Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Оценка 4.9

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русский язык
Взрослым
09.04.2019
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника
Данный теоретический материал на тему "Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника"может быть интересен не только учителю начальных классов, но и любому учителю предметнику. Вашему вниманию представлены разные приемы работы с информацией, которые можно применять не только на уроке.
Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника.docx
Слайд №1  Слайд №2 Добрый день! Я поделюсь своим опытом работы по такой актуальной  теме как: Работа с информацией как средство формирования универсальных  учебных действий младшего школьника. Слайд №3 Актуальность прежде всего в том, что в современном   обществе   информация   становится   высшей   ценностью,   а информационная культура человека – одним из факторов его успешной социализации. В Федеральном государственном  образовательном стандарте начального общего образования говорится, что одним из результатов обучения должно быть формирование у детей первичных навыков работы с информацией: умение осуществлять её поиск, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать». Но   какими   же   способами,   средствами   разбудить   у   ученика   желание   находить необходимую ему информацию, понимать её и сообщать другим?  И   это   в   ситуации,  когда   телевидение,   фильмы,  видео   вытесняют   литературное чтение.   Явно   наблюдается   утрата   интереса   к   чтению,  с   одной   стороны,   и   избыток, калейдоскоп информации, с другой стороны. Слайд   №4  В   этих   условиях   само   мышление   становится   фрагментарным, клиповым, когда воспринимается, прежде всего, яркое событие, дробный блок текста с картинками, теряется способность сопоставлять факты и делать выводы.   Отсюда возникает  противоречие  между требованиями  ФГОС и трудностями   с осознанным   восприятием   информации;   несформированностью   внутреннего   плана действий; трудностью логического мышления и воображения у младших школьников. Данное   противоречие   обозначило  проблему   (Слайд   №5)работы,   которая заключается   в   выявлении   и   внедрении   эффективных   приемов   развития   навыков осознанного восприятия информации в условиях ФГОС НОО. Слайд   №6  Целью   явилось:  создание   условий   для   осознанного   восприятия информации младшими школьниками. В соответствии с целью определены и задачи моей работы: Слайд №7 1. Систематизировать психолого­педагогическую литературу по теме; 2. Отобрать методы и приёмы, способствующие осознанному восприятию информации; 3. Проанализировать результаты использования таких методов, приемов; 4. Разработать методические рекомендации. Поскольку чтение – вид речевой деятельности, то в своей работе я руководствуюсь Слайд №8 принципами системно­деятельностного подхода по ФГОС: 1)  деятельности; 2)  непрерывности;  3)  целостности; 4)  минимакса; 5)  психологической комфортности;  6)  вариативности; 7)  творчества. Опыт  моей  работы  позволяет   представить  ряд  эффективных  приемов,  которые будут полезны не только учителям начальной школы, но и педагогам­предметникам. Первое ­ работа со словарями. Слайд №9  В русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово.    Например,   детям   даётся   для   сравнения   два   слова:  сорока   и   вода.  Уже   зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода. Пытаясь подобрать проверочное   слово   к   слову   «сорока»,   они   убеждаются,   что   проверочного   слова   не существует.   Подвожу   к   мысли   о   том,   что   поможет   им   в   поиске   информации   — орфографический словарь.  Работая   над   словами   с   непроверяемыми   безударными   гласными,   для   быстрого запоминания   правильного   написания   слова,   ненавязчиво,   чтобы   не   перегрузить информацией, знакомлю ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический словарь».   Например,   при   знакомстве   с   написанием   слова   «дорога»,   ученики   из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место. Слово короткое и быстро запомнилось.  Ещё один приём. Слайд №10 Для кодирования и хранения информации по запоминанию словарных слов использую метод эйдетики. С помощью рисунка, ассоциограммы, слова­подсказки или мини­сказки дети придумывают  такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, они ошибок в таких словах не делают. Играя, дети привыкают   внимательно   вглядываться   в   каждое   слово,   рассматривая   его   с   разных сторон.  Следующий приём: раскрашивание. Слайд   №11  Как   ни   парадоксально,   но   такой   внешне   несерьёзный   приём,   как «раскрашивание»   маркером   текста,   весьма   продуктивен   для   такой   серьёзной деятельности, как анализ текста. Ученик гораздо раскованней чувствует себя, если может работать с текстом не только визуально. На этом построен приём работы с маркером. Если необходимо найти в однокоренных словах суффиксы, в тексте основную мысль, их можно обозначить ярким цветом прямо в распечатанном тексте, не портя книгу. Отвечая на вопросы, учащиеся обращаются к тексту, маркируют слова и строки, делают   необходимые   пометки.   На   следующем   уроке   проводится   коллективное обсуждение увиденного («находок»), каждый ученик делает нужные для анализа текста пометки. Затем на основе ответов создаётся связный текст. Приём: особое задание. Слайд №12  В начальных классах ребёнок приобретает первый опыт составления небольшого   устного   монологического   высказывания   по   предложенной   теме;   опыт выступления   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими   сообщениями,   используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентацию).  