Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
7 кл—11 кл
02.03.2018
Как известно, одаренные люди способствуют развитию прогресса в разных сферах общества. Поэтому одной из главных задач педагога в школе является выявление одаренных детей, развитие их творческих способностей. На урока английского языка такие дети быстрее других усваивают предложенный им материал, а также с удовольствием вовлекаются во внеурочную деятельность: участие в предметных олимпиадах,конкурсах, работе над исследовательскими проектами.статья о развитии творческих способностей одаренных детей в школе
работа_с_одаренными_детьми.docx
Л.А. Васянкина, учитель иностранных языков,
учитель высшей квалификационной категории
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка
и внеурочной деятельности.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая
задача общества сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в
своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к
каждому ребёнку, его особенностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от
природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в
определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. На уроках
английского языка работа строится так, чтобы дети погружались в творческий процесс,
стремились к открытиям. Большую помощь в этом оказывают интегрированные уроки
(Английский язык и Математика, Английскиий язык и ИЗО, Английский язык, и
Информатика, Английский язык, Информатика и Музыка). Использование музыки и пения
на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную
деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого
ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере
положительных эмоций. Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и
музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию
слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата. В
этом направлении я начинаю работу с песенных упражнений, проговаривания
скороговорок, пословиц и поговорок, так как они ориентированы на отработку
артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на
формирование навыков интонационной выразительной речи. На следующем этапе перехожу
к исполнению песен на уроках и во время внеклассных мероприятий, начиная с простых
(Jingle bells, Merry Christmas) до песен из репертуара «Биттлз», «АББА». Учащиеся 5 – 6х
классов любят обыгрывать песенки («Aluetta», «Brother James»), что позволяет
использовать непроизвольное внимание детей и непроизвольную память, даёт возможность
создать на уроках непринуждённую, творческую атмосферу, а также решать не только
языковые, но и общеразвивающие задачи.
Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я
использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление
ребят. К таким заданиям относятся ребусы, кроссворды, представленные в Рабочих
тетрадях УМК по английскому языку. Так как одаренных школьников отличает высокая
скорость переработки и усвоения информации, им нравится самим составлять такого рода
задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание
слов, учатся работать со словарем. Внеклассные мероприятия "Shakespeare of all time"
("Шекспир на все времена"), «Пословицы и поговорки» строятся на межпредметных связях
с русским языком и литературой, которые позволяют обеспечить максимальную
эффективность уроков английского языка, способствуют интеллектуальному развитию
учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивают
литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений
великого драматурга, причём оценивается не точность перевода, а стиль написания,
участвуют в конкурсах стихотворных переводчиков. Такие задания способствуют развитию
творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают,
что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А
средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения.
1 (О.Кромвель,
Как видим, изучение языка невозможно без интеграции с историей и географией.
Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого
характера «Великобритания», «США», «Австралия» и др., ребята знакомятся с историей
стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими
деятелями
великими
путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук). Одаренные дети могут быстро утрачивать интерес
к ежедневным кропотливым занятиям. А иностранный язык относится именно к такому
типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо, поэтому на уроках
использую вопросы (викторины, загадки) исторического характера, которые представлены
Книге для чтения, Рабочей тетради. Кроме того, я занимаюсь научноисследовательской
работой с учащимися, начиная с 7 класса. («Кладезь народной мудрости», «Обычаи и
традиции национальной кухни», «Музыка в нашей жизни»).
президенты США),
адмирал Нельсон,
Интегрированные уроки английского языка с математикой, ИЗО, информатикой,
музыкой также способствуют интеллектуальному и общему развитию учащихся. Высокую
познавательную активность развивают тесты, творческие задания, страноведческие
викторины, ответы на которые ребята готовят в виде развернутых письменных ответов и
электронных презентаций.
В начале учебного года учащиеся 6 класса завели «Портфолио ученика по
английскому языку» и фиксируют в нем свои достижения по предмету, выполняют рисунки
к изученным темам, красочно оформляют свои диалоги и монологи, которые они выучили
при изучении темы. В своей работе я активно использую работу над проектом по
изученным темам, которые особенно понравились ученикам. Например, в 6 классе ребята
готовят страничку о своих питомцах, где размещают фотографию домашнего животного,
рассказывают о том, как за ними ухаживают, оформляют страничку об одежде, которую
они носят или, которая им нравится. Школьники постарше знакомятся с рассмотрением
определённых тем о родном крае, стране изучаемого языка и т.д.
Таким образом, вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая
личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция
взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего
развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я, как
учитель английского языка, делаю на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Важно! Учителю необходимо знать типы одаренности, потому что к детям с разным
типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы, поэтому необходимы
разные системы работы с ними учителей и психологов. Учитель, вопервых, должен
правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении проблем, правильно
ориентировать его в отношении будущей профессии. Вовторых, не зная типы одаренности,
можно принять своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его
странности или недисциплинированность.
1. Учитель легче всего видит и высоко оценивает так называемый интеллектуальный
тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми»,
сообразительными, «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как
правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют
самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически
отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко
анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому
осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с
легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным
предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти
учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.
2 2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято
называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект
тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к
обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то
есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания),
некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно
легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято
называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности,
который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии
замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и
академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других
есть познавательная потребность. Разница заключается в особой умственной
самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности
самостоятельно выходить на глобальное,
философское осмысление сложных
интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении
именно учения, блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда,
великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.
3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда
для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется
в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи,
скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности,
содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления
позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему
специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.
Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у
школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер»
различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно
рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда
различных художественных способностей, однако есть творческие личности, (дети) лишь с
одной ярко выраженной способностью такого рода.
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в
нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том,
что поэт назвал «лица не общим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом
обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают
возможности этим детям выразить себя. Учителя, не понимают, а в ряде случаев
недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни:
их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том
числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками
большие проблемы.
Тот факт, что практически у всех творческих детейподростков отмечаются
заметные поведенческие проблемы, не случаен. Именно так называемая некомфортность
этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми
остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой
строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их
недостатки, трудности, а увидеть в школьной деятельности их особые творческие
способности очень трудно или невозможно без специальной работы в этом направлении.
Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть
много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем
3 усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в
котором не всегда есть место школьным урокам.
Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им
нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую
проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы
сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты. Учитель, чтобы
оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не
собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием
жестких стереотипов в мышлении и в работе.
У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие
незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они
берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется
достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но
нелегко принять как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная,
одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая
одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними
конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих
исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, и хорошо развитая
интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию,
во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается яркое чувство юмора,
помогающее им нравиться другим людям.
Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры,
своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во
многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения,
которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за
собой.
К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями
интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности
реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней
конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной
мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают
в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они
становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются
учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное
отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и их учителей.
Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с
этим типом одаренности лицом к школе.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Сразу следует отметить, что
бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не
соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у
выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные
возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам
спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся
спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми
бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя
ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде
всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся
спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут
превосходно учиться.
4 Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя
на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии,
укреплении и реализации их незаурядных возможностей.
5
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.