Работа с МОми
Оценка 4.9

Работа с МОми

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Взрослым
26.03.2018
Работа с МОми
МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
здоровьесберегающие.docx
Однозначно, современные проблемы эколого­валеологического образования  подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний,  которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития здорового  поколения. Еще в Спарте в детях воспитывали сильный и здоровый дух, прекрасно  понимая, что здоровое и крепкое будущее зависит от здоровых наследников. Но меняются  эпохи, социальные уклады, ценности, с ними меняются и представления о телесных,  духовных идеалах, а значит, меняется человек.  Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом  становится меньше. Самыми распространенными  являются болезни позвоночника, нервные расстройства и нарушения зрения­показатели неправильно организованного урока,  учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает о необходимости широкого  применения здоровьесберегающей технологии в учебно­воспитательном процессе.   Каждый  педагог   в своей практике использует некоторые элементы данной технологии, но к сожалению, не все и не всегда.  Как правило объясняется это нехваткой, пустой тратой  времени. Ошибочно также мнение, что здоровьесберегающая технология применима только на уроках биологии. Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование  ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального  здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других  людей (Стандарт основного общего образования по биологии). Понятно, что ни один  школьный предмет не имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной  проблемы, но научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным  здоровьем ­ задача  каждого учителя­предметника. Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову  «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе») : 1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух,  ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и  задач урока. 2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты. 3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени  сложности. 4. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня. 5. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в  зависимости от места урока в сетке расписания. 6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня. Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов  здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны.  Очень хорошо данная проблема раскрывается в работах старшего преподавателя кафедры  психолого­педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиПРО М. В. Аносовой и кандидата биологических наук, доцента кафедры управления развитием школ  МПГУ Галеевой Н. Л. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами  из жизни, непременно сделают ваш урок насыщенным, интересным , продуктивным и  полезным. А поможет вам в этом несколько простых принципов, которых можно свободно  использовать как на уроках биологии, так и на других предметах: 1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха,  освещение, отсутствие неприятных раздражителей. 2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4­7   видов за урок по 7­10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности  также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман. 3. Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и  наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и  кинестетиков. 4. Физкультминутки ­ обязательная составная часть урока. На 15­20 минут урока по 1  минуте из 3 легких упражнений с 3­4 повторениями. Учащиеся 5­6 классов  выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать  самостоятельно. Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для  профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах 2002 года. Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,  за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо,  вверх и вниз. Повторить 4­5 раз. Упражнения можно со временем менять. 5. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со  здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма  (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика  гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).  6. Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение  учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье. Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально­смысловых разрядок:  шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов. Психофизический комфорт ­ важнейшее условие предупреждения  утомления. 7. В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка). 8. Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами. 9. Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены. 10. При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в  СанПиНах 2002 года. 11. Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах 2002г. 12. Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство. Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека,  на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый  создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в  отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в  кабинете аквариума. 13. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену. 14. Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели. Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной  подготовки и больших затрат времени. Главное – результат:  Снижение утомляемости.  Повышение продуктивности, работоспособности.  Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5­6 классах.  Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого  условия. Здоровьесберегающее образование Рекомендации по организации здоровьесберегающей  деятельности в школе Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся.  Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно­ воспитательном процессе.  Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы  учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.  Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять­семь  предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные  методы обучения (традиционная жесткая схема урока ­ ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки,  боязнь отметок (их приоритет в классе).  Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:              частую смену позы,  потягивание,  встряхивание руками,  зевота,  закрывание глаз,  подпирание головы, остановившийся взгляд,  ненужное перекладывание предметов,  разговор с соседом,  увеличение количества ошибок в ответах,  не восприятие вопроса,  задержка с ответом,  частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.  Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно­воспитательного  процесса, в частности ­ с расписания уроков.  Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество  подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю  организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа».  Мы знаем, что самые продуктивные уроки ­ со второго по четвертый. Но в расписании не  может не быть 1­го, 6­го и даже 7 ­го уроков.  С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в  данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень  важно, какой он по счету в учебном процессе класса.  Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование  урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.  Например, в понедельник, в каком­то классе последний урок ­ математика. Как же  учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности  учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова,  которая служит здоровьесбережению. 1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение  учащихся из одной группы или пары в другую. 2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной  доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность  участия в нем.  Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение,  активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что  похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение,  отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную  познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на  последующее время обучения. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не  только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.  В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется  мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать  происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц,  что благотворно влияет на здоровье.  Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного  цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».  Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик  ловит мяч на правильный ответ, не ловит ­ на неправильный или ловит шарик и дает свой  вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.  Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных  групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.  Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев,  словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость  записывают слова.  Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.  Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске  выходят по три­шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом,  учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.  Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует  также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными  детьми, работа по индивидуальной программе.  «Уроки­праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то  зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и  участии в уроке решает целый комплекс учебно­воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.  Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они  формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают  понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни,  умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.  Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; выполнение  практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой  моторики рук, пальцев.  Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего  задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием  наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если  ребенок не справился с домашним заданием два­три раза, он теряет интерес к этому  процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со  всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.  Приобщать к выполнению домашних заданий своих учеников: давать задания по трем  уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает себе объем задания по силам.  Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры,  малоподвижные игры на перерывах, игры­считалки на переменах, подвижные игры в  продленных группах, вся система физкультурно­массовой работы в школе, система  воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.   Здоровье ­ дело не только личное, но и общественное  По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет  увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам  болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом.  Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте ...  Оригинальная гимнастика  Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних  индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице,  положительно отражается на формировании организма. 1. Сложная экологическая  обстановка делает особенно необходимым проведение ...  Правильная поза учащегося во время занятий  за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.  Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный,  тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной  клеткой сидящего ученика необходимо выдержать ... Одна из важнейших технологий здоровьесбережения ­ школьная оценка  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый  урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны  испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.  Этому не научит ни один учебник, ...  Дискомфортные состояния учащихся  Дезадаптационные состояния учащихся  часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия  после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто  теряется, но, ...  Здоровьесберегающие образовательные технологии  Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи ­ заботы о  здоровье учащихся ­ определяется следующими причинами. Во­первых, взрослые всегда  несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это  касается и детского здоровья. ...  Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с  уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья  современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять  обязанности медицинского работника. Просто ...  Принципы здоровьесберегающей педагогики  Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки  планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен,  организацию внеурочной деятельности ...  Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения  Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие  аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и  свежесть воздуха, рациональность освещения класса ...  Функции здоровьесберегающей технологии  ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных  закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат  наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические  свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные ...  