Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.
Оценка 4.9

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
религиоведение
4 кл
18.03.2018
Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.
На уроках ОРКСЭ тексты используются всегда. Многие из них могут быть не совсем понятны детям в силу их возрастных особенностей. Я предлагаю несколько способов работы с текстами разных видов: ситуативных, нравоучительных, информационных. Целью прочтения таких текстов должно быть не только их понимание, но и формирование нравственных качеств личности.
выступление Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.docx
Изучение культурно­религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в           содержание   курса   ОРКСЭ,   рассматривается   как   основа   воспитания нравственных   качеств   ученика,   формирования   гармоничной   толерантной личности. Неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ следует обратить на работу  с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов   священных   книг,   притч,   агиографических   повествований используя их дидактические возможности.  У   педагога   есть   огромный   выбор   в   организации   форм   работы   с   текстом: «чтение­погружение»,   аналитическое   чтение,   словарная   работа   с   текстом, составление конспекта, составление аналитического плана текста и т.д.  Формы, методы и приёмы  работы с текстом:  Составить характеристику героя;   Составить вопросы по тексту;  Продумать концовку (незаконченный текст)  Выписать существенные качества;  Нарисовать иллюстрацию к тексту;  Вставить пропущенные слова;  Сформулировать основную мысль проблему;  Высказать свое мнение по поводу прочитанного;  Преобразовать текстовый материал в графический;  Составить план, конспект;  Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов)  В   курсе   ОРКСЭ   действует   правило:   текст   служит   приглашением   к обсуждению духовно­нравственной проблематики урока. Поэтому текст должен быть ярким, эмоциональным, полемичным и кратким. Основное время на уроке ОРКСЭ отводится беседе по тексту, в ходе которой раскрывается изучаемая тема.                                  Типология учебных текстов.    Аксиономический ­ Содержит достоверную информацию  отсутствие эмоций, терминоло­гия Функции запоминания и  воспроизведения, расширение лексического запаса, кругозора  Факты,  Проблематизирующий  ­ Содержит проблемную информацию,  рассуждения, умозаключения  мышления, изложение субъективного опыта  Развитие логики,  способности к пониманию, навыков смысловой обработки текста,  критического мышления, стимулирование познавательной мотивации  Проблема, противопоставления, раз­  Личностно окрашенный ­ Содержит обращение к личностному  опыту, эмоциям, образу жизни  риторические вопросы и восклицания Расширение эмоционального  опыта, формирование мировоззрения  Обращение к чувствам, ощущениям,   Ценностно окрашенный ­ Интерпретирует ин­формацию в контексте культурных и духовных ценностей, нравственных проблем, жизненных  позиций  Ценностная лексика, диалоговая форма, изложение  ценностных противоречий, дилемм или про­блем, обращение к личному  мнению  Формирование ценностной сферы, критического мышления.  Самыми простыми и близкими для учащихся, по моим наблюдениям, являются тексты, иллюстрирующие ситуации из семейной и школьной жизни. Это и не удивительно, ведь в этом возрасте большую часть жизни дети   проводят   в  семье   и   в  школе.  Предлагаю   для   работы   подобный текст. Этот текст может стать вступлением к занятию по теме «Дружба» Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели  летние каникулы. Петя попросил Валеру: «Пятерка за сочинение» ­ Напиши за меня. Ты по русскому здорово соображаешь, а я мучаюсь­ мучаюсь, и ничего не получается. Расспросил Валера Петю, как он каникулы провел, и написал за него  сочинение. А после свое стал писать. Проверила учительница работы, Петю  похвалила, а Валере ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней –  тройка. Ясно почему: Валера свое сочинение после Петиного писал, устал  уже, вот и написал хуже. Обидно ему стало, он и сказал Пете: ­ Нечестно чужое сочинение за свое выдавать. ­ Как чужое? – удивился Петя. – Это же я так хорошо каникулы провел. А ты, значит, провел каникулы на тройку. ­ Каникулы ты, может, и хорошо провел, а за сочинение пятерку получил  обманом. ­ Каким обманом?! Разве это сочинение не стоит пятерки? ­ Стоит, раз Мария Ивановна за него пять поставила. Только несправедливо,  что ты пятерку получил. ­ Это почему же? ­ Так ведь сочинение не твое! – рассердился Валера. – Вот если бы тебе за  него двойку поставили, было бы правильно! ­ За что ж мне двойку