Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями
Оценка 4.6

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +1
Детсад
29.03.2018
Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями
Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями, говорит о том,что характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями, говорит о том,что характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.
Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями.doc
Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями чертами неблагополучных семей  Характерными   является   внутренняя   нестабильность,   не осознание возможностей   удовлетворения   своих потребностей   в   семье,   отсутствие   единых ориентаций.  Дети не всегда способны успешно преодолеть всем стрессовые   ситуации, педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь   им   устоять   перед неблагоприятными воздействиями   социальной   среды,   преодолеть травмирующую   ситуацию   и   совпадать   с   негативными   эмоциональными переживаниями.    поэтому перед   В   силу   своих   возрастных   особенностей   дети   оказываются   особенно восприимчивыми   к негативным   социальным   воздействиям.   Говоря   о   способах помощи   таким   детям,  нужно  в  первую   очередь  сказать,  что  для  этого   требуется изменить   ситуацию   в   семье,  т.к.   семья   –  основа   воспитания   и   развития   ребёнка, именно   родители   и   близкие   люди   формируют   личность,   характер   маленького человека. Без этого все старания специалистов ДОУ по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.   характеристикой сопровождения   Главный метод  помощи неблагополучным семьям –  сопровождение.  Сущностной   плане  является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает   необходимую   и   достаточную   (но   ни   в   коем   случае   не   избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».  в психологическом   Методический   анализ   позволяет утверждать,   что   на   сегодняшний день сопровождение   ­ это особая   и приоритетная   форма   осуществления   социальной, психологической, педагогической помощи ­ патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на   этой   основе   психологических   условий   для   саморазвития.   Ещё   одной   важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.  Итак,   можно   сказать,   что социальное,   педагогическое,   психологическое  сопровождение ­ это:    один   из   видов социального патронажа   во­первых, и  комплексной     системы социальной   поддержки,   психологической   помощи, педагогического обеспечения  развития детства; во­вторых, интегративная технология, сердцевина которой ­ создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования; 1 как целостной процесс особого рода в­третьих, сопровождающим  и теми, кто нуждается в нем*.  В   сопровождении,   как в разворачивающемся во   времени   процессе,   можно отношений между  событийных     выделить три основных компонента:   диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;  отбор  и применение методических средств;  анализ   промежуточных   и конечных   результатов,   дающий   возможность  корректировать ход работы. Принципами   работы   с   социально   неблагополучными   семьями определяются:    презумпция невиновности, фасилитация   и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки  для  преодоления  кризиса в семье);  индивидуально­дифференцированный   подход   (конкректная   адресная   помощь семье   в   ситуации   кризиса,   взаимоподдержка   в   рамках   родительского сообщества);  систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный     контакт с семьей,   включают   родителей   в деятельность   ДОУ   в течение всего периода адаптации ребенка);  доверительные,   равнопартнерские   отношения   между педагогами   и членами семей  воспитанников;  уважение норм и ценностей семьи;  ориентация   на   развитие   позитивного   потенциала   семьи,   ее   способности   к самопомощи;  адекватное   показаниям   использование   социального  педагога и других специалистов ДОУ.  Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях   часто  показывает,  что  наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:   воспитатели не всегда умеют   поставить конкретные задачи   различных методов в работе и выбрать  соответствующие  им  содержание и методы;      содержание педагогического просвещения недостаточно дифференцированно,   при   выборе   методов   сотрудничества   воспитатели   не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;   родителей  довольно часто воспитатели используют   лишь коллективные формы работы    с семьей. В деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:  1. Ознакомительный  (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).  2.   Изучение   семьи (определение внутрисемейных   проблем и затруднений  в воспитании  детей).  3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).  2 4.   Коррекционный   (решение конкретных проблем семьи,   повышение уровня  социальной   компетентности родителей, социально­педагогическая   работа  в семье). Основные  критерии оценки степени социального  благополучия семьи,  которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:  1.   Жизнеобеспечение   (занятость родителей, их социальный,   образовательный, материальный  статус).  2. Организация   быта (тип жилья, санитарно­гигиенические   условия,   условия  жизни  ребенка  в семье).  3.   Физическое   здоровье   (диагностика,   хронические   болезни,   профилактика, 4. 5. гигиена).    Духовное   психологическое   благополучие).  и моральное здоровье   (вредные   привычки,   рецидивы,   Воспитание   детей (стиль воспитания в семье,   психологическая,  психотерапевтическая,   педагогическая, юридическая помощь).  6.   Внутренние   и внешние коммуникации семьи   (открытость семьи, тип семьи,    между  детско­родительских взаимоотношений,   отношения характер   супругами).         АЛГОРИТМ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ  СЕМЬЕЙ. 1­й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2­й этап: первичное обследование жилищно­бытовых  условий  неблагополучной  (проблемной)   семьи; 3й этап:   знакомство с членами семьи   и её   окружением,   беседа   с   родителями, оценка  условий их жизни; 4­й этап:   знакомство с теми службами,   которые   уже оказывали помощь семье,  изучение  их  действий,  выводов; 5­й этап:   изучение причин неблагополучия   семьи, её особенностей,   её целей,  ценностных  ориентаций;   6­й этап: изучение личностных особенностей  членов семьи; 7­й этап: составление карты семьи. 