Работа с одаренными детьми
Оценка 4.7

Работа с одаренными детьми

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика +1
Взрослым
23.03.2017
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми Актуальность проблемы Задатки, способности, знания и умения Уровни развития способностей Принципы работы с одаренными детьми Формы работы с одаренными учащимися Стратегия работы с одаренными детьми Содержание программы работы с одаренными детьми Условия успешной работы с одаренными учащимися План индивидуальной работы с одарёнными детьми учителей математики и информатикиРабота с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми.docx
План работы с одаренными детьми учителей математики и информатики на 2016­2017 учебный год 1. Актуальность проблемы Проблема   работы  с  одаренными  учащимися  чрезвычайно  актуальна  для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе   предъявляются   высокие   требования.   Жизнь   требует   от   школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где  хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;  преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;  есть свои традиции;  дается современное образование;  уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие   умений,   навыков,   познавательных   и   творческих   способностей учащихся. Задатки.  2. Задатки, способности, знания и умения   Человек   не   рождается   на   свет,   имея   уже   какие­нибудь определенные   способности.   Врожденными   могут   быть   только   некоторые анатомические   и   физиологические   особенности   организма,   среди   которых наибольшее   значение   имеют   особенности   нервной   системы,   мозга.   Эти анатомо­физиологические   особенности,   образующие   врожденные   различия между людьми, называются задатками. Задатки   имеют   важное   значение   для   развития   способностей   (например, свойства   слухового   анализатора   важны   для   музыкальных   способностей, свойства зрительного анализатора  –  для изобразительных способностей). Но задатки – только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися   задатками   не   будет   заниматься   соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности. О   способностях   людей   мы   всегда   узнаем   только   из   наблюдений   за   их деятельностью.   Способным   обыкновенно   называют   того   человека,   который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.  Виды   способностей    .  Способностей   столько,   сколько   существует различных   видов   деятельности.   Можно   иметь   способности   к   иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности ... Способности   человека   можно   разделить   на   две   группы:  общие способности,   т.   е.   такие,   которые   проявляются   в   большинстве   основных видов   человеческой   деятельности     память, сообразительность),   и  специальные   способности,   которые   проявляются только   в   отдельных   специальных   видах   профессиональной   деятельности (музыкальные способности). (хорошее   внимание, Связь способностей со знаниями и умениями.  Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание   определенных   математических   теорем,   умение   решать   уравнения   с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать   способности   от   знаний.   Между   ними   существует   характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку  они  даются  быстрее  и  легче), но  и  обратно, овладение  знаниями содействует развитию способностей.  Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое   применение  знаний,   навыков   и   умений,   выработанных     и накопленных обществом. Усваивая   систему   знаний,   учащиеся   одновременно   овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные   способности.  Отсутствие   нужных   знаний   и   навыков   — сильнейший тормоз развития способностей. 3. Уровни развития способностей Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями  называют   индивидуальные   особенности   личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом  называют   выдающиеся   способности,   высокую   степень одаренности в какой­либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой­то определенной сфере. Гениальность  –   высшая   степень   развития   таланта,   связана   она   с созданием   качественно   новых,   уникальных   творений,   открытием   ранее неизведанных путей творчества. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и 4. Одаренные дети развития способностей ученика.  Отличительные особенности одаренных детей  Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников  интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­ можности и проявления.  Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ ность.  Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей  Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при  прочих равных условиях.  Дети с признаками специальной умственной одаренности ­ одаренности в оп­ ределенной области науки, искусства.  Учащиеся, не достигающие по каким ­ либо причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью  психического склада, незаурядными умственными резервами. Принципы работы с одаренными детьми  Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.  Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.  Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­ тельных услуг.  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.  Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­ альной работе с учащимися.  Принцип создания условий для совместной работы учащихся при  минимальной роли учителя. Цель программы: 5. Содержание программы  Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской  деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить  творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.  Создание условий для оптимального развития одаренных детей.  Задачи: выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным  наукам;  использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на   уроках   естественно­математического цикла и во внеурочное время с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей; вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные  игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности. Методы работы: анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ научных источников; творческие работы;       метод прогнозирования;  метод исследования проблемы. Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия с сильными учащимися;    кружковые занятия;  интеллектуальные конкурсы;  интеллектуальный марафон;  участие в предметных олимпиадах;  работа по индивидуальным планам;  научно­исследовательские конференции; Направления программы: 1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности. 