В этой статье говорится о том, как нужно правильно работать с учебником на уроках географии.Развивать любознательность, самостоятельность. Какие формы работы предлагаются обучающимся для успешного усвоения материала учебника. А так же используются различные методики как для ознакомления с новым материалом, так и для закрепления изученного материала.
Работа с учебником на уроках географии.docx
Работа с учебником на уроках географии.
Юрьева О.Н.
Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим
Сократ
Учебник важнейшее средство обучения и воспитания обучающихся. В нем
раскрывается определенная система и объем географических знаний, отражающих требования
программы. В учебном процессе по географии учебник используется преподавателем и
обучающимися на разных этапах обучения. Это особенно важно в формировании новых
знаний, в закреплении и повторении, а также в усвоении навыков.
Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо
обучающиеся умеют работать с учебником, усваивать материал в нем.
Умение работать с учебником является одним из важнейших общеобразовательных
навыков: на основе этой способности учащиеся приобретают программные знания в процессе
обучения и готовятся к самообразованию в послешкольный период жизни. Учебник, который
доступен и хорошо принят обучающими, также способствует их постоянному интересу к
предмету.[1]
Поскольку учебник является одним из ведущих источников знаний при работе
обучающихся на уроках и дома, успех учебного процесса во многом будет зависеть от его
качества.
Важнейшим требованием к школьным учебникам является обеспечение полного
соответствия программы с точки зрения объема материала, уровня раскрытия, сложности
развития навыков учащихся. С этих позиций существующие учебники географии
дорабатывались и дорабатываются.
Существенно изменился методический аппарат учебников географии. Увеличено
количество заданий на повышение знаний, фактологических, причинноследственных связей,
сравнение заданий по работе с текстом, текстом и с картами, рисунками, картинами,
профилями, статистическими материалами, приложениями и др.
Несомненным достоинством действующих учебников географии является наличие
большого иллюстративного материала, умело подобранные, связанных с текстом. Эта важная
составляющая учебников географии призвана обеспечить более полную организацию обучения
и повысить качество обучения, развитие интереса к предмету. Наличие в учебниках
географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и сильное усвоение учебного материала. В то же время использование данного компонента учебника
способствует формированию важных общеобразовательных навыков – работе с текстом и
дополнительной литературой.[2]
В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной
деятельностью школьников: помещены инструкции "Как пользоваться учебником", даны
методы воспитательной работы. Как правило, преподаватели и методисты оценивают
учебники, но успех обучения во многом зависит от того, как учебник воспринимается
Обучающими, какие трудности они испытывают при работе с ним.
Основой учебника географии является учебный текст. Кроме того, он содержит
нетекстовые компоненты, органично связанные с текстом. Добавление в текст
картографических и иллюстративных средств информации специфика учебника географии.
Основная функция учебного текста обучение. Основной текст служит основой для
структуры учебника, обязательной для усвоения. Он включает в себя заявление и объяснение
основ науки (учения, законов, теорий, концепций и т. д.) и характеризуется системами:
Пояснительный текст содержит описание географических фактов, процессов,
явлений; глоссарий; комментарии к картам, диаграммам, гистограммам, иллюстрациям;
толкование символов, используемых в учебнике и др. Доля пояснительного текста по
отношению к базе выше в курсе физической географии. Доступность содержания и
наглядность учебника для Обучающихся стимулирует самостоятельную деятельность,
способствует раскрытие внешних и внутренних связей изучаемого материала. Например,
работа со словарем терминов обеспечивает более глубокое и сильное усвоение учебного
материала, формирует важные общеобразовательные навыки — работу с текстом и
дополнительной литературой.
Дополнительный текст может содержать доказательственную базу для положений,
содержащихся в основном тексте; пояснения; конкретные примеры для лучшего понимания
основного содержания. Он служит стимулом познавательного интереса, развитию образного,
ассоциативного мышления. Дополнительный текст может быть непосредственно связан с
основным текстом, тогда он включается в структуру абзаца и имеет небольшой размер
(ссылки, напоминания). Для повышения достоверности основного материала дополнительный
текст может быть включен в качестве специального абзаца в главу учебника. Иногда
дополнительный текст, имеющий особое воспитательное значение, стимулирующий интерес к
географии, самостоятельную деятельность, составляет целые главы и располагается в конце
разделов или учебника. Такие главы имеют самостоятельное название, например "Интересно
знать".
