Работа с текстом на здоровьесберегающих уроках русского языка в соответствии ФГОС
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
22.08.2019
Статья "Работа с текстом на здоровьесберегающих уроках русского языка
в соответствии ФГОС" рекомендована учителям русского языка общеобразовательных школ. Данная работа содержит примеры работ с текстом: словарная работа, контрольное списывание текстов о здоровье, анатомический диктант, разбор слова по составу, творческие работы.
работа с текстом.docx
Работа с текстом
на здоровьесберегающих уроках русского языка
в соответствии ФГОС
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных те
хнологий. Включение в урок русского языка специальных методических приёмов и средств
в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших
материальных и временных затрат. Учебновоспитательный процесс на уроке должен быть
направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через
соблюдение санитарногигиенических норм и требований,
регламентированных
СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при
организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в
определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
В своей педагогической деятельности я, опираясь на опыт коллег, на уроках
русского языка использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с
особенностями каждого возраста на основе личностноориентированного подхода к детям,
и на здоровьесберегающих уроках русского языка в соответствии ФГОС провожу
следующую работу с текстом:
1. Словарная работа .
Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной
ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и
продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали, называют
волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и
которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают
здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем:
– Я хочу быть здоровым. – Я могу быть здоровым. – Я буду здоровым.
2. Контрольное списывание текстов о здоровье (Приложение 5).
3. Анатомический диктант (Приложение 6).
4. Разбор слова по составу.
Пясть пястные кости запястье.
Перст – персты – перстень перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область. Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение
слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек,
формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти,
соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» корень слов второго ряда. «
Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление,
напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем « ух ( уш )», назовём слово «заушница». Так называется
воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание
заразное, передаётся через воздух. Через воздух плохо проветренной комнаты можно
заразиться и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если
мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также
постоянно укреплять здоровье.
5. Творческие работы
Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие
здоровьесбережения.
Включение ребёнка в творческий процесс не только
природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит
развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы
школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.
Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а
значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же
разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают
национальные традиции. Хорошо, если дети следуют им. В качестве творческих работ
использую сочинения – миниатюры по пословицам: Больному и мёд не вкусен, а здоровый и
камень ест. Яблоко в день – уходит доктор в тень. Здоровье всего дороже. Без труда нет
добра! Терпенье дает уменье. Терпенье и труд все перетрут! Чистота – залог здоровья.
Здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами
вставай. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках
реализацииФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в
вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной
активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении
простудных заболеваний, положительных изменениях в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и
усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей
технологии?
снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата
в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных
достижений.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать,
поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для
педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо, хочется
сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым».
Список использованной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе "Образование и здоровье" /
К. И. Алексеева //Завуч. 2005. N 8. C. 121123.
Коба И. Биологический ритм ребенка и расписание уроков / И. Коба //Директор
школы. 2003. N2.С.127128.
Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях""
Работа с текстом на здоровьесберегающих уроках русского языка в соответствии ФГОС
Работа с текстом на здоровьесберегающих уроках русского языка в соответствии ФГОС
Работа с текстом на здоровьесберегающих уроках русского языка в соответствии ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.