МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ООО кругл стол.docx
Формирование универсальных
учебных действий у
обучающихся на ступени ООО
Круглый стол
Вопросы круглого стола:
1. Теоретическометодологические обоснования
2. УУД – целостная система
3. Современные образовательные технологии,
формирующие УУД Что такое универсальные учебные действия, виды УУД, их
место в структуре метапредметных компетенций, отличие от
общеучебных навыков.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Включившись в эксперимент по внедрению ФГОС, педагогов нашего МО
волновали такие вопросы как:
-что такое УУД;
-виды УУД;
-как формировать у учащихся УУД.
Сегодня мы с вами попробуем вместе ответить на эти вопросы.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. От признания
знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход
к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни,
быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и
требования времени, т.е к формированию умения учиться. Такая
переориентация нашла отражение в новых подходах- в учении,
ориентированном на процесс, т.е на осознанное овладение самим процессом
учения, в учении которое имеет непосредственную связь с практическими
ситуациями из реальной жизни. Происходит переход к сотрудничеству учителя
и учащихся в ходе овладения знаниями.
Одним словом происходит изменение парадигмы образования от усвоения ЗУН
к развитию личности учащегося.
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает
оценку всех её компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных
действий, контроля и оценки.
Что такое УУД? В широком значении термин «УУД» означает «умение
учиться», т.е.
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
-в более узком значении этот термин можно определить как
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех
компонентов учебной деятельности, включая:
-познавательные и учебные мотивы
-учебную цель
-учебную задачу
-учебные действия и операции.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения
учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций.
Таким образом, функции УУД: создание условий для саморазвития и
самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию.
УУД обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать способы и средства их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. способность к регуляции учебной деятельности. И тогда, УУД обеспечат
успешность обучения.
Выделяют четыре вида УУД: - личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Давайте попробуем разобраться: что включает в себя каждый вид УУД?
Личностные УУД включают в себя:
1. смыслообразование- установление учащимися связи между целью учебной
2. нравственно-этическое оценивание- т.е. оценивание поступков, умение
деятельности и её мотивом, другими словами это целеполагание
выделять нравственный аспект поведения, т.е эмоциональная готовность
к обучению
потребность в социальном признании.
3. самоопределение- стремление к социально значимому статусу,
Другими словами личностные УУД определяют мотивационную готовность к
обучению.
При неадекватности мотивов учения можно прогнозировать низкую
успеваемость.
Познавательные УУД включают:
самостоятельное решение проблемы творческого и поискового характера
1. Действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы и
2. Логические (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.)
3. Общеучебные УУД- выделение и формулирование цели, поиск необходимой
4. Знаково-символическое моделирование- преобразование объекта в
информации, рефлексия способов и условий действия и т.д.
пространственно-графическую или знаково-символическую модель с
выделением существенных характеристик объекта.(составление схем,
графиков, таблиц)
Например, в начальной школе решение задач базируется на сформированности
логических операций, т.к. центральным компонентом приёма решения задач
является анализ текста задачи. Перевод текста задачи в форму модели (схемы,
таблицы, рисунки…) позволяет обнаружить свойства, отношения ,которые часто
с трудом выявляются при чтении – используется знаково-символическое
моделирование. На основе такой работы определяется способ решения задачи,
выстраивается последовательность конкретных действий и т.д.- формируются
познавательные УУД.
Познавательные учебные действия формируются и на других предметах.
Окружающий мир – установление логических взаимосвязей в явлениях природы
и между объектами природы, при котором необходим поиск информации и
перевод её в знако-символические модели и т.д. Есть возможность формировать
перечисленные познавательные УУД и на других предметах курса начальной
школы.
УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой
ориентации в различных областях и носят надпредметный характер.
Формируя метапредметные компетенции, формируем и познавательные УУД. На
уроках математики умение находить площадь и периметр дети применяют и на
уроках технологии, когда требуется обшить тесёмкой платочек, например.
Ученики применяют знания в конкретной жизненной ситуации и формируются
УУД- действие постановки и решения проблемы, и логические УУД, и
общеучебные УУД. На уроках окружающего мира мы не знакомимся с куликом,
но в контрольных работах требуется объяснить «Почему кулик живёт в болоте».
Ученики изучали природное сообщество «болото», знают его особенности ,
значит должны уметь применить эти знания, преломить их на конкретную
жизненную ситуацию. И в таких ситуациях опять формируются познавательные УУД.
Регулятивные УУД включают:
1. Целеполагание
2. Планирование
3. Прогнозирование
4. Контроль
5. Коррекция
6. Оценка
7. Волевая саморегуляция
Я думаю, что эти понятия наиболее понятны коллегам и нет смысла
останавливаться на них подробно. Хочу только отметить, что для каждой
возрастной группы выделяют свои показатели. Так для ребёнка, поступающего
в школу выделяют такие показатели сформированности регулятивных УУД, как
умение осуществлять действие по образцу, умение сохранять заданную цель,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника и т.д.. Наша задача
развивать эти УУД от класса к классу.
Коммуникативные УУД включают:
1. Построение речевых высказываний- умение слушать и вступать в диалог, а
2. Лидерство и согласование действий с партнёром, т.е. интеграция в
3. Планирование учебного сотрудничества, т.е. продуктивное
значит с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли
группу сверстников
взаимодействие
Следует отметить, что уровень развития коммуникативной компетентности
школьников различен, но в целом далёк от желаемого. Разработчики ФГОС
считают эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных
задач школьного образования. Коммуникация рассматривается как смысловой
аспект общения и социального взаимодействия.
Все виды УУД не могут формироваться обособленно, т.к. они взаимосвязаны
между собой и должны формироваться в комплексе.
Работа с МОми
Работа с МОми
Работа с МОми
Работа с МОми
Работа с МОми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.