Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература +2
Взрослым
15.04.2017
Известно, что предметные олимпиады выявляют одарённых детей – и начинают делать это уже на школьном этапе. Но следует учитывать, что согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии по литературе основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность. Кроме того, это шаг к участию в последующих этапах олимпиады.В качестве одной из форм, отвечающих творческой направленности подготовки детей к олимпиаде и гуманистической направленности современного образования в целом, в своей практике я рассматриваю и научно-исследовательскую деятельность учащихся в области литературы или на стыке нескольких областей гуманитарного знания (например, литература/русский язык, литература/история, литература/МХК).
Иванова ОС (тезисы МБОУ Лицей 13).doc
РОЛЬ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ
(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»)
Иванова Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 13»
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть,
как расставлялись акценты в системе образования нашей страны на
протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие
учебные предметы и в какое время считались главными, а какие –
второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а
какие утрачивали свои позиции. Но неизменно предметные олимпиады
остаются самым показательным, объективным и авторитетным
состязанием учащихся общеобразовательных учреждений.
В век современных информационных технологий, глубоких
изменений в социальной и экономической жизни общества возрастает
роль гуманитарного развития человека, повышается роль предметов
эстетического цикла в школьном образовании, и в первую очередь
литературы.
Известно, что предметные олимпиады выявляют одарённых
(и/или высокомотивированных) детей – и начинают делать это уже на
школьном этапе. Но следует учитывать, что согласно рекомендациям
Центральной предметнометодической комиссии по литературе
основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна
быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в
творческую деятельность. Кроме того, это шаг к участию в
последующих этапах олимпиады.
В качестве одной из форм,
отвечающих творческой
направленности подготовки детей к олимпиаде и гуманистической
направленности современного образования в целом, в своей практике я
рассматриваю и научноисследовательскую деятельность учащихся в
области литературы или на стыке нескольких областей гуманитарного
знания (например, литература/русский язык, литература/история,
литература/МХК). Среди умений, необходимых для успешной подготовки к такому
во многом творческому состязанию, как олимпиада по литературе, и
навыков,
которые развивает ребёнок в процессе научно
исследовательской деятельности, есть ряд совпадающих или
коррелирующих между собой. Из условного списка умений, на которые
при подготовке к олимпиаде ориентирует нас Центральная предметно
методическая комиссия по литературе, к таким можно отнести то, что
ученик должен уметь:
анализировать литературные произведения разных жанров;
давать сравнительные характеристики героевперсонажей;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
находить изобразительновыразительные средства;
пользоваться основными теоретиколитературными терминами
и понятиями;
ориентироваться в информационном образовательном
пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой, системой поиска в Интернете.
Рассмотрим данные положения на конкретных примерах 2013 –
2014 учебного года. В прошедшем учебном году среди учащихся 8х
классов МБОУ «Лицей №13» под моим руководством были
выполнены две научноисследовательские работы с учащимися,
которые активно готовились к участию в школьном, а затем и
муниципальном этапе олимпиады по литературе, и проявили интерес к
исследовательской деятельности в области гуманитарного знания. Так
лицеистка 8го класса выполнила научноисследовательскую работу
«Исторические направления развития кириллицы:
эволюция,
революция, стагнация (на материале произведений А. С. Пушкина, В.
В. Маяковского и текстов эмигрантских СМИ)». Работа над темой
исследования стала значимой частью подготовки ребёнка к олимпиаде
по литературе. В процессе работы ученице пришлось аналитически
работать с художественными текстами А.С. Пушкина, В.В.
Маяковского, поэтов серебряного века, печатавшихся в эмигрантских
СМИ, сопоставлять исторические факты, литературные и языковые
явления. Расширился литературоведческий кругозор ученицы:
обогатился новыми литературоведческими понятиями, появился более
осознанный и глубокий взгляд на тесную взаимосвязь литературы и
истории. Последнее особенно важно для выполнения наиболее
сложных аналитических заданий олимпиады по литературе на любом
уровне (от школьного до всероссийского). Итогом данной деятельности можно назвать достойное
представление работы на конкурсах и конференциях различного
уровня. Ученица стала лауреатом II степени Всероссийского конкурса
исследовательских работ «Шаги в науку»; заняла II место на XIII
открытой малой учебноисследовательской конференции учащихся 5
8 классов «Первые шаги в науку», а также III место на городской
конференции исследовательских работ учащихся 58 классов «Первые
шаги в науку». Кроме того, одним из результатов самого процесса
разработки данной темы я считаю и достойное участие лицеистки в
олимпиаде по литературе: девочка продемонстрировала высокий
результат на лицейском уровне и стала призёром муниципального
этапа.
В качестве ещё одного примера я предлагаю обратиться к работе
другой лицеистки 8 класса. С ученицей была подготовлена работа,
учитывающая интерес ребёнка не только к литературе, но и к
изобразительному искусству: «Взаимосвязь литературы и живописи
XIX – XX веков: от романтизма к футуризму (на материале
художественных текстов и картин М.Ю. Лермонтова и Д.Д.
Бурлюка)». Достаточно сложная аналитическая работа потребовала от
ученицы множества навыков: это и подбор отвечающих основным
признакам заявленных литературных направлений художественных
текстов и репродукций;
выявление
закономерностей, сходств и различий; установление исторической
обусловленности и др. Завершающим этапом работы также можно
рассматривать её презентацию на конкурсах и конференциях. Ученица
степени Всероссийского конкурса
стала лауреатом
исследовательских работ «Шаги в науку»
(в секции
«Литературоведение»), заняла
I место на XIII открытой малой
учебноисследовательской конференции учащихся 58 классов
«Первые шаги в науку». Для самой лицеистки такая работа явилась
значимой частью подготовки к участию в олимпиадах: в прошедшем
учебном году она стала победителем муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по литературе и МХК.
анализ произведений,
I
Таким образом, мы можем говорить о многоаспектности научно
исследовательской работы с детьми в области гуманитарного знания:
такая деятельность не только позволяет реализовывать интересы
самого юного исследователя, развивать основные учебные навыки, но и
даёт возможность более тщательной проработки отдельных тем при подготовке к олимпиаде по литературе и другим предметам
гуманитарного цикла.
Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Роль научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.