Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русский язык
Взрослым
09.04.2019
Данный теоретический материал на тему "Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника"может быть интересен не только учителю начальных классов, но и любому учителю предметнику. Вашему вниманию представлены разные приемы работы с информацией, которые можно применять не только на уроке.
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника.docx
Слайд №1
Слайд №2 Добрый день! Я поделюсь своим опытом работы по такой актуальной
теме как: Работа с информацией как средство формирования универсальных
учебных действий младшего школьника.
Слайд №3 Актуальность прежде всего в том, что в современном обществе информация становится высшей ценностью, а
информационная культура человека – одним из факторов его успешной социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования говорится, что одним из результатов обучения должно быть формирование
у детей первичных навыков работы с информацией: умение осуществлять её поиск,
систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать».
Но какими же способами, средствами разбудить у ученика желание находить
необходимую ему информацию, понимать её и сообщать другим?
И это в ситуации, когда телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное
чтение. Явно наблюдается утрата интереса к чтению, с одной стороны, и избыток,
калейдоскоп информации, с другой стороны.
Слайд №4 В этих условиях само мышление становится фрагментарным,
клиповым, когда воспринимается, прежде всего, яркое событие, дробный блок текста с
картинками, теряется способность сопоставлять факты и делать выводы.
Отсюда возникает противоречие между требованиями ФГОС и трудностями с
осознанным восприятием информации; несформированностью внутреннего плана
действий; трудностью логического мышления и воображения у младших школьников. Данное противоречие обозначило проблему (Слайд №5)работы, которая
заключается в выявлении и внедрении эффективных приемов развития навыков
осознанного восприятия информации в условиях ФГОС НОО.
Слайд №6 Целью явилось: создание условий для осознанного восприятия
информации младшими школьниками.
В соответствии с целью определены и задачи моей работы: Слайд №7
1. Систематизировать психологопедагогическую литературу по теме;
2. Отобрать методы и приёмы, способствующие осознанному восприятию информации;
3. Проанализировать результаты использования таких методов, приемов;
4. Разработать методические рекомендации.
Поскольку чтение – вид речевой деятельности, то в своей работе я руководствуюсь
Слайд №8 принципами системнодеятельностного подхода по ФГОС:
1) деятельности;
2) непрерывности;
3) целостности;
4) минимакса;
5) психологической комфортности;
6) вариативности;
7) творчества.
Опыт моей работы позволяет представить ряд эффективных приемов, которые
будут полезны не только учителям начальной школы, но и педагогампредметникам.
Первое работа со словарями.
Слайд №9 В русском языке часто написание расходится с произношением и не
всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово.
Например, детям даётся для сравнения два слова: сорока и вода. Уже зная
правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода. Пытаясь подобрать
проверочное слово к слову «сорока», они убеждаются, что проверочного слова не
существует. Подвожу к мысли о том, что поможет им в поиске информации —
орфографический словарь.
Работая над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого
запоминания правильного написания слова, ненавязчиво, чтобы не перегрузить
информацией, знакомлю ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический
словарь». Например, при знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что
означает расчищенное место. Слово короткое и быстро запомнилось.
Ещё один приём.
Слайд №10 Для кодирования и хранения информации по запоминанию словарных
слов использую метод эйдетики. С помощью рисунка, ассоциограммы, словаподсказки
или минисказки дети придумывают такой образ, чтобы трудное в написании слово
легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать.
Имея придуманную ими же опору, они ошибок в таких словах не делают. Играя, дети
привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных
сторон.
Следующий приём: раскрашивание.
Слайд №11 Как ни парадоксально, но такой внешне несерьёзный приём, как
«раскрашивание» маркером текста, весьма продуктивен для такой серьёзной
деятельности, как анализ текста.
Ученик гораздо раскованней чувствует себя, если может работать с текстом не
только визуально. На этом построен приём работы с маркером. Если необходимо найти
в однокоренных словах суффиксы, в тексте основную мысль, их можно обозначить
ярким цветом прямо в распечатанном тексте, не портя книгу.
Отвечая на вопросы, учащиеся обращаются к тексту, маркируют слова и строки,
делают необходимые пометки. На следующем уроке проводится коллективное
обсуждение увиденного («находок»), каждый ученик делает нужные для анализа текста
пометки. Затем на основе ответов создаётся связный текст.
Приём: особое задание.
Слайд №12 В начальных классах ребёнок приобретает первый опыт составления
небольшого устного монологического высказывания по предложенной теме; опыт
выступления перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентацию).
Слайд №13 В этом случае на уроках кроме сведений из учебника используется
материал интернета, электронных и бумажных источников информации. Так к уроку
окружающего мира мои ученики готовят сообщения на разнообразные темы программы,
на урок литературного чтения и русского языка – сочинения, реферат об известной личности, на урок технологии и математики составляют схемы, таблицы, на урок
изобразительного искусства – готовят стенгазеты, выставки.
Следующий приём: работа в парах.
Слайд №14 Одно из важных условий – свобода мысли. У ребенка есть свое
мнение, своя точка зрения, поэтому он должен ее высказать, обосновать, опираясь на
разные информационные источники. Работая в парах (группах) ребёнок учится передавать
однокласснику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвует в диалоге
при обсуждении информации, соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.
Слайд №15 Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков
работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы при работе с ней
применять средства информационных и коммуникационных технологий. Чем
раньше учащиеся узнают об этих возможностях, тем быстрее они смогут
воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в
знания.
И последний приём: структурирование информации.
Слайд №16 На уроках также широко использую различные символы, схемы,
таблицы, модели, алгоритмы. В завершении темы совместно или самостоятельно ребята
составляют алгоритмы.
Слайд №17 Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста
(деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), самоанализ. Чем
старше ребёнок, тем сложнее тексты.
Слайд №18 Хочу познакомить Вас еще с одним из основных приёмов осмысления
информации, который формирует умение ставить различные вопросы к тексту и
находить ответы на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским
психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Блум» в переводе с немецкого языка
«цветок». Решили сделать теоретические построения учебного материала более
наглядными и привлекательными. Получившийся «цветок» так и назвали «ромашка
Блума».
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков
которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной,
парной или групповой. Цель с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в
художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов,
отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и
точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает
Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные
вопросы, требующие ответов "да" "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда
ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить
задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа
текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно
следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде,
иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть
частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или
предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как,
вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий,
фактов. Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и
практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Современная школа должна воспитывать готовность человека к
«инновационному поведению». На смену послушанию, повторению,
подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы,
спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер
жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Реализация системнодеятельностного подхода, как основного в ФГОС,
а также других вышеперечисленных требований, на мой взгляд, возможна с
помощью кейсметода.
Слайд №19 А так как отличительной особенностью технологии
обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она
позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как
способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования
основ деловой этики.
Кейстехнологии – это не повторение за учителем, не пересказ
параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ
конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний
и применить их на практике.
Итак, кейстехнология – это интерактивная технология обучения, на
основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и
умений.
Одной из важнейших характеристик кейсметода является умение
воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
В результате таких форм работы дети учатся думать, рассуждать, дискутировать
над словом, творчески мыслить, презентовать свои достижения. О чем свидетельствует
диагностика УУД.
№20 Таким образом, проектирование уроков по формированию УУД – дело
непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со
временем, чтобы дети были грамотными, востребованными, так как современное
общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и
многократно переучиваться в течение всей жизни. Слайд №21 В результате этой
последовательной, систематической работы учащиеся все больше и больше входят в
информационный мир, у них формируются общеучебные умения, позволяющие им
успешно учиться, а впоследствии, успешно социализироваться. Слайд №22
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.