Основные компоненты здоровьесберегающей технологии  АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего  здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет  наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и  физические возможности. Осуществление аксиологического ...  Классификация здоровьесберегающнх технологий  По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).По направлению  деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские  (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации ...  Типы технологий  Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной  активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные  (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж,  фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью ...  История вопроса  Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже  тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного  искусства. Тем самым ...  Здоровьесберегающие образовательные технологии Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи ­ заботы о  здоровье учащихся ­ определяется следующими причинами.  Во­первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми,  находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под  "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать  им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.  Во­вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся ­ желательных и  нежелательных ­ осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных  учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.  В­третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не  профилактикой, а лечением. Задача же школы иная ­ сохранить и укрепить здоровье своих  воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся  о здоровье учащихся в образовательных учреждениях ­ педагог.  По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно  выделить  Степени приверженности школы идеям здоровьесбережения 1. Использование отдельных методов, направленных на нейтрализацию недостаточной  освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности  горячим питанием; на активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных  уроков физкультуры и т.п.).  2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач  здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения,  оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение  учащихся здоровью и др.  3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на  единой методологической основе.    Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты  здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи  формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей  культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.  Цель здоровьесберегающей педагогики ­ обеспечить выпускнику школы высокий  уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений,  навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру  здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в  счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.  Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?" , а содержание  образования ­ "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как  учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью  субъектов образовательного процесса ­ учащихся и педагогов. Таким образом,  здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как  качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат  безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов  педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения,  воспитания, развития задачами здоровьесбережения. При любом аспекте рассмотрения  важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить,  достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о  "технологии".  Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может  рассматриваться в двух вариантах: задача­минимум и задача­оптимум. Задача­минимум  отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и  заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не  оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична  концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда ­ это  предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье  производственника. "Производство" школьника ­ его парта, класс, школа; деятельность ­  учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя ­ по  возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от  воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы: 1) эколого­гигиенические (природно­средовые);  2) организационно­педагогические;  3) психолого­педагогические.  А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать  как задачу­оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и  формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также  охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем  здоровье. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с  уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья  современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять  обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы  обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.  Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в  начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении  учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в  вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё ­ то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в  школу.  Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его  потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего  воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что  сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером введении здорового  образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в  вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое  воздействие на учащихся.  Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими  генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные  педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень  профессионально­этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к  формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и  функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов  обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого  совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение  знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в  учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной  деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.  Что педагог должен уметь:       анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся;  моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;  личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье  окружающих людей.   Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность  использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в  учебно­воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики получить в начале оздоровления.  Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских  работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования  учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению  назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего  педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения.  Только тогда, когда здоровый образ жизни ­ это норма жизни педагога, только тогда  ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.  Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа  жизни необходимо решение трех проблем:  1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем  здоровьесбережения. 2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать  ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его  способности. 3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики  оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя  через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего  педагогического взаимодействия с учащимися.  Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на  следующие аспекты урока:  Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть  воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие  монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что  утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени  зависят от соблюдения этих простых условий.   Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу  относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические  занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока  способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить,  что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся  дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту  утомляемости.   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной  деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.   Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный,  аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.  Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.   Использование методов, способствующих активизации инициативы и  творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в  субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор  действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);  активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в  группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на  самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.   Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для  инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.   Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой  работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить  хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его  авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного  учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.  Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации  школьников, но и губительно отражается на их характере.   Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной  частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и  продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких  упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.   Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока  вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя  выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из  критериев его педагогического профессионализма.   Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к  занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому  материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения,  используемые учителем.   Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций,  полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие  школы на здоровье.   Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не  было эмоционально­смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток,  использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.  д.   Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.  Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных  отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10  минут до окончания урока.   Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было  спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог  прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.   Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать  состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на  состояние учителя. Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что  показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует  избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных  особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в  работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме  доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии. Классификация здоровьесберегающнх технологий По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные  (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий  выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и  реабилитации соматического здоровья; санитаоно­гигиенической деятельности);  образовательные, содействующие здоровью (информационно­обучающие и  воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа  жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии  профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и  интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной  профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно­ оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие  здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. Типы технологий Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной  активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание,  гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы  общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности  учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)  Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию  субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:  Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды,  организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.  Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж,  офтальмотренажеры и т.п.  Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды  гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018