Работа с учебником на уроках географии
Оценка 4.9

Работа с учебником на уроках географии

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
география
Взрослым
26.02.2019
Работа с учебником на уроках географии
Эта статья о том как нужно приучать работать обучающихся с учебником на уроках географии и дома выполняя домашнее задание . Учить детей работать самостоятельно как с учебником , атласом, географическими картами и терминами.В статье рассказывается как нужно поэтапно приучать обучающихся работать с учебником на уроках географии.
Работа с учебником на уроках географии.docx
Работа с учебником на уроках географии. Юрьева О.Н. Если ты будешь любознательным,  то будешь много знающим Сократ Учебник­ важнейшее средство обучения и воспитания обучающихся.  В нем  раскрывается определенная система и объем географических знаний,  отражающих требования программы. В учебном процессе по географии  учебник используется преподавателем и обучающимися на разных этапах  обучения. Это особенно важно в формировании новых знаний, в закреплении и повторении, а также в усвоении навыков. Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько  хорошо обучающиеся умеют работать с учебником, усваивать материал в нем.  Умение работать с учебником является одним из важнейших  общеобразовательных навыков: на основе этой способности учащиеся  приобретают программные знания в процессе обучения и готовятся к  самообразованию в послешкольный период жизни. Учебник, который  доступен и хорошо принят обучающими, также способствует их постоянному  интересу к предмету. Поскольку учебник является одним из ведущих источников знаний при работе обучающихся  на уроках и дома, успех учебного процесса во многом будет  зависеть от его качества. Важнейшим требованием к школьным учебникам является обеспечение  полного соответствия программы с точки зрения объема материала, уровня  раскрытия, сложности развития навыков учащихся. С этих позиций  существующие учебники географии дорабатывались и дорабатываются. Существенно изменился методический аппарат учебников географии.  Увеличено количество заданий на повышение знаний, фактологических,  причинно­следственных связей, сравнение заданий по работе с текстом,  текстом  и с картами, рисунками, картинами, профилями, статистическими  материалами, приложениями и др.   Несомненным достоинством действующих учебников географии является  наличие большого иллюстративного материала, умело подобранные,  связанных с текстом. Эта важная составляющая учебников географии  призвана обеспечить более полную организацию обучения и повысить  качество обучения, развитие интереса к предмету. Наличие в учебниках  географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и  сильное усвоение учебного материала. В то же время использование данного  компонента учебника способствует формированию важных  общеобразовательных навыков – работе с текстом и дополнительной  литературой. В современных учебниках географии усилено внимание к управлению  познавательной деятельностью школьников: помещены инструкции "Как  пользоваться учебником", даны методы воспитательной работы. Как правило,  преподаватели и методисты оценивают учебники, но успех обучения во  многом зависит от того, как учебник воспринимается Обучающими, какие  трудности они испытывают при работе с ним. Основой учебника географии является учебный текст. Кроме того, он  содержит нетекстовые компоненты, органично связанные с текстом .  Добавление в текст картографических и иллюстративных средств  информации ­ специфика учебника географии. Основная функция учебного текста ­ обучение. Основной текст служит  основой для структуры учебника, обязательные для усвоения. Он включает в  себя заявление и объяснение основ науки (учения, законов, теорий, концепций и т. д.) и характеризуется системами­ Пояснительный текст содержит описание географических фактов,  процессов, явлений; глоссарий; комментарии к картам, диаграммам,  гистограммам, иллюстрациям; толкование символов, используемых в  учебнике и др. Доля пояснительного текста по отношению к базе выше в курсе физической географии. Доступность содержания и наглядность учебника для  Обучающихся стимулирует самостоятельную деятельность, способствует раскрытие внешних и внутренних связей изучаемого материала. Например,  работа со словарем терминов обеспечивает более глубокое и сильное  усвоение учебного материала, формирует важные общеобразовательные  навыки — работу с текстом и дополнительной литературой. Дополнительный текст может содержать доказательственную