Работа с МОми
Оценка 4.9

Работа с МОми

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Взрослым
26.03.2018
Работа с МОми
МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
УУД1.docx
Современные образовательные технологии, формирующие УУД Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС) [4]  представляют собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных  программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное  и профессиональное развитие обучающихся. С принятием стандарта не только государство может требовать от  ученика соответствующего образовательного результата, важно то, что ученик и его родители вправе требовать  от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство  обеспечения планируемого уровня качества образования. Среди приоритетных задач образования,  обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена  задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к  самостоятельному приобретению знаний, а с позиции условий организации учебной деятельности – задача  использования инновационных образовательных технологий, раскрывающих личностный  потенциал учащихся. В ФГОС второго поколения представлена инновационная модель развития образования, основанная на  российской ценностной, научной и культурной базе. Инновационные характеристики основных компонентов  этой модели представлены в табл. 1. Таблица 1 Инновационные характеристики модели развития образования ФГОС Компоненты Инновационность подходов    разрабатываются как целостная система требований ко всей системе  образования страны; рассматриваются как конституция школьной жизни; в основе эффективного внедрения стандартов ­ новая организационно­ экономическая модель образования структуры функций содержания средств обучения результатам освоения; структуре; условиям реализации основных образовательных программ Прописаны инновационные требования к:    Стандарты рассматриваются как инструмент:   обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании; формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской        консолидации; реализации государственной политики в сфере образования Определение ключевых целей образования через систему ценностных  ориентиров образования. Ориентация на развитие вариативности образования. Определение результатов образования через системно­деятельностный  подход. Определение научного содержания образования на основе выделения его  фундаментального ядра. Организация образовательного процесса через новую структуру базисного  образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую  образовательную среду Определение требований к условиям организации учебного процесса,  которые должны обеспечить каждому учащемуся возможности получать  образование в современных условиях. Современные условия получения  образования предусматривают полную оснащенность образовательного процесса  комплексом современного учебного и компьютерного оборудования,  укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую  квалификацию, соответствие требованиям действующих Санитарно­ эпидемиологических правил и нормативов и других документов, определяющих  современный уровень организации образовательного процесса Сделаем акцент на то, что в стандартах определены требования как к образовательным результатам учащихся школы, так и к условиям организации учебного процесса. Их интегративное решение, в частности,  предполагает, что учитель, применяя и вариативно используя технологии обучения, будет строить процесс  обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему  самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной  учебной деятельности. Другими словами, обучение технологии развития целостного мышления школьников должно быть включено в  контекст учебной деятельности, направленной на развитие универсальных учебных действий. В широком  значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к  саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и  умений, включая организацию этого процесса. Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:  обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить  учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь  контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к  непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира,    компетентностей в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:  Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость     решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия  направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют  сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в  отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия (включая саморегуляцию) обеспечивают возможность управления  познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,  коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия (включая логические, познавательные и знаково­символические) включают  действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования  изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать  и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,  взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать  свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает  умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести  диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают  возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на  основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные  действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных  областях познания и мотивацию к обучению. Другими словами, развитие умений у школьников возможно  только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития  целостного мышления в учебной работе с детьми. Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности,  порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к  обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться  работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.  Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным  содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития  целостного мышления, основанная на знаниях таких научных областей, как герменевтике ­ как науке,  владеющей способами понимания информации и психолингвистике ­ как науке, изучившей и описавшей акт  коммуникации. Герменевтика помогает учителю организовать продуктивную работу с информацией: она описывает содержание и формы интерпретации как основные средства ее понимания. Герменевтическая наука изучает  психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с  информацией. В свою очередь, психолингвистика изучает речевую деятельность и способы коммуникации, что позволяет  разрабатывать новые, актуальные для современной жизни приемы формирования у школьников УУД. В основу технологии развития целостного мышления, положен принцип сенсорной коммуникации, как основы  работы с информацией. Ее целью является развитие умения учащихся работать с учебным материалом,  составлять информационные и опорные образы, а также формирование УУД (см. табл. 2). Таблица 2 Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД) Приемы и методы формирования УУД УУД Содержание УУД Личностные Смыслообразование: ценности, смыслы; мотивация (учебная,социальная); границы собственного знания и «незнания» Нравственно­этическое оценивание: моральные нормы; оценка своих поступков Регулятивные Самостоятельное: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка Волевая саморегуляция