Поликультурное воспитание школьников
Оценка 4.7

Поликультурное воспитание школьников

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
русский язык +1
Взрослым
15.04.2017
Поликультурное воспитание школьников
Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы.Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что вторая половина XX века отмечена радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной .Цель статьи: обосновать цели и задачи поликультурного образования, условия их реализации в системе общего среднего образования.
Проблемы поликультурного воспитания школьников.doc
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. Благовещенск, Республика Башкортостан Кузнецова Т. Н.  Современный этап жизни начала XXI века отличается обилием проблем, которые   привлекают  особое внимание, широко обсуждаются и требуют своего   разрешения.   Среди   множества    проблем, которые   стоят   перед человечеством, наиболее   важными   стали   проблемы    межнациональных отношений, формирование содержания образования общеобразовательных  учреждений в условиях поликультурного образовательного пространства. Становится  очевидным, что именно от школы зависит, будут ли говорящие на исконно разных языках в  недалекой перспективе «городить национальные огороды» и с пренебрежением относиться друг к  другу или же станут на основе бережно воспринятого национального духовного богатства  укреплять российскую государственность в каждой республике, области, крае. В последнее время образовательная и языковая политика в России находится на пути поисков приемлемого   решения   вопросов   планирования,  функционирования,   развития,   взаимодействия культур и языков, определения их роли в обществе. Ставится вопрос об использовании языков в разных   сферах   социальной   жизни   не   только   в   национальных   образованиях,  но   и   регионах   с полиэтническим составом населения. В России почти нет школ с мононациональным составом учащихся, а обучение осуществляется по базисному учебному плану, который не совсем  учитывает многообразие культур народов России. Возможно ли обеспечить при обучении на русском языке приобщение нерусских детей к своему языку,   этнокультурным   традициям?   Думается,   да,   при   условии   учета  культурных   традиций каждого   народа,   и   тогда   направление   образования  будет   направлено   на   формирование этноориентированной   личности,  способной   к   творческому   саморазвитию   в   поликультурном обществе. Такой   подход   предполагает   создание   образовательной   системы,   при  которой  обучающиеся усваивают родную культуру и язык, и в то же время содержание образования выводит личность в российское и мировое  культурное пространство. Следовательно, целью образовательной системы является получение полноценного общего среднего образования по  федеральным стандартам и приобщение детей разных этносов к своей национальной культуре, языку, истории, традициям Для достижения целей, стоящих перед многонациональной школой, необходимо: ­ разработать   учебно­методический   комплект   как   часть   этой   системы, взаимодействие школы с и этносоциумом, этническими диаспорами;  реализующую ­ разработать программы обучения родному языку, музыкальной, эстетической, художественно­ прикладной культуре, истории, традициям,  приобщать к духовным ценностям своего народа во взаимосвязи с культурами других народов. Центральное место в этом содержании должны занимать гуманитарные предметы и прежде всего ­ родной язык и литература. Родной язык ­ основа развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Он создает условия  познания истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры,  формирования уважения и любви к родному народу и другим народам мира.  «Родной язык открывает человека во всех его душевных тайнах... ­ пишет академик Д.С, Лихачев. ­ Когда исчезают языки малых народностей, это беда... Любые языки надо сохранять». «Язык народа является полнейшим отражением Родины и духовной жизни народа, является  в то же время для  ребенка   лучшим   истолкователем   окружающей   его природы и жизни», ­утверждал К.Д. Ушинский. Наряду   с   родным   языком   в   учебные   планы   образовательных  учреждений   (могут реализовываться во внеклассных, факультативных,  кружковых, клубных и т.п. занятиях) следует включить специализированные курсы на выбор по темам: «Традиция и культура родного края», «История   родного   народа»,   «Духовные   основы   народа»,   «Национальное   искусство»,   «История, литература, культура родного народа», «Народные промыслы», «Художественно­прикладной труд», «Экология   родного   края»  и   др.,   а   также   интегрированные   курсы   «Культура   народов   России», «Религиозная культура народов России». Отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии т.д. Такой подход, несомненно, будет   способствовать  усилению   связи   федеральных,   региональных   и   школьных   компонентов программ. Основная программа в полиэтнической школе, безусловно, должна преподаваться на русском языке,   который   является   связующим   звеном   для  детей   разных   национальностей   и   создаст необходимые предпосылки приобщения учащихся к русской и общечеловеческой культуре. При   изучении   языка   и   литературы   решаются   не   только   задачи  культурно­национальной самореализации личности, но и формируются  качества гражданина, ребенок начинает осознавать себя   частью   содружества  наций,   российского   сообщества   народов.   А   это   служит   основой цивилизованного   диалога   представителей   различных   культур.   Таким  образом,   компонент национального   содержания   образования   способствует  вхождению   личности   через   усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы. Примечания 1. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Сов. Педагогика. ­ 1991. ­№ 42. ­ С. 21 ­ 24. 2. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. ­ Уфа, 1996. 3. Богданова  О.С, Катаева  Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании  подростков. М., 1979. 4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. ­ М., 1997. 5. Гавриловен   К.В.,   Казимирская   И.И.   Нравственно­эстетическое   воспитание   школьников.   ­ Минск, 1988. 5. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. ­ М., 1986. 6. Зинова Л. О поликультурном образовании // Учитель Башкортостана. ­2001.­№3. 7. Макаев   В.В.,   Малькова   З.А.,   Супрунова   Л.Л.,   Поликультурное  образование   ­   актуальная проблема современной школы // Педагогика. ­1999.­№4.­С. 3­ 10. 8. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика,  проблемы.   ­  Уфа, 2000. 10. Мухаметдинова Г. Проблемы и перспективы народного образования //Учитель  Башкортостана. ­ 2001 .­№11.

Поликультурное воспитание школьников

Поликультурное воспитание школьников

Поликультурное воспитание школьников

Поликультурное воспитание школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017