Работа с датами на уроках истории Казахстана
Оценка 5

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
история +1
Взрослым
07.05.2017
Работа с датами на уроках истории Казахстана
Теоретический и практический материал к уроку для по истории Казахстана. Историческая дата - основа знания конкретного исторического события. Не всем учащимся легко дается запоминание исторических дат, учитель должен помогать ученикам организовать правильно работу по запоминанию. Представлены в работе конкретные советы, которые способствуют процессу запоминания.
работа с датами журнал.doc
Работа с датами на уроках истории Казахстана. Помозова.Е.Н. КГУ «гимназия№6» г.Семей Урок истории не возможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты это то, что устанавливает ход и картину событий, их  причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его  связь с предшествующими и последующими событиями.   Педагогическая наука определила роль хронологии так, «это вспомогательная  историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных  народов и государств». Можно дополнить эту характеристику, следующими выводами, без  хронологии невозможно выявить длительность исторических явлений, периодизацию  исторических процессов, время создания исторических источников, в целом создать общую картину развития той или иной страны, народа. Цель изучения хронологии в школе ­ показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения  времени, научить определять место конкретного исторического события на «линии  времени». Цель определяет задачи: 1.обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени 2.способствовать развитию их временных представлений 3.помочь осознать формулировку «без даты – нет истории» 4.помочь научиться осваивать и запоминать важнейшие даты, а также временные категории – год, век, тысячелетие, эра. В исторической науке даты условно подразделяются на основные и опорные. Основные  даты  – это те, которые определяют место исторического события в исторической  периодизации. Например: Эпоха Тюркского каганата­ 552­603гг; Правление хана Тауке  1680­1715гг;  Восстание Сырыма Датова – 1783­1797гг; Реформа в Казахстане­ 1867­ 1868гг; НЭП – 1921­1928гг и др. Опорные даты способствую более четкому пониманию конкретного исторического   события, помогают определить характер, значимость изучаемого исторического события,  раскрывают сложное и объемное его содержание, иногда одна дата может заменить целый  рассказ, для учащихся с высокой учебной мотивацией. Приведем примеры опорных дат: 552г – каган Бумынь совершил поход против Жужанского каганата,  1785г – Сырым Датов организовал съезд старшин и отстранил Нуралы от власти,  1865г ­ организована «Степная комиссия», без работы которой не было бы реформы 1867­ 1868гг. Теоретическое содержание  данной темы, вопросов не вызывает, в настоящее время  практически все учителя истории сталкиваются с проблемой запоминания и удержания в  памяти учениками основных и опорных исторических дат. Каждый 2­ой вопрос ЕНТ,  ВОУД связан напрямую или косвенно со знание хронологии конкретного исторического  события. Анализ пробного ЕНТ, ВОУД показывает, что большинство ошибок учащиеся  делают по датам, а учителям задают вопросы, как можно запомнить столько дат? Какие формы работы для усвоения исторических дат можно предложить? Самая распространенная форма «исторические диктанты», часто это просто механическое  заучивание дат. Но без них на уроках истории не обойтись. «Исторические диктанты» можно разнообразить. Сделать эту форму работы более  интересной и полезной, требующей от учащегося не просто зрительно запомнить дату, но и  попробовать ее осознать.  Пример№1 Тема «Восстание Сырыма Датова». Предлагаются даты: параграф №11 \ 8 класс\ 1785, 1790, 1791­1794, 1778, 1783, 1789, 1794­1797, 1802, 1786.   Задания: №1.Перечисленные даты расставь в правильной хронологической последоватьности   №2.Определи содержание каждой даты №3.Выдели 3 даты, главные на твой взгляд. Свой выбор объясни. Пример№2 Тема: «Казахско­джунгарские войны».  Параграфы № 2,3,4.