Нетекстовые компоненты выполняют функции обучения и управления. Их важная
цель научить, обучающихся учиться самостоятельно, думать, анализировать, прогнозировать,
делать выводы и т. д. в современном учебнике доля нетекстовые компоненты увеличивается,
например, в учебниках под редакцией О. В. Крылова "Физическая география", "География.
Материков и океанов", В. С. Максаковского "Экономическая и социальная география мира".
[3] Важное место среди нетекстовых компонентов занимает аппарат организации
усвоения. Он состоит из:
* * методические материалы (планы, перед параграфами, примеры действий, памятки,
инструкции и т. д.);
* * вопросы и задания в начале и конце абзаца, темы разделов;
* * практикум для работы на местах;
* * выделение в тексте.
Вопросы и задания занимают разное место в содержании учебника и выполняют
соответствующие функции. Например, вопросы перед абзацем направлены на обновление
знаний студентов, их субъективного опыта. Задачи, стоящие после темы, предполагают
закрепление изучаемого материала. Вопросы в тексте абзаца сосредоточены на определенной
позиции, выполняют функцию контроля и консолидации. В общем, они предназначены для
усвоения знаний и умений, развитие творческого опыта и эмоциональноценностного
отношения к миру.
Иллюстративный материал
изображения и элементы, связанные с ним,
представленные в учебнике в различных формах (фотографии, карты, схемы, диаграммы и
др.). Он предназначен для формирования конкретных представлений, раскрытия свойств
исследуемых объектов и может заменить текст или дополнить его. Наличие большого
иллюстративного материала, отобранного и связанного с текстом, является преимуществом
существующих учебников географии. В то же время иллюстрации должны формировать
систему,
повышению
эффективности обучения. Словесное сопровождение иллюстративного материала является
необходимым элементом, который может выражаться в обозначении отдельных частей
изображения, надписей на картах, цифровых диаграммах данных. Методический аппарат
учебника содержит рекомендации по работе с конкретной иллюстрации.
способствующую совершенствованию работы с учебником,
Аппарат ориентации должен быть понятен и усвоен обучающимися, так как позволяет
ориентироваться в структуре учебника. При начале работы важно проанализировать текст
предисловия, в котором содержится информация о том, как работать с книгой. В ней
объясняются основные символы, используемые в учебнике, его структура, расположение
основных компонентов. Учащиеся должны легко ориентироваться в учебнике, поэтому
желательно практиковаться в поиске того или иного учебного материала.
Таким образом, работа с учебником географии может быть очень разнообразной и
проводится на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при обработке и
закреплении знаний и умений, при тестировании и оценке знаний и навыков. Успех работы с
учебником на занятиях во многом будет зависеть от качества выполнения домашнего задания
учащимися, так как умение работать с учебником обеспечивает связь между уроком и
домашним заданием, способствует росту познавательной самостоятельности учащихся. При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила
работы, которые необходимо помнить при организации работы с учебной книгой. Эти общие
правила работы с учебником заключаются в следующем:
знакомство с учебником;
методика преподавания работы с учебником с учетом уровня предыдущей
подготовки студентов по географии и другим предметам;
этапы обучения методам работы с учебником;
обучение приемам работы с различными компонентами учебника: с каждым в
отдельности и в сочетании.[4] Литература
1.
Герасимова Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической
географии. М., Педагогика, 1978. С. 17..
2.
Даринский А.Б. Методика преподавания географии: Учебное пособие для
географических специальностей пед. инств. М.: Просвещение, 1975. С. 89..
3.
Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М.Н.
Скаткина и В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 1978.
4.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников
в обучении. — М., 1980.
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Работа с учебником на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.