Работа с учебником на уроках географии
Оценка 4.9

Работа с учебником на уроках географии

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
география
Взрослым
12.03.2019
Работа с учебником на уроках географии
В этой статье говорится о том, как нужно правильно работать с учебником на уроках географии.Развивать любознательность, самостоятельность. Какие формы работы предлагаются обучающимся для успешного усвоения материала учебника. А так же используются различные методики как для ознакомления с новым материалом, так и для закрепления изученного материала.
Работа с учебником на уроках географии.docx
Работа с учебником на уроках географии. Юрьева О.Н. Если ты будешь любознательным,  то будешь много знающим Сократ Учебник   ­   важнейшее   средство   обучения   и   воспитания   обучающихся.     В   нем раскрывается определенная система и объем географических знаний, отражающих требования программы.   В   учебном   процессе   по   географии   учебник   используется   преподавателем   и обучающимися   на   разных   этапах   обучения.   Это   особенно   важно   в   формировании   новых знаний, в закреплении и повторении, а также в усвоении навыков. Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо обучающиеся умеют работать с учебником, усваивать материал в нем.   Умение работать с учебником является одним из важнейших общеобразовательных навыков: на основе этой способности учащиеся приобретают программные знания в процессе обучения и готовятся к самообразованию в послешкольный период жизни. Учебник, который доступен и  хорошо принят обучающими,  также способствует  их постоянному интересу к предмету.[1] Поскольку   учебник   является   одним   из   ведущих   источников   знаний   при   работе обучающихся   на уроках и дома, успех учебного процесса во многом будет зависеть от его качества. Важнейшим   требованием   к   школьным   учебникам   является   обеспечение   полного соответствия программы с точки зрения объема материала, уровня раскрытия, сложности развития   навыков   учащихся.   С   этих   позиций   существующие   учебники   географии дорабатывались и дорабатываются. Существенно   изменился   методический   аппарат   учебников   географии.   Увеличено количество заданий на повышение знаний, фактологических, причинно­следственных связей, сравнение   заданий   по   работе   с   текстом,   текстом     и   с   картами,   рисунками,   картинами, профилями, статистическими материалами, приложениями и др.    Несомненным достоинством действующих учебников географии является наличие большого иллюстративного материала, умело подобранные, связанных с текстом. Эта важная составляющая учебников географии призвана обеспечить более полную организацию обучения и   повысить   качество   обучения,   развитие   интереса   к   предмету.   Наличие   в   учебниках географии   словарей   терминов   и   работа   с   ними   обеспечивает   более   глубокое   и   сильное усвоение учебного материала. В то же время использование данного компонента учебника способствует формированию важных  общеобразовательных навыков – работе с  текстом и дополнительной литературой.[2] В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной деятельностью   школьников:   помещены   инструкции   "Как   пользоваться   учебником",   даны методы   воспитательной   работы.   Как   правило,   преподаватели   и   методисты   оценивают учебники,   но   успех   обучения   во   многом   зависит   от   того,   как   учебник   воспринимается Обучающими, какие трудности они испытывают при работе с ним. Основой   учебника   географии   является   учебный   текст.   Кроме   того,   он   содержит нетекстовые   компоненты,   органично   связанные   с   текстом.   Добавление   в   текст картографических и иллюстративных средств информации ­ специфика учебника географии. Основная функция учебного текста ­ обучение. Основной текст служит основой для структуры учебника, обязательной для усвоения. Он включает в себя заявление и объяснение основ науки (учения, законов, теорий, концепций и т. д.) и характеризуется системами: Пояснительный   текст  содержит   описание   географических   фактов,   процессов, явлений;   глоссарий;   комментарии   к   картам,   диаграммам,   гистограммам,   иллюстрациям; толкование   символов,   используемых   в   учебнике   и   др.   Доля   пояснительного   текста   по отношению   к   базе   выше   в   курсе   физической   географии.   Доступность   содержания   и наглядность   учебника   для   Обучающихся   стимулирует   самостоятельную   деятельность, способствует   раскрытие   внешних   и   внутренних   связей   изучаемого   материала.   Например, работа   со   словарем   терминов   обеспечивает   более   глубокое   и   сильное   усвоение   учебного материала,   формирует   важные   общеобразовательные   навыки   —   работу   с   текстом   и дополнительной литературой. Дополнительный текст  может содержать доказательственную базу для положений, содержащихся в основном тексте; пояснения; конкретные примеры для лучшего понимания основного содержания. Он  служит стимулом познавательного интереса, развитию образного, ассоциативного   мышления.   