Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Оценка 4.8

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература +2
Взрослым
15.04.2017
Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Известно, что предметные олимпиады выявляют одарённых детей – и начинают делать это уже на школьном этапе. Но следует учитывать, что согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии по литературе основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность. Кроме того, это шаг к участию в последующих этапах олимпиады.В качестве одной из форм, отвечающих творческой направленности подготовки детей к олимпиаде и гуманистической направленности современного образования в целом, в своей практике я рассматриваю и научно-исследовательскую деятельность учащихся в области литературы или на стыке нескольких областей гуманитарного знания (например, литература/русский язык, литература/история, литература/МХК).
Иванова ОС (тезисы МБОУ Лицей 13).doc
РОЛЬ НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ  (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА») Иванова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей  № 13» История олимпиадного движения в России позволяет  увидеть, как расставлялись  акценты в системе  образования нашей страны на протяжении   более   чем   полувека.   По   ней   можно   проследить,   какие учебные   предметы   и   в   какое   время   считались   главными,  а   какие   – второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции. Но неизменно предметные олимпиады остаются   самым   показательным,   объективным   и   авторитетным состязанием учащихся общеобразовательных учреждений. В   век   современных   информационных   технологий,   глубоких изменений в социальной и экономической жизни общества возрастает роль  гуманитарного  развития  человека,   повышается   роль   предметов эстетического   цикла   в   школьном   образовании,   и   в   первую   очередь литературы. Известно,   что   предметные   олимпиады   выявляют   одарённых (и/или высокомотивированных) детей – и начинают делать это уже на школьном этапе. Но следует учитывать, что согласно рекомендациям Центральной   предметно­методической   комиссии   по   литературе основной   задачей   этого   самого   массового   этапа   олимпиады   должна быть   не   селекция,   а   максимальное   вовлечение   школьников   в творческую   деятельность.   Кроме   того,   это   шаг   к   участию   в последующих этапах олимпиады. В   качестве   одной   из   форм,   отвечающих   творческой направленности   подготовки   детей   к   олимпиаде   и   гуманистической направленности современного образования в целом, в своей практике я рассматриваю и научно­исследовательскую деятельность учащихся в области литературы или на стыке нескольких областей гуманитарного знания   (например,   литература/русский   язык,   литература/история, литература/МХК). Среди умений, необходимых для успешной подготовки к такому во многом творческому состязанию, как олимпиада по литературе, и навыков,   которые   развивает   ребёнок   в   процессе   научно­ исследовательской   деятельности,   есть   ряд   совпадающих   или коррелирующих между собой. Из условного списка умений, на которые при подготовке к олимпиаде ориентирует нас Центральная предметно­ методическая комиссия по литературе, к таким можно отнести то, что ученик должен уметь: ­ анализировать литературные произведения разных жанров; ­ давать сравнительные характеристики героев­персонажей; ­ выявлять особенности языка и стиля писателя; ­ находить изобразительно­выразительные средства; ­ пользоваться основными теоретико­литературными терминами и понятиями; ­   ориентироваться   в   информационном   образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, системой поиска в Интернете. Рассмотрим данные положения на конкретных примерах 2013 – 2014 учебного года. В прошедшем учебном году среди учащихся 8­х классов   МБОУ   «Лицей   №13»   под   моим   руководством   были выполнены   две   научно­исследовательские   работы   с   учащимися, которые   активно   готовились   к   участию   в   школьном,   а   затем   и муниципальном этапе олимпиады по литературе, и проявили интерес к исследовательской деятельности в области гуманитарного знания. Так лицеистка   8­го   класса   выполнила   научно­исследовательскую   работу «Исторические   направления   развития   кириллицы:   эволюция, революция, стагнация (на материале произведений А. С. Пушкина, В. В.  Маяковского   и  текстов   эмигрантских   СМИ)».  Работа   над   темой исследования стала значимой частью подготовки ребёнка к олимпиаде по   литературе.   В   процессе   работы   ученице   пришлось   аналитически работать   с   художественными   текстами   А.С.   Пушкина,   В.В. Маяковского, поэтов серебряного века, печатавшихся в эмигрантских СМИ,   сопоставлять   исторические   факты,   литературные   и   языковые явления.   Расширился   литературоведческий   кругозор   ученицы: обогатился новыми литературоведческими понятиями, появился более осознанный и глубокий взгляд на тесную взаимосвязь  литературы и истории.   Последнее   особенно   важно   для   выполнения   наиболее сложных аналитических заданий олимпиады по литературе на любом уровне (от школьного до всероссийского). Итогом   данной   деятельности   можно   назвать   достойное представление   работы   на   конкурсах   и   конференциях   различного уровня. Ученица стала лауреатом II степени Всероссийского конкурса исследовательских  работ  «Шаги  в  науку»;  заняла    II  место  на XIII открытой малой   учебно­исследовательской конференции учащихся 5­ 8  классов  «Первые   шаги   в   науку»,  а  также  III  место   на  городской конференции исследовательских работ учащихся 5­8 классов «Первые шаги   в   науку».  Кроме   того,  одним   из   результатов   самого   процесса разработки данной темы я считаю и достойное участие лицеистки в олимпиаде   по   литературе:   девочка   продемонстрировала   высокий результат   на   лицейском   уровне   и   стала   призёром   муниципального этапа. В качестве ещё одного примера я предлагаю обратиться к работе другой   лицеистки   8   класса.   С   ученицей   была   подготовлена   работа, учитывающая   интерес   ребёнка   не   только   к   литературе,   но   и   к изобразительному   искусству:   «Взаимосвязь   литературы   и   живописи XIX  –  XX  веков:   от   романтизма   к   футуризму   (на   материале художественных   текстов   и   картин   М.Ю.   Лермонтова   и   Д.Д. Бурлюка)». Достаточно сложная аналитическая работа потребовала от ученицы   множества   навыков:   это   и   подбор   отвечающих   основным признакам   заявленных   литературных   направлений   художественных текстов   и   репродукций;   выявление закономерностей,   сходств   и   различий;   установление   исторической обусловленности   и   др.   Завершающим   этапом   работы   также   можно рассматривать её презентацию на конкурсах и конференциях. Ученица степени   Всероссийского   конкурса стала   лауреатом исследовательских   работ   «Шаги   в   науку»   (в   секции «Литературоведение»),   заняла    I  место   на   XIII  открытой   малой учебно­исследовательской   конференции   учащихся   5­8   классов «Первые шаги в науку». Для самой лицеистки такая работа явилась значимой частью подготовки к участию в олимпиадах: в прошедшем учебном   году   она   стала   победителем   муниципального   этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и МХК.   анализ   произведений,  I  Таким образом, мы можем говорить о многоаспектности научно­ исследовательской работы с детьми в области гуманитарного знания: такая   деятельность   не   только   позволяет   реализовывать   интересы самого юного исследователя, развивать основные учебные навыки, но и даёт возможность  более тщательной проработки отдельных тем при подготовке   к   олимпиаде   по   литературе   и   другим   предметам гуманитарного цикла.

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017