В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями
Медведева Галина Сергеевна.docx
Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО
«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
Вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш» В.А. Сухомлинскрий
Концепция модернизации российского образования подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего
поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм
взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей создание необходимых
условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с
семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности
дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла
отражение в ФГОС ДО.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации
ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне
муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие
сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за
результативность учебновоспитательного процесса в каждом ДОУ, так как
именно родительская общественность непосредственно заинтересована в
повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п.
1.6 п. п. 9
Характерной тенденцией современного периода в развитии Отечественного образования является стремление образовательных
учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни
ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
В соответствии с 44 статьёй закона «Об образовании в Российской
Федерации» родители получают юридическое право на то, чтобы
познакомиться:
с уставом, лицензией, свидетельством о государственной
аккредитации, учебно программными материалами и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности;
с содержанием образования, используемыми методами обучения
воспитания, образовательными технологиями;
с информацией о всех видах планируемых обследований ребёнка
(психологических,
относительно участия ребёнка в таких обследованиях;
психологопедагогических) и принимать решение
с результатами проведённых обследований ребёнка.
Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители
обязаны:
обеспечить получение детьми общего образования;
знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и
высказывать своё мнение относительно рекомендаций по организации
обучения и воспитания детей;
присутствовать при обследовании детей психологомедико
педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и
вынесении заключения;
соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных
нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;
уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
участвовать в управлении организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой
организации.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают, обе стороны желают по
окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового,
смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который
сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять поразному.
Важно только избегать формализма.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.. Все
семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов:
родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального
положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных
условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия
животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать,
как помочь ребенку в какой либо ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные
и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут
создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива
детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе качество,
а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны
меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Основные направления работы с родителями в условиях реализации
ФГОС ДО:
Можно условно сформулировать 4 основных направления работы с
родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
информационноаналитическое,
наглядноинформационное,
познавательное,
досуговое.
Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с
возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания
детей.
Это направление включает: общие и групповые собрания, консультации,
семинары, индивидуальные беседы. Выставки детских работ и поделок,
изготовленных вместе с родителями. Участие родителей в подготовке и
проведении праздников, развлечений, досугов. Совместные экскурсии, пешие
прогулки, походы. Открытые занятия, мастерклассы, совместное создание
среды.
предметноразвивающей
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают
возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной.
Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей,
перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Информационноаналитическое направление направлено на выявление
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических
потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности, позволяет
правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной.
Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и
саду.
ожиданий
По данному направлению можно проводить: анкетирование, тестирование,
пребывания
ребенка
от
в
детском
личные беседы. Все материалы для ознакомления должны быть эстетически
оформлены так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинкисимволы). Содержание
предполагаемого материала должно быть действительно интересно
большинству родителей, его необходимо регулярно обновлять, иначе
родительский интерес к этой информации быстро пропадет. Наглядноинформационное направление. даёт возможность донести до
родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о
родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с
раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши
родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает: родительский уголок: включающий различную
информацию. Помещается на стенде практический материал, дающий понять,
чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания;
нормативные документы; объявления и рекламы; продуктивная
деятельность детей (рисунки, поделки) ; папкапередвижка; фотовыставки;
выпуск газет.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы,
объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папкипередвижки
является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому
что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями
на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная
информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой
положительный
результат.
Досуговое направление
востребованное, полезное. Оно призвано устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между
это направление самое привлекательное,
родителями и детьми. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с
привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо
вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на
праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от
этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется
удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада
растет.
По данному направлению можно организовать: праздники, развлечения,
празднование дней рождения, выставки, конкурсы к традиционным
праздникам, дни добрых дел и многое другое.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это
длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого
неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей
сотрудничества с родителями.
Список литературы:
1. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:
пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.Детский сад и семья:
методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября
2013Г. Регистрационный № 30384.
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273ФЗ. Статья 44. Права, обязанности и ответственность
в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
"Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.