Эта статья о том как нужно приучать работать обучающихся с учебником на уроках географии и дома выполняя домашнее задание . Учить детей работать самостоятельно как с учебником , атласом, географическими картами и терминами.В статье рассказывается как нужно поэтапно приучать обучающихся работать с учебником на уроках географии.
Работа с учебником на уроках географии.docx
Работа с учебником на уроках географии.
Юрьева О.Н.
Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим
Сократ
Учебник важнейшее средство обучения и воспитания обучающихся. В нем
раскрывается определенная система и объем географических знаний,
отражающих требования программы. В учебном процессе по географии
учебник используется преподавателем и обучающимися на разных этапах
обучения. Это особенно важно в формировании новых знаний, в закреплении и
повторении, а также в усвоении навыков.
Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько
хорошо обучающиеся умеют работать с учебником, усваивать материал в нем.
Умение работать с учебником является одним из важнейших
общеобразовательных навыков: на основе этой способности учащиеся
приобретают программные знания в процессе обучения и готовятся к
самообразованию в послешкольный период жизни. Учебник, который
доступен и хорошо принят обучающими, также способствует их постоянному
интересу к предмету.
Поскольку учебник является одним из ведущих источников знаний при работе
обучающихся на уроках и дома, успех учебного процесса во многом будет
зависеть от его качества.
Важнейшим требованием к школьным учебникам является обеспечение
полного соответствия программы с точки зрения объема материала, уровня
раскрытия, сложности развития навыков учащихся. С этих позиций
существующие учебники географии дорабатывались и дорабатываются. Существенно изменился методический аппарат учебников географии.
Увеличено количество заданий на повышение знаний, фактологических,
причинноследственных связей, сравнение заданий по работе с текстом,
текстом и с картами, рисунками, картинами, профилями, статистическими
материалами, приложениями и др.
Несомненным достоинством действующих учебников географии является
наличие большого иллюстративного материала, умело подобранные,
связанных с текстом. Эта важная составляющая учебников географии
призвана обеспечить более полную организацию обучения и повысить
качество обучения, развитие интереса к предмету. Наличие в учебниках
географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и
сильное усвоение учебного материала. В то же время использование данного
компонента учебника способствует формированию важных
общеобразовательных навыков – работе с текстом и дополнительной
литературой.
В современных учебниках географии усилено внимание к управлению
познавательной деятельностью школьников: помещены инструкции "Как
пользоваться учебником", даны методы воспитательной работы. Как правило,
преподаватели и методисты оценивают учебники, но успех обучения во
многом зависит от того, как учебник воспринимается Обучающими, какие
трудности они испытывают при работе с ним.
Основой учебника географии является учебный текст. Кроме того, он
содержит нетекстовые компоненты, органично связанные с текстом .
Добавление в текст картографических и иллюстративных средств
информации специфика учебника географии.
Основная функция учебного текста обучение. Основной текст служит
основой для структуры учебника, обязательные для усвоения. Он включает в
себя заявление и объяснение основ науки (учения, законов, теорий, концепций
и т. д.) и характеризуется системами
Пояснительный текст содержит описание географических фактов,
процессов, явлений; глоссарий; комментарии к картам, диаграммам,
гистограммам, иллюстрациям; толкование символов, используемых в
учебнике и др. Доля пояснительного текста по отношению к базе выше в курсе
физической географии. Доступность содержания и наглядность учебника для
Обучающихся стимулирует самостоятельную деятельность, способствует раскрытие внешних и внутренних связей изучаемого материала. Например,
работа со словарем терминов обеспечивает более глубокое и сильное
усвоение учебного материала, формирует важные общеобразовательные
навыки — работу с текстом и дополнительной литературой.