\ 8 класс\ «Исторический диктант» Даты: 1761г, 1716­1720гг, 1718г,1635г,1722г, 1643г,1723­1727гг,1724­1725гг,1726г,1730г,  1741­1742гг, 1756­1758гг, 1710г, 1680­1715гг, Задания: №1 Из предложенных дат выбери только те, которые связаны с личностью хана Тауке. №2  Найди даты крупных Казахско­джунгарских битв. Дай им названия. №3  Из предложенных дат, выбери те, которые связаны с историей Джунгарии. Объясни их. Пример№3 Тема: «Национально­освободительное движение в первой половине 19 века» 11 класс  параграфы №5,6,7,8. «Исторический диктант» проводиться после изучения нескольких тем \ №6,7,8,9,10\. 1.Предложенные даты распредели по историческим событиям, заполняя таблицу: Восстание Ж.Тленшиева Восстание в Букеевской  Орде Восстание Кенесары  Касымова Даты: 12 июля 1838г,1825г, 1810­1822гг, 1824г,1827г,1836г, 1841г, 1836­1838гг, 1837г,  1822­1825гг,1802г, 1844г, 1801г, 1833­1836гг, апрель 1847г, 1846г, октябрь 1837г, 1811г. 2.Какая связь существует между этими историческими событиями? 3.Можно ли оценить характер этих событий, как антиколониальный и антифеодальный? На уроках истории эффективно заполнять «хронологические таблицы», что тоже  способствует работе над запоминанием и усвоением хронологии события. Они позволяют учителю: 1. проверить усвоение выученных дат 2. определить пробелы в знаниях тем, или отдельных составляющих этих тем 3. научить учащегося соотносить дату с историческим событием, исторической  личностью 4. научить учащегося запоминать не только отдельную дату, но и последовательность  исторических событий   Пример№1 «Хронологическая таблица» Тема: «Государства 6­9 вв в Казахстане» Название  государства: Тюркский  каганат Западно­ Тюркский  каганат Дата  существования:   Территория  государства: От Алтая до  Каспийского  моря Ставка: Правители: нет Бумын Мукан 603­704гг г. Суяб Тардуш Тюргешский  каганат   756­940гг   Суяб Кунгит Суяб Семиречье От  Джунгарского  Алатау до  среднего  течения  Сырдарьи Бильге Кул  Кадыр­хан Задание: №1 Заполни пустующие ячейки таблицы. Задание: №2 Ответь на вопросы: Какие государства существовали в Казахстане в 6­9 вв? Пример№2 «Хронологическая таблица»  Тема: «Тюркский период в истории Казахстана. 6­нач.13вв» Задание: В данной таблице допущены ошибки. Найди и исправь их. № Название государства: Исправленная ошибка:  Тюргешский каганат Западно­тюркский каганат Карлукский каганат Тюркский каганат 1. 2. 3. 4. 5. Огузское государство Государство кипчаков 6. Государство караханидов 7. 8. Кимакский каганат Государства найманов и  9. кереитов Время  существования: 502­603гг 756­940гг 704­756гг 603­704гг 9­нач.11вв 9­нач.11вв 1128­1212гг нач.11вв­1219г 10­12вв 942­1212гг 10. Государство карахитаев В данной работе следует прилагать алгоритм выполнения, который поможет учащемуся  справиться с этой работой, т.к. в 7 классе ее можно провести после изучения 2­х разделов,  в конце 1­ой четверти.  Алгоритм выполнения:        1.определи в первую очередь государства 6­9вв.  2.определи государства, существующие в одно и тоже время, но на разных территориях  3.определи государства созданные на территории Казахстана монгольскими племенами  4.найди государство, в котором активно шел процесс формирования единой  народности, но он не был завершен нашествием монголо­татар. Пример№3 Тема: «Национально­освободительное движение в Казахстане в 18­19вв» Цель: упорядочить знания по восстаниям, которые изучаются в курсе истории Казахстана  за 8 класс, повторяются в курсе 11 класса.  Решая тесты, учащиеся 9­11 классов путаются в последовательности восстаний,  определении дат.  «Хронологическая таблица» Задание: № Напиши названия восстаний, опираясь на даты и опорные понятия Дата: 1773­1775 1783­1797  1821 1822­1825 1836­1838 1837­1847 1843­1857 1858 1868,1869 1870 Опорное понятие, имя, название: Манифесты Джут Тентек торе Роды табын и тама Махамбет Утемисов  Внук Абылая  Крепость на р.Куандарья Новый налог ­3руб.50 коп. Уральская и Тургайская области Рабочие рыбопромысловых приисков. № Название восстания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда дата  заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти ученик, должен  хорошо знать факты и причинно­следственные связи, изучаемого события, и должен  понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание  исторического курса. Учитель должен разнообразить формы работы с датами, на каждом  уроке выделять время на эту работу.

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана

Работа с датами на уроках истории Казахстана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017