ставить, если я каникулы на пятерку провел? Стояла бы у меня двойка за сочинение, так она бы была твоя. Сочинение­то ты писал. ­ Двойка моя, а пятерка твоя?! Ловко у тебя получается! ­ Так пятерке каждый рад. ­ А вот и не каждый! Я этой пятерке не рад! ­ Это потому, что она не твоя. ­ А чья же? Ты, что ли, ее заслужил? ­ А то кто же? ­ А вот и не ты! ­ Как же не я, если это я так хорошо каникулы провел! Так друзья ни до чего и не договорились. Помогите им спор решить. Кто прав: Валера или Петя? А может быть, ни тот ни другой? Ведь и так бывает… (Ю. Ермолаев) Чтобы решить данную проблемную ситуацию, можно использовать простой  метод «хорошо­плохо». Проводим анализ содержания текста, используя  таблицу. В зависимости от уровня подготовки класса работа проводится с  помощью учителя, задающего наводящие вопросы, или самостоятельно.           Что происходило? Как поступали герои? Что они чувствовали? Это  плохо или хорошо? Петя Хорошо провел каникулы. Не смог написать сочинение,  попросил Валеру. Получил 5 за сочинение. Рад пятерке. Считает, что заслужил. Считает, что двойку бы  заслужил Петя. Не сочувствует другу. +/­ + ­ ­­ ­ ­ ­ ­ Валера Написал сочинение Пете. Устал. Написал сочинение себе. Получил 3. Обиделся на Петю. Упрекает Петю. Не рад за Петю. +/­ ­ ­ + ­ ­ ­ ­ Минусов больше, значит оба мальчика поступают неправильно. Остается  сделать вывод, в чем они не правы. Петя: ведет себя эгоистично, неблагодарно. Валера: казалось, хотел помочь другу, но в трудной ситуации забывает о  дружбе. Важно заострить внимание детей на том моменте, когда впервые ребята  повели себя неправильно. Для этого находим первый минус в табличке.  Получается, что изначально Петя и Валера были не правы. Нельзя, чтобы в  основе дружеской помощи лежал обман. Одним из критериев настоящей  дружбы является честность, доверие.  После анализа данного текста уместно создать «Кодекс дружбы»                                               Работа с притчами. Особое   значение   на   уроках   ОРКСЭ   имеет  работа   с   притчами, обладающими   большим   воспитательным   потенциалом   и   развивающими логическое и критическое мышление учащихся.  Через притчи раскрываются основные   нравственные   понятия,   составляющие   основу   того   или   иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.   Именно притча более удобна в использовании на уроке:  краткое содержание;  нет прямого указания на мораль;  интересна обучающимся.  истинное понимание смысла притчи приходит только с освобождением  от всяких стереотипов, шаблонного мышления и формальной логики – с пробуждением непосредственного восприятия и самостоятельного  мышления. Расшифровка смысла и символики притчи в большей  степени зависит от культурного уровня воспринимающего. Функции притч:  Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории и воспринять то, что в данное время  соответствует его собственному психическому образу.  Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением  возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных  вариантов решения конфликтов. Функция опосредования.  Между двумя людьми ( учеником — учителем,  взрослым — молодым) при существующем внутреннем противостоянии  появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой­ либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что  могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они  становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них  облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы  индивидуального развития, они несут альтернативные концепции. Какие   же   существуют   способы   использования   притч   в   учебном процессе?  Обсуждение основной идеи и смысла притчи.  Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.  Придумать название притчи.  Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).  Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.  Сделать   разбор   текстового   документа   (в   том   числе   анализ   символов,   структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).  Инсценировка притчи.  Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)  Подбор пословиц, поговорок.  Сравнение с басней (определить).  Найти или предложить вставить пропущенные слова.  Рассмотреть   притчу   с   ролевой   позиции   (представителя   определенной исторической   эпохи,   культуры,   религиозной   конфессии,   профессии, социальной роли и т.п.).  Сравнение   нескольких   притч   (притчи   разных   культур)   с   одинаковыми ценностями.  Определение ценностей, которые отражает притча. Человек и тепло . Одна женщина жаловалась соседке на подругу, обидевшую её. Соседка  успокаивала её и уговаривала простить подругу.  – Простить? Да как же это? После того, что она мне сделала? Ведь она такая  злая! Нет, зло нельзя прощать, – сказала женщина.  – И вообще, почему я должна любить людей, не любящих меня, почему я  должна делать добро, когда вокруг меня все обманывают, предают и делают  пакости?  – Расскажу я тебе одну историю, – говорит ей соседка. – Жил на свете  человек. И просил он матушку природу сделать так, чтобы по ночам было  светло, чтобы свечек не зажигать, и чтобы зимой было тепло, чтобы печь не  топить. Но Матушке природе виднее, что и как должно быть, поэтому не  вняла она просьбам человека. Рассердился на неё человек и решил: «Ах, ты  так, да? Ну, тогда и я не буду по ночам зажигать свет и не буду им светить  тебе. И зимой печь топить я тоже не буду, чтобы её теплом не греть тебя. Я  даже дверь на улицу открывать буду, чтобы и в доме тепла не осталось, тогда  посмотришь, как тебе холодно будет».  – Ну и дурак же, – перебила женщина рассказ соседки, – думал, что своим  светом он светит природе, а своим теплом греет её в лютый мороз.  Надменный болван! Да ведь это в первую очередь надо было ему самому. А  она – матушка – сама о себе позаботится.  – Так почему же ты, – спросила соседка, – делаешь тоже и самое? – Я, – удивилась женщина? – Да, ты. Почему ты тушишь свет своей любви, когда вокруг тебя сгущается  тьма, и почему ты не зажигаешь очага своего сердца, когда вокруг веет  холодом людских сердец? Не лучше ли, чем сидеть в темноте и ждать пока  кто–то посветит тебе, самой «зажечь свет» и посветить и себе и другим. Ведь  тогда и ты сама увидишь путь, и возможно окружающие увидят его и пойдут  по нему вместе с тобой рука об руку. И чем сидеть в холоде и ждать пока  кто–то согреет тебя, не лучше ли разжечь очаг своего сердца и его теплом  согреться самой и согреть сердца других людей, и тогда, глядишь, от их  потеплевших сердец не будет веять таким холодом. Данная притча содержит мораль, поэтому целесообразно при первом  прочтении не зачитывать детям концовку, а попросить их высказать свое  мнение: почему соседка сравнила женщину с героем своего рассказа. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, то можно использовать  метод «А что было бы, если бы…».. 1 вариант: «А что было бы, если женщина не простила подругу?» 2 вариант: «А что было бы, если бы женщина простила подругу?» Учащиеся высказывают свои мнения: 1 вариант: ­ подруга продолжала бы обижать женщину ­ подруга стала бы ей чужим человеком ­женщина осталась бы в одиночестве ­дружба кончилась 2 вариант: ­они бы разобрались в ситуации ­подруга была бы ей благодарна и больше бы так не поступала ­дружба сохранилась Делаем вывод: злясь на других, мы делаем хуже себе самим. После этой работы зачитываем концовку притчи. Детям приятно бывает  узнать, что они самостоятельно сделали вывод, соответствующий авторскому. ___________________­­­ Но множество притч не содержит прямого вывода и обобщения. С такими  текстами приходится работать кропотливее. Нужно использовать несколько  приемов, чтобы направить детей по правильному пути, причем сделать это  нужно так, чтобы ученики считали, что они сами нашли этот путь. Притча о человеке, построившем дом Жил­был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал  самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал  камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно  появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда­то  существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят  пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе,  потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти  планету, где можно было бы жить. 1. Групповая работа.  Делим текст на части, каждая группа работает со своей частью. Задания для групп: 1. Прочитайте 1 часть. Озаглавьте ее.  2. Найдите ключевые слова. Сформулируйте тезис. 3. Выскажите свое отношение к ситуации. 4. Определите место человека на лестнице. (Прием «Лестница») 5. Сделайте иллюстрацию. (прием «Создание иллюстраций») 2. Выступления групп. 1 группа. 1. «Строительство дома» 2. Ключевые слова: человек, строил, дом, основательно, с любовью,  самый удобный, самый теплый, самый красивый.  Тезис: человек хотел построить самый лучший дом. 3. Стремление человека хорошее,  он трудолюбивый,  целеустремленный. Смущает слово «самый», оно значит, что человек хотел превзойти всех остальных, это говорит об эгоизме. 4. Ступенька на лестнице близка к вершине, но не верхняя. 2 группа. 1. «Отказ в помощи» 2. Ключевые слова: просили о помощи, весь мир, люди, страдали,  умирали, отказал, думал о доме, а не о мире. Тезис: человек отказал в помощи, так как думал только о себе. 3. Человек оказался равнодушным,  бессердечным, эгоистичным. 4. Ступенька внизу лестницы. 