8­й этап: всеми заинтересованными  координационная деятельность со   организациями (образовательные учреждения, учреждения. Центр социальной реабилитации   детей   и   подростков,   Центр   защиты   семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);   дошкольные   9­й этап: составление программы работы  с неблагополучной семьей; 10­й этап: текущие и контрольные посещения  семьи; 11­й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 1,   2,   3   этап   предполагает диагностику, результатом   которой должно   стать  отнесение  семьи к той или иной категории.  3 Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика   (диагностика   типового   семейного   состояния,   самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование,   проективные   методики   («Дом,   дерево,   человек»,   «Рисунок   семьи», изучение продуктов детской деятельности).  Кроме  этого,  изучению  семьи способствует   ее посещение:  здесь важны беседа с родителями   и детьми,   наблюдение   за   их   взаимоотношениями   во   время встреч. Уделять внимание   нужно всем   категориям   семей. будет являться профилактикой, предупреждая переход   благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но  особое внимание необходимо уделять  неблагополучным семьям.     Это    При ознакомлении   с игровой деятельностью можно   уделить   внимание  следующим  вопросам:  у ребенка систематические трудовые   обязанности в семье,   их ­ наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;  ­ размещение  игрушек, их состояние;  ­ что побуждает  родителей покупать игрушки;  ­ любимые  игрушки ребенка, какими игрушками   ребенок любит играть дома,    и знают ли об этом родители;  ­ решают  ли родители педагогические задачи с помощью игры;  ­ когда и  с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и  т.п.).  При выявлении  характера трудового воспитания педагог выясняет:  ­   есть ли   содержание, направленность;  ­ как дети  выполняют эти обязанности;  ­ какие орудия  труда есть у ребенка, где  они хранятся;  ­   установлено   ли определенное время для   выполнения ребенком трудовых  обязанностей;  ­ учат ли  родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;  ­ интерес  ребенка к отдельным видам  труда.  Такого типа   опросы   можно применять,   изучая   различные   виды   деятельности ребенка.   После изучения   ответов родителей воспитатель   или   педагог­психолог  при каких­либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности ­ какие именно и т.д.  Нужно   стараться   проводить   анализ   посещений   семей   каждый   год,   обобщать результаты,   выявлять   положительное   и   отрицательное,   ставить   задачи   для дальнейшей работы.  Для   выявления   затруднений родителей в воспитании   детей   в различных  возрастных   группах,   а также их   интересов   и предложений   по   улучшению   работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:  1. Что Вас  радует в поведении Вашего  ребенка?  2. С какими  трудностями Вы сталкиваетесь  при воспитании ребенка?  4 3.   Что, по   Вашему мнению,   обуславливает отклонение   (если таковое   есть)   в поведении ребенка?  4.   Какие   темы Вы хотели бы обсудить   (или услышать рекомендации)   на  родительских собраниях?  5. Каковы  Ваши пожелания по улучшению  работы детского сада?  Обобщение   ответов помогает   составить общее   представление о том,   как они понимают   задачи   воспитания,   знают   ли   своего   ребенка,   умеют   ли   анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросы   помогают   активизировать   и   направлять   работу   педагогов,   так   как   в   них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.  Эффективность работы с родителями во многом зависит  и от психологического настроя, который  возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим   родителям,   тем,   как   они   учитывают   особенности   личности   родителей   и затруднения семейного воспитания.   В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о   зоне   ближайшего   развития.   Как   известно,   при   определенной   внешней   помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как   бы   преодолевая   пределы   возрастного   развития.   Не   только   обучение,   но   и терапевтическая   помощь,   опирающаяся   на   зону   ближайшего   развития   ребенка,   используемых является   крайне   эффективной. в коррекционной работе   с детьми,   Основной принцип этого метода   ­   духовное,   целостное развитие   личности   ребенка,   забота о его душе ­ и   есть терапия. Сказка не только учит детей   переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.    Одним   из   является   «сказкотерапия».   методов, Авторская   разработка   цикла занятий по   «сказкотерапии»   позволяет нам   над поведенческими   проблемами   детей,   формировать у   них навыки  работать   общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.    Сказки,   игры,   рисунки составляют   существенную   часть   значимого мира ребенка.   Поэтому   сочетание в психокоррекционной   работе   с детьми   специально подобранных   психотехнических   игр,   упражнений,   а   также рисование во   многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.  Эффективность   терапии искусством   с «трудными»   детьми   объясняется тем, выражения  что этот   метод представляет   собой возможность   для решения и   внутреннего  напряжения, агрессивных чувств в  социально приемлемой форме.  Цели игровой   терапии ­ помочь   ребенку развить   более позитивную   «Я­ концепцию»,   стать   более активным   в своих действиях   и поступках,   выработать способность  к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.  Телесно­ориентированная   терапия дает   нашим   детям   информацию   об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать   у   воспитанников   потребность   в   эмоциональном   общении   посредством сказки.  5 Развитие   общаться», коммуникативных навыков «Учимся     используемых в коррекционной   работе   с   детьми,   создает   условия   для   становления   сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки.   Сенсорно­перцептивное   развитие детей дошкольного возраста   способствует  развитию   познавательных   процессов,   исследовательской   и   творческой   активности наших воспитанников.    Для   эффективного   взаимодействия   с   родителями   важен   личностно­ ориентированный, адресный, индивидуальный   подход,  когда  учитываются   запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.               Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Материал взят из интернета 6

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога в ДОУ с неблагополучными семьями

Работа психолога  в ДОУ с неблагополучными семьями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018