Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся
Оценка 4.7

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл—7 кл
26.03.2019
Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А.Леонтьев) Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
конспект.docx
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно  должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и  трудовой деятельностью. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо  проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и  использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных  проблем. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно  использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания,  сжатия, преобразования и т.д.». (А.А.Леонтьев) Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться  различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. В современном  быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий  успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций. Между тем, главным  звеном в этом новом подходе по­прежнему остается чтение, которое становится, по выражению  специалистов, ключом к веку информации. Падение интереса к чтению привело к острому дефициту  знаний, информации, что препятствует национальному развитию страны и интеграции ее в глобальную  мировую экономику и политику. Современная действительность отражает кризис читательской  культуры и читательской грамотности общества. В условиях стремительного развития информационно­ коммуникационных технологий наблюдается заметное сокращение доли регулярно читающей части  современного общества. В своей работе я опираюсь на технологию развития общеучебных умений и навыков, таксономию  Бенжамина Блума. Таксономия Бенжамина Блума В 50­60­е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий  усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне  знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание – усвоение  полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование.  Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать  поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит  сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на  уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы,  чтобы оценить ценность той или иной идеи. 1 Использование подобных заданий оказывают положительное влияние на развитие интереса к чтению,  формирование читательской культуры младшего школьника и повышение их грамотности. Опыт работы  по данной теме дает положительные результаты. Таким образом, можно сделать вывод, что функциональная грамотность включает в себя  сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное. Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников обозначил типичные отличия читателей и не  читателей. Главным их отличием является уровень развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь  явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее  пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Иными словами, у ребенка­читателя уровень сформированности ключевых компетенций,  составляющих основу функциональной грамотности, выше, чем у не читающего ребенка. Читательская грамотность предполагает умение извлекать из текстов интересную и полезную  информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждение о тексте,  использовать опыт прочитанных книг в различных жизненных ситуациях. Стратегической целью  формирования читательской грамотности является создание системы поддержки и развития детского  и юношеского чтения в образовательном пространстве школы. Учитывая особую роль книги в  становлении и развитии личности человека, усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы  заложить основы читательской деятельности уже в школьном возрасте, дать подросткам ориентиры  для ее активизации и совершенствования. Приемы и методы 1. Кластер 2. Интеллект­карта 3. Облака слов 4. Дерево предсказаний 2 5. Диаграмма Венн Кластер ­ графическая организация материала. Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме. Кластер  может быть использован на разных стадиях урока. Позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать  коммуникативные компетентности. По кластеру легко составить небольшой рассказ. Кластер можно использовать:       при систематизации, повторении материала; при работе с текстом; при повторении в начале урока; при введении в тему; при сборе необходимого языкового материала: при контроле. Интеллект­карта или ментальные карты Ментальные карты — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной  формы записи. Это не традиционный, но естественный способ организации мышления, имеющий  несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Mindmapping — метод ментальных карт (интеллект­карт) позволяет значительно улучшить  интеллектуальную функцию собственного мозга путем перехода с линейного представления  информации к радиальному. Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Основные принципы: 1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой  будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в  фокусе внимания. 2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются  наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. 3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки)  должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться  символическими рисунками. Ментальные карты помогают синхронизировать разные способы обработки информации. Учащиеся представляют любой процесс, событие, мысли или идеи в систематизированной визуальной  форме. Когда перед нами слишком объемный текст и необходимо запомнить ключевые моменты. Создавая майндмэп карты можно использовать не только бумажный вариант, но и интеренет­ресурсы,  например, https://www.mindmeister.com/ru. 3 Облака слов Эти онлайн­инструменты обработки текстов очень удобны и особенно полезны визуалам. В то же время  они развивают ассоциативное мышление. Суть их работы заключается в следующем: вы вставляете  текст или ссылку на страницу с текстом, лексику которого хотите запомнить в специальное окно,  нажимаете кнопку и получаете фигурки, напоминающие облака из слов. При этом наиболее частотные  слова выделяются крупным шрифтом, обозначая семантическое ядро, то есть самые важные для текста понятия. Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить на стену. Яркие картинки  будут привлекать ваше внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, вы  можете составлять и распечатывать словесные изображения, когда готовите пересказ или  реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл. Интересный  интернет­ресурс можно найти здесь www.wordart.com. Диаграмма Венн Необходимость может возникнуть тогда, когда нужно чётко разграничить понятия, представления,  знания о чём­либо. Тема «Описание себя и своего друга». Начинать лучше с общего (средняя часть наложенных кругов). Затем переходить на различия.  Диаграмму используем для устного рассказа. Развиваются познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. Дерево предсказаний Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или  повествования. Учащиеся моделируют дальнейший финал, основываясь на фактах, картинках, в  зависимости возрастной группы. Ствол дерева ­ тема, ветви ­ предположения, которые ведутся по двум  основным направлениям ­ "что будет, если ты поступишь так…?" и "что будет, если ты поступишь по­ другому?" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" ­ обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на  стадии закрепления лексики с целью анализа какой­либо проблемы, обсуждения текста,  прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и  прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и  сослагательного наклонения. Таким образом, критические технологии развивают креативность и интеллектуальные способности,  реализуют коммуникационные потребности, обучают правилам и формам совместной работы. 22.03.2019 4

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся

Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019