Дополнительный текст может содержать доказательственную базу для
положений, содержащихся в основном тексте; пояснения; конкретные
примеры для лучшего понимания основного содержания. Он служит
стимулом познавательного интереса, развитию образного, ассоциативного
мышления. Дополнительный текст может быть непосредственно связан с
основным текстом, тогда он включается в структуру абзаца и имеет
небольшой размер (ссылки, напоминания). Для повышения достоверности
основного материала дополнительный текст может быть включен в качестве
специального абзаца в главу учебника. Иногда дополнительный текст,
имеющий особое воспитательное значение, стимулирующий интерес к
географии, самостоятельную деятельность, составляет целые главы и
располагается в конце разделов или учебника. Такие главы имеют
самостоятельное название, например "Интересно знать".
Нетекстовые компоненты выполняют функции обучения и управления. Их
важная цель научить , обучающихся учиться самостоятельно, думать,
анализировать, прогнозировать, делать выводы и т. д. в современном учебнике
доля нетекстовые компоненты увеличивается, например, в учебниках под
редакцией О. В. Крылова "Физическая география", "География. Материков и
океанов", В. С. Максаковского "Экономическая и социальная география
мира".
Важное место среди нетекстовых компонентов занимает аппарат организации
усвоения. Он состоит из :
* * методические материалы (планы, перед параграфами, примеры действий,
памятки, инструкции и т. д.);
* * вопросы и задания в начале и конце абзаца, темы разделов;
* * практикум для работы на местах;
* * выделение в тексте.
Вопросы и задания занимают разное место в содержании учебника и
выполняют соответствующие функции. Например, вопросы перед абзацем направлены на обновление знаний студентов, их субъективного опыта. Задачи,
стоящие после темы, предполагают закрепление изучаемого материала.
Вопросы в тексте абзаца сосредоточены на определенной позиции, выполняют
функцию контроля и консолидации. В общем, они предназначены для
усвоения знаний и умений, развитие творческого опыта и эмоционально
ценностного отношения к миру.
Иллюстративный материал изображения и элементы, связанные с ним,
представленные в учебнике в различных формах (фотографии, карты, схемы,
диаграммы и др.). Он предназначен для формирования конкретных
представлений, раскрытия свойств исследуемых объектов и может заменить
текст или дополнить его. Наличие большого иллюстративного материала,
отобранного и связанного с текстом, является преимуществом существующих
учебников географии. В то же время иллюстрации должны формировать
систему, способствующую совершенствованию работы с учебником,
повышению эффективности обучения. Словесное сопровождение
иллюстративного материала является необходимым элементом, который
может выражаться в обозначении отдельных частей изображения, надписей на
картах, цифровых диаграммах данных. Методический аппарат учебника
содержит рекомендации по работе с конкретной иллюстрации.
Аппарат ориентации должен быть понятен и усвоен обучающимися, так как
позволяет ориентироваться в структуре учебника. При начале работы важно
проанализировать текст предисловия, в котором содержится информация о
том, как работать с книгой. В ней объясняются основные символы,
используемые в учебнике, его структура, расположение основных
компонентов. Учащиеся должны легко ориентироваться в учебнике, поэтому
желательно практиковаться в поиске того или иного учебного материала.
Таким образом, работа с учебником географии может быть очень
разнообразной и проводится на разных этапах обучения: при изучении нового
материала, при обработке и закреплении знаний и умений, при тестировании и
оценке знаний и навыков. Успех работы с учебником на занятиях во многом
будет зависеть от качества выполнения домашнего задания учащимися, так
как умение работать с учебником обеспечивает связь между уроком и
домашним заданием, способствует росту познавательной самостоятельности
учащихся. При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие
правила работы, которые необходимо помнить при организации работы с
учебной книгой. Эти общие правила работы с учебником заключаются в
следующем:
знакомство с учебником;
методика преподавания работы с учебником с учетом уровня предыдущей
подготовки студентов по географии и другим предметам;
этапы обучения методам работы с учебником;
обучение приемам работы с различными компонентами учебника: с каждым
в отдельности и в сочетании.
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.