базу для  положений, содержащихся в основном тексте; пояснения; конкретные  примеры для лучшего понимания основного содержания. Он  служит  стимулом познавательного интереса, развитию образного, ассоциативного  мышления. Дополнительный текст может быть непосредственно связан с  основным текстом, тогда он включается в структуру абзаца и имеет  небольшой размер (ссылки, напоминания). Для повышения достоверности  основного материала дополнительный текст может быть включен в качестве  специального абзаца в главу учебника. Иногда дополнительный текст,  имеющий особое воспитательное значение, стимулирующий интерес к  географии, самостоятельную деятельность, составляет целые главы и  располагается в конце разделов или учебника. Такие главы имеют  самостоятельное название, например "Интересно знать". Нетекстовые компоненты выполняют функции обучения и управления. Их  важная цель ­ научить , обучающихся учиться самостоятельно, думать,  анализировать, прогнозировать, делать выводы и т. д. в современном учебнике доля нетекстовые компоненты увеличивается, например, в учебниках под  редакцией О. В. Крылова "Физическая география", "География. Материков и  океанов", В. С. Максаковского "Экономическая и социальная география  мира". Важное место среди нетекстовых компонентов занимает аппарат организации  усвоения. Он состоит из : * * методические материалы (планы, перед параграфами, примеры действий,  памятки, инструкции и т. д.); * * вопросы и задания в начале и конце абзаца, темы разделов; * * практикум для работы на местах; * * выделение в тексте. Вопросы и задания занимают разное место в содержании учебника и  выполняют соответствующие функции. Например, вопросы перед абзацем направлены на обновление знаний студентов, их субъективного опыта. Задачи, стоящие после темы, предполагают закрепление изучаемого материала.  Вопросы в тексте абзаца сосредоточены на определенной позиции, выполняют  функцию контроля и консолидации. В общем, они предназначены для  усвоения знаний и умений, развитие творческого опыта и эмоционально­ ценностного отношения к миру. Иллюстративный материал ­ изображения и элементы, связанные с ним,  представленные в учебнике в различных формах (фотографии, карты,  схемы,  диаграммы и др.). Он предназначен для формирования конкретных  представлений, раскрытия свойств исследуемых объектов и может заменить  текст или дополнить его. Наличие большого иллюстративного материала,  отобранного и связанного с текстом, является преимуществом существующих  учебников географии. В то же время иллюстрации должны формировать  систему, способствующую совершенствованию работы с учебником,  повышению эффективности обучения. Словесное сопровождение  иллюстративного материала является необходимым элементом, который  может выражаться в обозначении отдельных частей изображения, надписей на  картах, цифровых диаграммах данных. Методический аппарат учебника  содержит рекомендации по работе с конкретной иллюстрации. Аппарат ориентации должен быть понятен и усвоен обучающимися, так как  позволяет ориентироваться в структуре учебника. При начале работы важно  проанализировать текст предисловия, в котором содержится информация о  том, как работать с книгой. В ней объясняются основные символы,  используемые в учебнике, его структура, расположение основных  компонентов. Учащиеся должны легко ориентироваться в учебнике, поэтому  желательно практиковаться в поиске того или иного учебного материала. Таким образом, работа с учебником географии может быть очень  разнообразной и проводится на разных этапах обучения: при изучении нового  материала, при обработке и закреплении знаний и умений, при тестировании и оценке знаний и навыков. Успех работы с учебником на занятиях во многом  будет зависеть от качества выполнения домашнего задания учащимися, так  как умение работать с учебником обеспечивает связь между уроком и  домашним заданием, способствует росту познавательной самостоятельности  учащихся. При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие  правила работы, которые необходимо помнить при организации работы с  учебной книгой. Эти общие правила работы с учебником заключаются в  следующем: ­ знакомство с учебником; ­ методика преподавания работы с учебником с учетом уровня предыдущей  подготовки студентов по географии и другим предметам; ­ этапы обучения методам работы с учебником; ­ обучение приемам работы с различными компонентами учебника: с каждым  в отдельности и в сочетании.

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019