3 группа. 1. «Гибель» 2. Ключевые слова: построил, дом, не смог найти планету, жить. Тезис: Жить негде. 3. Жалость к людям, жалость к человеку, ужас от произошедшего. 4. Человека нет на лестнице. 3. Формулирование вывода. Вывод: из­за своей черствости, эгоизма, равнодушия человек лишился  возможности жить. 4. Работа с символами. Дом Человек. Строится основательно, с любовью. Самый удобный. Самый теплый. Самый красивый. Замечательный. Нет планеты, где можно жить. Планета Люди. Весь мир. Просили о помощи. Объят пламенем. Страдали и умирали. Нет планеты, где можно жить. Вывод: человек противопоставил себя всему миру, другим людям, жил  только для себя. В результате ему негде стало жить. Нельзя жить на планете и не думать о других, это приведет к гибели всех. Данную работу можно провести на занятиях, посвященных темам  милосердия, эгоизма, равнодушия, ответственности. Текст для занятий по темам «Правила жизни в обществе», «Правила  общения», «Золотое правило нравственности». Мы живём в обществе. Нас окружают люди, с которыми мы связаны учёбой,  работой, общими интересами. Каждый человек индивидуален. У каждого  существуют свои правила жизни, свои принципы и свои идеалы. Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать  условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно  выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может  возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим  знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам  интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не  вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может  быть плодотворным и полезным. Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент  Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не  избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по  отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар  предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось  столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом  Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы  выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако,  несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил  Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое  окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал, и как он сумел найти общий язык с Совордом. Линкольн был не только умён, но и дальновиден. Он сумел разглядеть в  Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу. Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его  администрации верой и правдой на пользу своей страны. Именно Соворд стал  человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен. Первое, что обязательно нужно сделать, это провести словарную работу, так  как многие слова из этого текста могут быть непонятны детям в силу их  возраста. Далее используем прием характеристики героев по ключевым фразам. Авраам Линкольн не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на  неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением  (гуманность, толерантность) Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из  ключевых постов в своей администрации.(целеустремленность, воля к  победе, умение неординарно мыслить) умён, но и дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.(ум, дальновидность, умение  общаться, находить общий язык) Чарльз Соворд очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом  Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить  негативное отношение (мстительный, злобный, решительный) Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его  администрации верой и правдой на пользу своей страны. Именно Соворд стал  человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни  (умение слушать, быть благодарным, преданность) Вывод: под воздействием Линкольна Соворд меняется, проявляет свои  лучшие качества. Значит, чтобы человек стал лучше к тебе относиться, нужно  уметь прощать ему обиды, быть внимательным к нему, поступать с ним так,  как бы ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе. Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки  соприкосновения. Для того чтобы с кем­то поладить, подружиться, надо  приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке  людей, с которыми общаешься. Я продемонстрировала лишь малую толику того, как можно работать с  текстом на уроках ОРКСЭ. Главное, эта работа не должна быть однообразной, монотонной. Для этого можно использовать уже готовые наработки или  придумывать свои. И важно, чтобы все приемы и методы были ценны не сами  по себе, а как средство формирования нравственных качеств личности, что и  является главной целью ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018