Дополнительный   текст   может   быть   непосредственно   связан   с основным   текстом,   тогда   он   включается   в   структуру   абзаца   и   имеет   небольшой   размер (ссылки, напоминания). Для повышения достоверности основного материала дополнительный текст   может   быть   включен   в   качестве   специального   абзаца   в   главу   учебника.   Иногда дополнительный текст, имеющий особое воспитательное значение, стимулирующий интерес к географии, самостоятельную деятельность, составляет целые главы и располагается в конце разделов или учебника. Такие главы имеют самостоятельное название, например "Интересно знать". Нетекстовые компоненты  выполняют функции обучения и управления. Их важная цель ­ научить, обучающихся учиться самостоятельно, думать, анализировать, прогнозировать, делать выводы и т. д. в современном учебнике доля нетекстовые компоненты увеличивается, например, в учебниках под редакцией О. В. Крылова "Физическая география", "География. Материков и океанов", В. С. Максаковского "Экономическая и социальная география мира". [3] Важное   место   среди   нетекстовых   компонентов   занимает   аппарат   организации усвоения. Он состоит из: * * методические материалы (планы, перед параграфами, примеры действий, памятки, инструкции и т. д.); * * вопросы и задания в начале и конце абзаца, темы разделов; * * практикум для работы на местах; * * выделение в тексте. Вопросы   и   задания   занимают   разное   место   в   содержании   учебника   и   выполняют соответствующие   функции.   Например,   вопросы   перед   абзацем   направлены   на   обновление знаний   студентов,   их   субъективного   опыта.   Задачи,   стоящие   после   темы,   предполагают закрепление изучаемого материала. Вопросы в тексте абзаца сосредоточены на определенной позиции, выполняют функцию контроля и консолидации. В общем, они предназначены для усвоения   знаний   и   умений,   развитие   творческого   опыта   и   эмоционально­ценностного отношения к миру. Иллюстративный   материал  ­   изображения   и   элементы,   связанные   с   ним, представленные в учебнике в различных формах (фотографии, карты,   схемы, диаграммы и др.).   Он   предназначен   для   формирования   конкретных   представлений,   раскрытия   свойств исследуемых   объектов   и   может   заменить   текст   или   дополнить   его.   Наличие   большого иллюстративного материала, отобранного и связанного с текстом, является преимуществом существующих   учебников   географии.   В   то   же   время   иллюстрации   должны   формировать систему,   повышению эффективности обучения. Словесное сопровождение иллюстративного  материала является необходимым   элементом,   который   может   выражаться   в   обозначении   отдельных   частей изображения,   надписей   на   картах,   цифровых   диаграммах   данных.   Методический   аппарат учебника содержит рекомендации по работе с конкретной иллюстрации.   способствующую   совершенствованию   работы   с   учебником, Аппарат ориентации должен быть понятен и усвоен обучающимися, так как позволяет ориентироваться в структуре учебника. При начале работы важно проанализировать текст предисловия,   в   котором   содержится   информация   о   том,   как   работать   с   книгой.   В   ней объясняются   основные   символы,   используемые   в   учебнике,   его   структура,   расположение основных   компонентов.   Учащиеся   должны   легко   ориентироваться   в   учебнике,   поэтому желательно практиковаться в поиске того или иного учебного материала. Таким образом, работа с учебником географии может быть очень разнообразной и проводится на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при обработке и закреплении знаний и умений, при тестировании и оценке знаний и навыков. Успех работы с учебником на занятиях во многом будет зависеть от качества выполнения домашнего задания учащимися,   так   как   умение   работать   с   учебником   обеспечивает   связь   между   уроком   и домашним заданием, способствует росту познавательной самостоятельности учащихся. При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила работы, которые необходимо помнить при организации работы с учебной книгой. Эти общие правила работы с учебником заключаются в следующем: ­ знакомство с учебником; ­   методика   преподавания   работы   с   учебником   с   учетом   уровня   предыдущей подготовки студентов по географии и другим предметам; ­ этапы обучения методам работы с учебником; ­   обучение   приемам   работы   с   различными   компонентами   учебника:   с   каждым   в отдельности и в сочетании.[4] Литература 1. Герасимова   Т.П.   Основы   методики   обучения   начальному   курсу   физической географии. ­ М., Педагогика, 1978. С. 17.. 2. Даринский   А.Б.   Методика   преподавания   географии:   Учебное   пособие   для географических специальностей пед. инст­в. ­ М.: Просвещение, 1975. С. 89.. 3. Качество   знаний   учащихся   и   пути   его   совершенствования./   Под   ред.   М.Н. Скаткина и В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 1978. 4.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии

Работа с учебником на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019