Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации
Оценка 4.7

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
07.04.2019
Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации
Материал статьи предназначен для преподавателей русского языка и литературы, представителей администрации, методических работников, студентов педагогических вузов. Статья содержит некоторый анализ работы с информацией в современных образовательных условиях, комментарии и рекомендации по работе с текстовой информацией в урочной и внеурочной деятельности.
статья навыки 21-го века.docx
Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации Анисимова А.В. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №74, магистр филологии.  «В XXI веке вам придется стать «информоядным» существом. Можно перейти   на   чтение   с  компьютера   и   даже   купить   «электронную   книгу»,   но привычка   читать   (учебную   и   познавательную   литературу)   нужна   сегодня каждому», – так сказал выпускникам школ на одной из своих лекций Данила Андреевич   Медведев,   эксперт   Российского   фонда   развития   новых технологий,   футуролог.   Эти   слова   в   очередной   раз   доказывают   то,   что формирование   общеучебных   навыков   начинается   с   работы   с   текстовой информацией. Умение   работать   с   текстом   —   это   умение   правильно   его   оценить, быстро разобраться в структуре, обнаружить смысловое ядро, зафиксировать в   удобной   форме   все,   что   оказалось   ценным   и   нужным.   Текст   надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Актуальность поднимаемого вопроса   возрастает   в  условиях   реализации   междисциплинарной   программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» в рамках введения ФГОС ООО. Ещё одним доказательством актуальности данного вопроса является и то, что КИМы ОГЭ и ЕГЭ абсолютно по всем предметам содержат задания, связанные   с   анализом   текстовой   информации.   Выпускник   основной   школы должен   уметь   ориентироваться   в   содержании   текста   и   понимать   его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; решать учебно­ познавательные   и   учебно­практические   задачи,   требующие   полного   и критического   понимания   текста;   выявлять   содержащуюся   в   них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать   оценочные   суждения   и   свою   точку   зрения   о   полученном сообщении   (прочитанном   тексте)   –   это   неполный   перечень   необходимых умений и навыков работы с текстовой информацией. С   2013   г.   в   МАОУ   СОШ   №74   в   связи   с   ранним   введением   ФГОС ежегодно проводится диагностика уровня сформированности УУД. Анализ полученных   результатов   позволил   определить   основные   образовательные дефициты обучающихся:  неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;  неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;  отсутствие навыка целостного анализа информации. Ещё одна причина затруднений в работе с текстовой информацией, на наш   взгляд,   заключается   в   так   называемом   «клиповом»   мышлении современных   школьников.   Клиповое   мышление   (от   англ.   clip,   отрывок   из музыкального   видео   или   фильма,   фрагмент   текста,   вырезка   из   газеты)   – термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие   образы   и   послания,  например,  через   ленту   теленовостей,  небольших статей или коротких видеоклипов. Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий. В этой связи современному учителю необходимо знать и учитывать в своей деятельности следующее:  это не логическое мышление, а визуальные образы, ассоциации разного рода, поэтому люди с клиповым мышлением воспринимают текст не как смысловую единицу, а как визуальное пятно;  с   точки   зрения   эффективности   обработки   информации,   человек   с фрагментарным   осознанием   не   в   состоянии   сосредоточиться   на большом объеме данных, у него снижена способность к анализу;  формат   текста   школьного   учебника   (и   множества   других   учебных пособий)   –   линейно­последовательный,   в   таком   тексте   содержание раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала до конца;  формат текстов большинства альтернативных источников информации   расположенном –   мобильно­сетевой   (нелинейный);   в   тексте, вертикально, часто нет связи. Это набор информативных фраз, анкета. Кратко   сформулировать   проблему   можно   следующим   образом: поколение   «книжных»   учителей   должны   способствовать   развитию последовательного   восприятия   текстовой   информации   у   «сетевого» («некнижного») поколения обучающихся. Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов   по   развитию   у   обучающихся   общеучебных   навыков,   необходимых прежде   всего   для   преобразования   текстовой   информации.   Такой   подход можно   выделить   в   качестве   приоритетного,   поскольку   работа   с   текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении. Опыт показывает, что развивать   аналитические,   организационные   и   коммуникативные   навыки, необходимые   старшекласснику   для   его   образовательной   деятельности, следует,   начиная   с   5­го   класса.   Затем   в   течение   всего   времени   обучения требуется   систематически   их   формировать   и   предлагать   ученику определённые   виды   работ,   позволяющие   самостоятельно   применять приобретённые умения и навыки. Возможно, такая работа должна начинаться с   понимания,   что   существует   два   основных   типа   чтения:   просмотровой   и поисковый. Для общего восприятия любого текста и понимания его в целом существует механизм – моделирование вопросов к разным видам информации в тексте. При первичном прочтении текста любого типа (научно­популярного, официально­делового,   художественного)   обнаружим,   что   в   каждом   тексте содержится   некий   пласт   информации,   которую   называют   фактуальной. Данная   информация   помогает   выделить   ключевые   образы,   слова,   общую информацию о тексте, выделить главное. Извлечь фактуальную информацию помогают   репродуктивные   вопросы.   Репродуктивный   вопрос   должен начинаться со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда? Вторичное прочтение текста направлено на работу с дополнительной информацией, на умение видеть детали, понимать подтекстовую информацию, на умение связать детали с фактами, которые отметили при первом чтении, на умение   соединить   смысловые   оттенки   и   определить   главную   мысль.   На данном этапе работы с текстом необходимо задавать продуктивные вопросы, побуждающие   мыслить:   можно   ли   считать   (то­то)   верным?   какие   выводы можно   сделать   из…?   каковы   поступки/чувства/состояния   героев?   если известно, что…то почему/как/каким образом? Подобные варианты вопросов, на   которые   можно   представить   несколько   вариантов   ответов   и   которые побуждают   к   дальнейшему   диалогу,   будут   способствовать   построению развёрнутого   как   устного,   так   и   письменного   ответа.   Данный   механизм конструирования   вопросов   лежит   в   основе   зарекомендовавшей   себя технологии развития критического мышления (ТРКМ). На наш взгляд, она является   сегодня   одной   из   наиболее   продуктивных   в   работе   с   текстовой информацией,   в   обучении   приёмам   переработки,   сжатия   текста,   в   умении отделять   главное   от   несущественного   в   тексте   или   в   речи,  в   способности выделять ошибки в рассуждениях, в составлении схем и таблиц на основе текста.  Профессиональному   педагогическому   сообществу   на   основе имеющегося   отечественного   и   мирового   опыта   сегодня   необходимо разработать практические рекомендации в области того, как мы можем – а на самом   деле,   должны   –   изменить   учебный   план,   методику   преподавания, систему   оценки   знаний,   использование   технологий   в   организации преподавания русского языка и литературы, чтобы улучшить подготовку не только выпускников, но и продуктивных, креативных граждан, которые будут жить в глобальном обществе и экономике 21 века. Литература 1.Ванюшева   Н.Р.   Материалы   курса   «Методика   работы   с   текстовой информацией   на   уроках   литературы».   М.:   Педагогический   университет «Первое сентября», 2009 2.Гальперин   И.Р.   Текст   как   объект   лингвистического   исследования.   М.: Высшая школа, 1981 3.Граник   Г.Г.,   Бондаренко   С.М.,   Концевая   Л.А.,   Шаповал   С.А.   Учимся понимать   художественный   текст:   Задачник­   практикум:   8­11   кл.   М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации

Работа с текстовой информацией как основа эффективной устной и письменной коммуникации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019