2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках. 3. Использование системы заданий повышенной сложности:   задания на развитие  логического  мышления,  нахождение  общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим. задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися. задания на составление учебных проектов. задания на прогнозирование ситуаций.   4. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и  временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам,  конференциям)  с учетом интересов учащихся. 5. Основной принцип работы – принцип «обогащения». Ресурсное обеспечение программы:  наличие учебной аудитории;  библиотечный фонд – наличие литературы;  цифровые ресурсы – ИКТ. Критерий эффективности: 1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету. 2. Отсутствие неуспевающих по предмету. 3. Увеличение количества обучающихся, сдающих успешно ОГЭ по математике. 4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня. I. Стратегия работы с одаренными детьми 1. Этапы работы I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой­либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить   развитие   в   разных   образовательных   областях,   но   наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи   с   этим   следует   вовлекать   учащихся   в   различные   виды   умственной, поисково­познавательной и творческой деятельности. II   этап   –  диагностический  –   индивидуальная   оценка   познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно­практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в   интеллектуальных   олимпиадах,   марафонах,   проектах,   объединениях дополнительного образования и кружках. III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.  Организовать в НОУ   секцию естественно­математических наук. Куда   войдут   самые   активные,   самые   творческие,   самые   любознательные, самые   трудолюбивые   и   способные   в   разных   областях   знаний   цикла естественно­математических наук ребята, объединенные любовью к родной школе  (5­9  классы).  Необходимость  в  таком   ребячьем   сообществе   назрела давно: в школе всегда велась большая интеллектуальная и творческая работа по   предметам   естественных   наук.   Научное   общество   объединяет интеллектуальных учащихся. Старшеклассники сами проявят инициативу для решения   вопросов   самоуправления.   Педагоги   школы   им   просто   будут помогать воплотить их задумку в жизнь, курируя их работу. Так при помощи наставников в сети Интернет нужно будет создать ученический портал – сайт секции НОУ, на страницах которого учащиеся будут размещать результаты их участия   в   интеллектуальных   конкурсах,   предметных   олимпиадах   и   свои творческие работы. Сайт содержать всю информацию о членах и деятельности секции НОУ. Все новые и новые творческие работы членов общества будут размещаться на странице «Творческая деятельность» сайта.  2. Условия успешной работы с одаренными учащимися 1) Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и   усиление   в   связи   с   этим   внимания   к   проблеме   формирования положительной мотивации к учению. 2) Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. 3) Признание   коллективом   педагогов   и   руководством   школы   того,   что реализация   системы   работы   с   одаренными   детьми   является   одним   из приоритетных направлений работы школы. II.  План индивидуальной работы с одарёнными детьми Мероприятия 1. Изучение нормативных документов и методических  рекомендаций по работе с одаренными детьми. Срок Сентябрь Направление Изучение нормативных документов, рекомендаций   и опыта работы   педагогов  Создание банка данных одаренных детей Создание методической копилки Систематизация работы  в урочной деятельности Сентябрь В  течение  учебного года. В  течение  учебного года. В  течение  учебного года.   2. Диагностика одаренности (5­11 класс):   ­ учебные характеристики   ­ мотивационные характеристики   ­ творческие характеристики   ­ лидерские характеристики 3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной   работы,   олимпиадные   задания, задания   повышенной   трудности   по   математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).  4. Развитие и стимуляция познавательного интереса  учащихся:  умения учиться  постановка и решение учебных проблем  творческие работы  исследования  дидактические игры 5. Развитие общеучебных умений самостоятельной  работы: творческие умения:  уметь видеть проблему;  уметь сформулировать проблему;  уметь выдвинуть гипотезу;  уметь составить план решения проблемы, задачи;  уметь делать обобщения и выводы;  уметь систематизировать материал;  уметь составить доклад по теме (на основании разных  источников);  уметь перекодировать материал (изобразить его в виде  схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);  уметь решить задачу;  уметь делать прогноз; организационно­рефлексивные умения:  уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);  уметь анализировать свою деятельность (вычленять  успешные и неудачные способы, приемы, затруднения,  сравнивать результаты с целями);  уметь оценивать свою и чужую познавательную и  коммуникативную деятельность 6. Формирование исследовательской культуры учащихся  5­11класса:  формирование мыслительных умений и навыков  формирование умений и навыков работы с книгой и  другими источниками информации  формирование умений и навыков, связанных с культурой  устной и письменной речи  развитие исследовательских умений и навыков  7. Работа с учащимися по углубленному изучению  предмета на занятиях элективных курсов:   «Решение текстовых задач», 5­11 класс Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время  8. Подготовка и проведение школьных предметных  олимпиад по математике 9. Участие в муниципальных предметных олимпиадах по  математике( Математическая регата,МИФ,МАГИ) 10. Участие в предметных неделях, творческих  конкурсах 11.Участие во всероссийских,международных конкурсах: «Кенгуру», «Матолип», «Прояви себя», «Фоксфорд»,  «Золотой ключик», « Волшебный сундучок», « Карта  сокровищ», «Кит» и др. 12. Участие в  научно­практической конференции  учащихся. 13. Работа с учащимися в консультационные дни. Проведение мероприятий с родителями одаренных детей 14. Анкетирование и беседы с родителями с целью  определения их основных подходов к данной проблеме. 15. Совместное участие родителей и детей в творческих  конкурсах.  В  течение  учебного года.   В  течение  учебного года. По  графику  По  графику По  графику По  графику В  течение  учебного года. Сентябрь По  графику

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017