Граник     даются   в   следующей   по­ следовательности: текст — предложение — слово — морфема — фонема. 2.         Построение   курса   на   синтаксической   основе. В предлагаемой   программе   фундаментом   курса   является синтаксис. Синтаксис и другие разделы лингвистики органически переплетены. Курс построен так, что  ученик  идёт  от речи к слову и на новом, более высоком уровне овладевал речью. Слово же для него   на   всех   этапах   выступает   как   составной   элемент   речи. Таким   образом,   усвоение   языка   идёт   через   речь.   Благодаря этому   пополняется   словарный   запас,   появляется   основа   для ведения диалога и т. д. 3.         Части речи рассматриваются как грамматические классы слов. В основу определения частей речи положен единый принцип —грамматическая форма слов (связь грамматического значения   с   грамматическим   способом   его   выражения).   Иными словами, принцип их изменяемости по родам, числам, падежам, лицам, наклонениям, временам и т. п. Классификация частей речи, принятая в данном курсе, не во всём совпадает с традиционной школьной грамматикой. В тех случаях, когда мы имеем дело со спорными лингвистическими категориями, в учебнике всегда приводятся обе точки зрения.  Так,   например,   в   отдельный   грамматический   класс   не выделяются   местоимения,   так   как   у   них   нет   общих грамматических признаков. Грамматически они все разные: одни местоимения изменяются как имена существительные (я, ты, кто, что,   никто),   другие   —   как   прилагательные   (мой,   твой,   этот, 2 такой,   каждый),   третьи   —   как   числительные   (несколько, столько,   сколько­нибудь).   Местоименные   слова   разделены   на местоименные существительные, местоименные прилагательные и местоименные числительные. 4.         Фундаментом   курса   орфографии   является фонемно­морфемный   принцип. Фонема   вводится   прежде   всего потому, что большинство правил, изучаемых в школе, фонемные. Фонемный   принцип   позволяет   проверить   орфографических трудностей   в   русском   языке.   На   нём   основано   «главное» правило,   отвечающее   за   правописание   гласных   и   согласных   в корне,   правописание   мягкого   знака   для  обозначения   мягкости согласных   и   т.   п.   Этот   подход   даёт   учащимся   возможность воспринимать   русскую   орфографию   как   систему   правил, объединённых одним принципом — «буквой записываем фонему в сильной позиции». А так как фонема находится   в морфеме, сам принцип правильнее назвать фонемно­морфемным. 5.         Введено понятие блока. К важнейшим понятиям, связанным   с   усвоением   орфографии,   относится   понятие орфографического   блока,   т.   е.   буквосочетания,   которое сохраняется   в   памяти   как   целостная   единица,   запоминается, распознаётся и воспроизводится на письме как целое. Например: жи­ши,   Примерами   семантико­ синтаксических блоков  являются  причастные и деепричастные обороты.   оро­ра,   ча­ща,   оло­ла. 6. Возбуждение познавательного интереса к предмету.  В предлагаемом   курсе   заложены   условия   не   только   для возбуждения   познавательного   интереса,   но   и   для   его поддержания.   Это   тем   более   важно   ещё   и   потому,   что   без решения   проблемы   познавательного   интереса   нельзя   решить   и проблему понимания. В   учебниках   предусмотрены   разные   возможности создания   интереса   к   обучению   русскому   языку,   одной   из которых   является форма   изложения   материала,   одновременно адресованная   и   к   эмоционально­образному,   и   к   абстрактно­ логическому   мышлению.   Скучные     грамматические   понятия гораздо   эффективнее   усваиваются   детьми,   если   их 3 лингвистическое   содержание   воплощено   в   образной   форме. Примерами   «образной   грамматики»   являются   образы предложений­«гусей» предложений­«матрёшек», синтаксических   «карликов»   и   «великанов»,   «границ»   и «пограничников»   между   частями   сложного   предложения, «ошибкоопасного места» и многие др. и       Эта   информация, Лингвистические тексты в учебнике Г.Г. Граник   более объёмны,   чем   в   традиционных.   Это   связано   с   тем,   что   для понимания того или иного учебного материала в тексте должна быть   заложена   не   только   существенная,   но   и   избыточная информация.   