Инновационные  (приемы технологии  развития целостного  мышления) работа с обучающей  релаксацией (личное  «переживание» учебной  информации) – выполнение  упражнений, с духовно­ нравственным смыслом ­ образная  характеристика героев  литературного  произведения    работа с  информационным и  опорным образами  урока составление  ментальных карт прием фишбоун Традиционные – обучающие  изложения и  сочинения, их  редактирование,  анализ – метод  проблемного  изложения  (рассказ­ рассуждение) – анализ  конкретных  ситуаций – постановка  проблемного  вопроса (метод  проблемного  обучения) – методы устного  изложения: ­ рассказ (метод  объяснения) ­ прием  объяснительного  чтения (метод  работы с  учебником и  книгой) – метод проектов – приемы работы с  текстом Общеучебные УД  выделение и  формулирование  познавательной цели;      поиск и  выделениенеобходимой  информации; структурирование  знаний; выбор наиболее  эффективных способов  решения задач; рефлексия способов и  условий действия; контроль и  Познавательные оценкапроцесса и  результатов деятельности; Логические УД  выбор оснований,  критериев для сравнения,  оценки и классификации  объектов; синтез как составление  целого из частей, в том  числе самостоятельно  достраивая, восполняя  недостающие компоненты; подведение под  понятия, распознавание  объектов; установление причинно­ следственных связей,  построение логической  цепи рассуждений,  доказательство; выявление родо­ видовых и ситуативно  существенных признаков; выдвижение гипотез и  их доказательство      Знаково­символические УД преобразование учебного  материала, выделение  существенного, отрыв от  конкретных ситуативных  значений, формирование  обобщенных знаний          смысловое чтение; речевое  высказывание в устной и  письменной  речи; постановк а и  формулирован ие проблемы,  самостоятельн ое создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера; проблемна я ситуация дидактичес кие игры приемы  работы с  учебно­ научными  текстами в  качестве  определений и  правил приемы  развития  мыслительных  операций:  анализ, синтез,  сравнение,  классификация , аналогия проблемно е изложение  (рассказ­ изложение) обучающие диалоги  (учитель­  ученики,  ученик­ ученики,  ученик­ученик)       работа с учебной релаксацией создание  опорного образа  урока создание  опорной схемы моделирование составление  ментальных карт прием фишбоун Коммуникативные   планирование учебного  сотрудничества с учителем  и сверстниками; постановка вопросов –  инициативное  сотрудничество в поиске и  моделирование 1. Диалогово е  взаимодейств ие Дискуссии Дебаты 2. 3. Тренинги  Взаимодействия  с другими Развития   коммуникативных  навыков     сборе информации; разрешение  конфликтов; управление поведением  (своего и партнера) –  контроль, коррекция,  оценка действий; умение работать в  группе умение с достаточно  полнотой и точностью  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  владение монологической и  диалогической формами  речи в соответствии с  грамматическими и  синтаксическими нормами  родного языка 4. 5. 6. ция Конферен Круглый  стол Ролевые  игры    Лидерского  потенциала Целеполагания и принятия решений Командообразов ания Формировать УУД (см. сх. 1) школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи  (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по  поводу прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации при работе по технологии развития  целостного мышления помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их  коммуникативной компетенции. Для учащихся помимо работы с текстом важной становится работа с образом. Представление об образном  мышлении в современной науке достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В  реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная» и «понятийная» логика.  Информационный образ, которым оперирует мышление человека, по своей природе гибок, подвижен, отражает  фрагменты бытия. В отличие от словесно­дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным  содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже  выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две  стороны единого процесса. Схема 1. Схема конструирования современного урока с этапами формирования УУД В технологии развития целостного мышления образ рассматривается как дидактическая единица, и  содержанием деятельности учащегося становится работа по его анализу, структурированию и интерпретации.  Интерпретация образа – это высказывание учащимися своих толкований, формулирование понимания того, что  стоит за образом учебного материала. Интерпретация – как средство понимания настолько вариативна и порой  непредсказуема, что порождает коммуникативную среду, без которой невозможно мотивированное обучение предмету, а так же, создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей,  обучающей и развивающей личность ученика на уроках. Школьники быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами.  Особенностью мышления является способность лучше запоминать зрительные образы, что создает условия для  более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. В технологии развития  целостного мышления переход от наглядно­действенного к наглядно­образному мышлению осуществляется  через образы, которые формируются в процессе работы с реальными и изображенными предметами и  явлениями. Технология развития целостного мышления способствует активизации всех потенциальных возможностей  личности, относится к поисково­технологической модели инноваций (учитывает рациональную и  эмоциональную стороны познания), ориентирована на формирование умения мыслить образами, при ее  использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания  результативным. На уроке, проведенном в данной технологии, ученик сам создает в своем воображении и затем  отображает увиденный информационный образ на бумаге, располагая на нем учебную информацию в  алгоритмической последовательности, в результате для ребенка главным становится индивидуальное  переживание знания об окружающем его мире. Технология развития целостного мышления:    интерактивна; является современной инновационной образовательной технологией; представляет собой инструмент адаптации ученика и учителя к возможностям информационно­  коммуникационной образовательной среды; отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих  информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными  примерами и образами. Использование технологии развития целостного мышления в учебной работе обеспечивает целый ряд  преимуществ. Это развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного,  образного и логического мышления, способности к анализу и обобщениям, развитию УУД учащихся. Литература: 1. Марковская Е.А. Развитие целостного мышления и биоадекватная методика преподавания – СПб.: СПб  2. 3. 4. АППО, 2009. – 67 с. Марковская Е.А., Мылова И.Б., Шевченко Л.Г. Методика использования электронных образовательных  ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками. ­ СПб.: СПбАППО, 2010. – 100 с. Марковская Е.А. Целостное мышление младшего школьника: организация учебной деятельности. ­  СПб.: СПбАППО, 2011. – 48 с. Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Основное  общее образование./ Кезина Л.П., Кондаков А.М. –М.: Институт стратегических исследований Российской  академии образования. – 2010.   http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми

Работа с МОми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018