Слайд №13  В этом случае на уроках кроме сведений из учебника используется материал интернета, электронных и бумажных источников информации. Так к уроку окружающего мира мои ученики готовят сообщения на разнообразные темы программы, на урок литературного чтения и русского языка – сочинения, реферат об известной личности,   на   урок   технологии   и   математики   составляют   схемы,   таблицы,   на   урок изобразительного искусства – готовят стенгазеты, выставки. Следующий приём: работа в парах. Слайд   №14  Одно   из   важных   условий   –   свобода   мысли.   У   ребенка   есть   свое мнение, своя точка зрения, поэтому он должен ее высказать, обосновать, опираясь на разные информационные источники. Работая в парах (группах) ребёнок учится передавать однокласснику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвует в диалоге при обсуждении информации, соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.  Слайд №15  Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы при работе с ней применять средства информационных и коммуникационных технологий. Чем раньше   учащиеся   узнают   об   этих   возможностях,   тем   быстрее   они   смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. И последний приём: структурирование информации. Слайд   №16  На   уроках   также   широко   использую   различные   символы,   схемы, таблицы, модели, алгоритмы. В завершении темы совместно или самостоятельно ребята составляют алгоритмы. Слайд   №17  Происходит   погружение   в   текст,   анализ   предложенного   текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), самоанализ. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Слайд №18 Хочу познакомить Вас еще с одним из основных приёмов осмысления информации,   который   формирует   умение   ставить   различные  вопросы   к   тексту   и находить ответы на них. Наиболее   удачная   классификация   вопросов   была   предложена   американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Блум» в переводе с немецкого языка «цветок».   Решили   сделать   теоретические   построения   учебного   материала   более наглядными   и   привлекательными.   Получившийся   «цветок»   так   и   назвали   «ромашка Блума». Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой   записываются   вопросы   разных   типов.   Работа   может   быть   индивидуальной, парной   или   групповой.   Цель   ­   с   помощью   6   вопросов   выйти   на   понимание содержащейся   в   тексте   информации,   на   осмысление   авторской   позиции   (в художественных и публицистических текстах). При   отработке   приёма   необходимо   указывать   учащимся   на   качество   вопросов, отсеивая неинформативные, случайные. Классификация вопросов Б.Блума:  Простые вопросы.  Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?  Уточняющие вопросы.  Выводят   на   уровень   понимания   текста.   Это   провокационные вопросы, требующие ответов "да" ­ "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.  Объясняющие   (интерпретационные)   вопросы.  Используются   для   анализа текстовой   информации.   Начинаются   со   слова "Почему".   Направлены   на   выявление   причинно­ следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.  Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица   БЫ   или   будущее   время,   а   формулировка   содержит   элемент   прогноза,   фантазии   или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?  Оценочные вопросы.  Направлены   на   выяснение   критериев   оценки   явлений,   событий, фактов. Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?  Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов? Современная   школа   должна   воспитывать   готовность   человека   к «инновационному   поведению».   На   смену   послушанию,   повторению, подражанию   приходят   новые   требования:   умение   видеть   проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.          Реализация системно­деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других вышеперечисленных требований, на мой взгляд, возможна с помощью кейс­метода.    Слайд   №19  А   так   как   отличительной   особенностью   технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность   к   сотрудничеству,   чувство   лидерства   и   ответственности   за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики. Кейс­технологии   –   это   не   повторение   за   учителем,   не   пересказ параграфа   или   статьи,   не   ответ   на   вопрос   преподавателя,   это   анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Итак, кейс­технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение   знаний,   сколько   на  формирование   у   учащихся   новых  качеств   и умений. Одной   из   важнейших   характеристик   кейс­метода   является   умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.   В результате таких форм работы дети учатся думать, рассуждать, дискутировать над словом, творчески мыслить, презентовать свои достижения. О чем свидетельствует диагностика УУД. №20  Таким образом,  проектирование   уроков   по   формированию   УУД   –   дело непростое,   но   сегодня   –   это   требование   времени.   А   мы   должны   идти   в   ногу   со временем,   чтобы   дети   были   грамотными,   востребованными,   так   как   современное общество   запрашивает   человека   обучаемого,   способного   самостоятельно   учиться   и многократно   переучиваться   в   течение   всей   жизни.  Слайд   №21  В   результате   этой последовательной, систематической работы учащиеся все больше и больше входят в информационный   мир,   у   них   формируются   общеучебные   умения,   позволяющие   им успешно учиться, а впоследствии, успешно социализироваться. Слайд №22

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий школьника

Работа с информацией как средство формирования универсальных учебных действий  школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019