располагаясь   вокруг существенной, должна также помогать созданию возбуждения и поддержания познавательного интереса. Познавательные тексты об   истории   письменности,   экскурсы   в   историю   слов, биографические рассказы о писателях и лингвистах, различные «лирические   отступления»,   а   также   введение   в   учебник «перемен»,   позволяющих   ребёнку   отдохнуть   и   переключить деятельность, помогают решать эти задачи.  Особую   роль   при   работе   с   текстом   играет развитие воображения .   Без   него   невозможно   понимание   и   запоминание текста. Для этого в учебник Г.Г.Ганик   вводятся специальные задания   типа   «Включите   воображение»,   «Включите   свой мысленный экран».  7.         Разработаны   новые   принципы   создания   текста учебника: во­первых, объяснительных текстов, включающих не только существенную, но и избыточную информацию; во­вторых, познавательных и художественных текстов заданий. Тексты учебников позволяют решать следующие задачи: ­   продолжить   работу   по   совершенствованию   навыков чтения; ­   подготовить   школьника­читателя,   понимающего познавательные   и   художественные   тексты,   открытого   к   их эмоциональному   и   эстетическому   восприятию,   способного решать нравственные задачи собственными силами; ­   закреплять   лингвистические,   пунктуационные   и орфографические навыки; 4 ­ совершенствовать устную и письменную речь учащихся. 8.         Обучение  приемам  работы с книгой. Построение курса   на   текстовой   основе   позволило   решить   проблему понимания   как   учебного,   так   и   художественного   текста.   В учебнике заложено обучение приёмам работы с книгой: работа с заголовком,   умение   выделять   главную   мысль     текста, составление   плана,   обучение   различным   видам   пересказа, ведение диалога с текстом и т. д. Вводятся ответы­ключи. Принципиально новой особенно­ стью учебника является наличие ответов­ключей (приводятся в приложении к учебнику), к вопросам и заданиям. Ответы, таким образом, выполняют две функции: 1)   позволяют   школьнику,   не   дожидаясь   учительского контроля,   оценить   качество   своей   работы.   Это   поддерживает интерес и формирует один из важнейших навыков, необходимых при выполнении любой работы — самоконтроль; 2)   если   же   школьник   самостоятельно   не   справился   с заданием,   то   ответ   помогает   ему   получить   знания   в   готовом виде. Структура курса определяется его целями и задачами, а также   психолого­дидактическими   закономерностями   усвоения предмета. Начало 5 класса рассматривается как переходный этап от младшего звена школы к среднему (основы синтаксиса простого и сложного предложения повторяются путём введения образов предложений­«гусей»   и   предложений­«матрёшек»,   синтаксиче­ ских «карликов» и «великанов»). Поскольку в построении курса авторы   идут   от   речи   (синтаксиса)   к   слову,   сразу   после повторения   пройденного   учащиеся   знакомятся   с   видами сказуемого. Это позволяет строить обучение языку на текстах, включающих предложения не только с простыми глагольными, но   и   составными   глагольными   и   составными   именными сказуемыми. В   5   классе   изучаются   две   основные   единицы   языка: фонема и морфема. Введение фонемы в школьный курс русского языка   объясняет   учащимся,   «почему   звуков   —   бесконечное 5 множество, а букв гораздо меньше, почему не для всех звуков люди   придумали   буквы».   Затем   вводится   понятие   морфемы, изучаются   правила   написания   корней   и   приставок.   Большое внимание   уделяется   развитию   видов   памяти   и   развитию воображения. Структура   и   содержание   программы   предполагают гибкое   её   использование   учителем.   Распределение   часов   по разделам   и   темам   примерное,   поэтому   оно   может корректироваться   учителем   в   зависимости   от   уровня обученности   класса   и   хода   усвоения   учебного   материала учащимися. Используемая литература: 1. Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. Русский  язык. Рабочие программы. 5—9 классы 6

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам

Работа по инновационным учебникам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017