Материал статьи предназначен для преподавателей русского языка и литературы, представителей администрации, методических работников, студентов педагогических вузов. Статья содержит некоторый анализ работы с информацией в современных образовательных условиях, комментарии и рекомендации по работе с текстовой информацией в урочной и внеурочной деятельности.
Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и
письменной коммуникации
Анисимова А.В. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №74,
магистр филологии.
«В XXI веке вам придется стать «информоядным» существом. Можно
перейти на чтение с компьютера и даже купить «электронную книгу», но
привычка читать (учебную и познавательную литературу) нужна сегодня
каждому», – так сказал выпускникам школ на одной из своих лекций Данила
Андреевич Медведев, эксперт Российского фонда развития новых
технологий, футуролог. Эти слова в очередной раз доказывают то, что
формирование общеучебных навыков начинается с работы с текстовой
информацией.
Умение работать с текстом — это умение правильно его оценить,
быстро разобраться в структуре, обнаружить смысловое ядро, зафиксировать
в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Текст надо
обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Актуальность поднимаемого
вопроса возрастает в условиях реализации междисциплинарной программы
«Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» в рамках введения ФГОС
ООО. Ещё одним доказательством актуальности данного вопроса является и
то, что КИМы ОГЭ и ЕГЭ абсолютно по всем предметам содержат задания,
связанные с анализом текстовой информации. Выпускник основной школы
должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; решать учебно
познавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и
критического понимания текста; выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте) – это неполный перечень необходимых
умений и навыков работы с текстовой информацией.
С 2013 г. в МАОУ СОШ №74 в связи с ранним введением ФГОС
ежегодно проводится диагностика уровня сформированности УУД. Анализ
полученных результатов позволил определить основные образовательные
дефициты обучающихся:
неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать,
конкретизировать, прогнозировать; неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
отсутствие навыка целостного анализа информации.
Ещё одна причина затруднений в работе с текстовой информацией, на
наш взгляд, заключается в так называемом «клиповом» мышлении
современных школьников. Клиповое мышление (от англ. clip, отрывок из
музыкального видео или фильма, фрагмент текста, вырезка из газеты) –
термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие
яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших
статей или коротких видеоклипов. Многие специалисты называют клиповое
мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий.
В этой связи современному учителю необходимо знать и учитывать в
своей деятельности следующее:
это не логическое мышление, а визуальные образы, ассоциации разного
рода, поэтому люди с клиповым мышлением воспринимают текст не как
смысловую единицу, а как визуальное пятно;
с точки зрения эффективности обработки информации, человек с
фрагментарным осознанием не в состоянии сосредоточиться на
большом объеме данных, у него снижена способность к анализу;
формат текста школьного учебника (и множества других учебных
пособий) – линейнопоследовательный, в таком тексте содержание
раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала до
конца;
формат текстов большинства альтернативных источников информации
расположенном
– мобильносетевой (нелинейный); в тексте,
вертикально, часто нет связи. Это набор информативных фраз, анкета.
Кратко сформулировать проблему можно следующим образом:
поколение «книжных» учителей должны способствовать развитию
последовательного восприятия текстовой информации у «сетевого»
(«некнижного») поколения обучающихся.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических
приёмов по развитию у обучающихся общеучебных навыков, необходимых
прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход
можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом
составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие
«текст» используется в самом широком его значении. Опыт показывает, что
развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки,
необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности,следует, начиная с 5го класса. Затем в течение всего времени обучения
требуется систематически их формировать и предлагать ученику
определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять
приобретённые умения и навыки. Возможно, такая работа должна начинаться
с понимания, что существует два основных типа чтения: просмотровой и
поисковый. Для общего восприятия любого текста и понимания его в целом
существует механизм – моделирование вопросов к разным видам информации
в тексте. При первичном прочтении текста любого типа (научнопопулярного,
официальноделового, художественного) обнаружим, что в каждом тексте
содержится некий пласт информации, которую называют фактуальной.
Данная информация помогает выделить ключевые образы, слова, общую
информацию о тексте, выделить главное. Извлечь фактуальную информацию
помогают репродуктивные вопросы. Репродуктивный вопрос должен
начинаться со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?
Вторичное прочтение текста направлено на работу с дополнительной
информацией, на умение видеть детали, понимать подтекстовую информацию,
на умение связать детали с фактами, которые отметили при первом чтении, на
умение соединить смысловые оттенки и определить главную мысль. На
данном этапе работы с текстом необходимо задавать продуктивные вопросы,
побуждающие мыслить: можно ли считать (тото) верным? какие выводы
можно сделать из…? каковы поступки/чувства/состояния героев? если
известно, что…то почему/как/каким образом? Подобные варианты вопросов,
на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые
побуждают к дальнейшему диалогу, будут способствовать построению
развёрнутого как устного, так и письменного ответа. Данный механизм
конструирования вопросов лежит в основе зарекомендовавшей себя
технологии развития критического мышления (ТРКМ). На наш взгляд, она
является сегодня одной из наиболее продуктивных в работе с текстовой
информацией, в обучении приёмам переработки, сжатия текста, в умении
отделять главное от несущественного в тексте или в речи, в способности
выделять ошибки в рассуждениях, в составлении схем и таблиц на основе
текста.
Профессиональному педагогическому сообществу на основе
имеющегося отечественного и мирового опыта сегодня необходимо
разработать практические рекомендации в области того, как мы можем – а на
самом деле, должны – изменить учебный план, методику преподавания,
систему оценки знаний, использование технологий в организации
преподавания русского языка и литературы, чтобы улучшить подготовку нетолько выпускников, но и продуктивных, креативных граждан, которые будут
жить в глобальном обществе и экономике 21 века.
Литература
1.Ванюшева Н.Р. Материалы курса «Методика работы с текстовой
информацией на уроках литературы». М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2009
2.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.:
Высшая школа, 1981
3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Учимся
понимать художественный текст: Задачник практикум: 811 кл. М.:ООО
«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003