В последнее время, когда все больше детей сидит за компьютером, а весь мир живет в виртуальном пространстве, тем самым отстраняясь от проблем в семье и мире, нам учителям дополнительного образования стало намного сложнее набрать группы в школе. Дети не приучены по крупицам собирать знания, куда проще зайти в интернет, скачать готовую работу и получить хорошую оценку. Даже в русских сказках: Иван-дурак сидя на печи к концу сказки (по волшебству, а не работая) становится царем.
работа с одаренными детьми, Иркутская обл, статья doc.docx
Т. Б. Антонова
Иркутская область, д. Грановщина
Работа с одаренными детьми
педагога дополнительного образования
В последнее время, когда все больше детей сидит за компьютером, а
весь мир живет в виртуальном пространстве, тем самым отстраняясь от
проблем в семье и мире, нам учителям дополнительного образования
стало намного сложнее набрать группы в школе. Дети не приучены по
крупицам собирать знания, куда проще зайти в интернет, скачать готовую
работу и получить хорошую оценку. Даже в русских сказках: Ивандурак
сидя на печи к концу сказки (по волшебству, а не работая) становится
царем.
Работая педагогом дополнительного образования по изобразительному
искусству, считаю, что нет бездарных детей, надо только разглядеть
талант и подобно скульптору отсечь все лишнее.
Мое убеждение, что одаренность во многом зависит от воспитания,
условий получения образования, жизненного уровня и других факторов в
жизни человека. Почти все мои бывшие воспитанники приводят своих
детей ко мне в изостудию, ведь годы обучения проведенные в искусстве
не прошли даром. Они научились видеть мир глазами художника и таким
людям не свойственны хандра и меланхолия, они всегда найдут, чем
заняться и уж точно не сядут за компьютерные игры.
В настоящее время достаточно широко используются такие понятия
как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская
одаренность.
Рассмотрим их,
выстроив такую логическую цепочку:
Индивидуальность Способность Одаренность Талант. Как правило,
словом «Индивидуальность» определяют главную особенность личности,
делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый ребенок,
но индивидуальность одних проявляется очень ярко, броско, красиво,
других маловыразительно, малозаметно.
Условием формирования индивидуальности является семья, в
которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности
воспитания. Быть индивидуальностью значит уметь думать посвоему,
вносить чтото новое.
Я, принимая ребенка по данной цепочке, понимаю, что
наследственность сохраняет и передает внешние черты человека, но это
уже не тот ребенок, который учился у меня когда то, а Индивидуальность
другого масштаба. Сильное влияние на индивидуальность ребенка оказывает культура и
социальное окружение. Индивидуальность определяется и семьей, в
которой он воспитывается. На Индивидуальность оказывает сильное
влияние детский сад,
общественные организации.
Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование
и развитие. Связано это с тем, что ребенок с детства играет активную
роль в собственном развитии, проявляя характер и не является только
исключительно продуктом наследственности и окружения.
школа,
Очень важными в определении индивидуальности личности являются
способности. А способности нужно развивать. Изобразительная
деятельность играет в этом огромную роль, т.к. необходимость создания
рисунка
теснейшим образом связана с развитием познавательных
процессов восприятия, нагляднодейственного и нагляднообразного
мышления.
Созданный ребенком рисунок, лепная поделка и т.д. в значительной
мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное
отношение к миру. В изобразительной деятельности формируется
умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно
вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими
и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной
деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и
истории изобразительного
искусства, а также знания в области
перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии,
технологии материалов. Также обучающиеся получают обобщенные
наглядные представления (схемы о практических способах и
последовательности выполнения работ на плоскости ив объеме); технику
(т.е. умения руки и приемы работы различными инструментами и
материалами). Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые
обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то
можно говорить об одаренности.
А уж если к тебе попадает одаренный ребенок, то это дар не только
для ребенка, но и для учителя. Вместе с ним я как бы учусь воспринимать
мир по новому: более полно, ярко, эмоционально и готовиться мне к этим
встречам нужно более тщательно. Продумывать не только тему,
наглядность и технику исполнения, интонацию, мимику, жестикуляцию,
потому что это нестандартные дети. У них свои мысли, своя позиция,
которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда
увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям, и нужно
тихонечко «вытащить» их мысли на бумагу и… получается шедевр!
Характерными особенностями, основными отличиями одаренных
детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению
нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение
прослеживать причинноследственные связи и классифицировать
информацию.
Одаренных детей отличают умение широко пользоваться
накопленными знаниями и работать в таком режиме одно удовольствие!
Каждый учитель мечтает вырастить гения, но для этого нужно
постоянно учиться самому: обеспечивать гибкость и вариативность
учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов
обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с
учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их
индивидуальных способов деятельности.
Учитывать интересы
одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных
самим ребенком, поддерживать и развивать самостоятельность в
обучении.
Ведь не зная психологии, новых методик обучения, современных
техник в изоискусстве ты не сможешь дать ребенку полета творчества, а
только будешь его тормозить…
А значит уча других – учись сам!
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.