Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Оценка 5
Педсоветы
docx
география
Взрослым
30.01.2017
Самостоятельно работать с текстом умеет не каждый учащийся. Не любят читать , не умеют выделять главное и не умеют выписывать определения ключевых слов по теме. Научить приёмам работы с текстом -это одна из главных задач преподавателей в средних профессиональных образовательных учреждениях.Самостоятельная работа с текстом на уроках географии
Самостоятельная работа на уроках географии.docx
Самостоятельная работа на уроках географии
Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному
приобретению знаний обязательно предполагают включение студентов в самостоятельную
работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию
сущности понятий – раскрытию причинноследственных связей, а также пониманию
логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое
усвоение основ наук.
Задачи, поставленные перед образованием СПО, вызывают необходимость
повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается, во
первых, в изменении их содержания (преобладании вопросов и заданий на усвоение
понятий, выявление закономерностей, причинноследственных связей, систематизацию
знаний), вовторых, в изменении способов выполнения заданий (приемов умственной
деятельности), втретьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся
при выполнении работ.
Самостоятельные работы классифицируются с разных точек зрения.
1. По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению
творческой активности: а) рассчитанные на воспроизведение готовых знаний; б) на
применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации; в) на применение знаний и
умений в новых ситуациях, требующее сложной мыслительной деятельности [2], [4];
2. По дидактическим целям: а) воспроизведение опорных знаний и умений; б) закрепление
изученного учебного материала; в) приобретение новых знаний и умений; г) повторения и
обобщения знаний и умений [5].
3. По источникам знаний: а) с картами; б) с учебником; в) раздаточными пособиями
(образцами полезных ископаемых, гербарием и др.) г) цифровым материалом; д)
дополнительной литературой [3].
4. По отдельным разделам и темам [1], [5].
Особенно разнообразны задания по картам атласа: характеристика карты, чтение
тематических карт, составление географических характеристик отдельных территорий,
определение причинноследственных связей, закономерностей. Выполнение различных
заданий по картам является хорошей основой для формирования приемов умственной
деятельности, так как оно требует анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию
самостоятельных работ.
Выполнение учащимися различных видов самостоятельных и практических работ
определяется в зависимости от особенностей группы , степени обученности и обучаемости
конкретных студентов, их интереса к изучению географии. При проведении
самостоятельных работ необходимо, чтобы задания соответствовали основным
требованиям и отражали ведущие понятия, причинноследственные связи, охватывали все
компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными
источниками знаний, способствовали развитию познавательных способностей,
самостоятельности, творческого мышления, отражали этапы формирования знаний и
умений. Так как на 1 курсе студенты приходят из разных школ и имеют навыки
самостоятельной работы совершенно разные , то следует начать с простейших заданий.
Приведу примеры различных видов самостоятельных работ, используемых на уроках
географии на 1 курсе.
1. Используются задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, на проведение
сравнений по отличию и сходству, на формирование приемов обобщений с последующими
выводами. Например, по теме «Политическая карта» проводится работа по изучению
номенклатуры карты и географического положения стран. К таким видам работ учащиеся
относятся с большим интересом, закрепляют теоретические знания практическими
навыками.
2.Работы носят творческий характер и ориентированы на внимательное чтение текста
учебника, на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению
нестандартных учебных ситуаций. Например: творческая работа по теме « Зарубежная
Европа». Задание: Используя имеющиеся у вас знания о материке Евразии, сделайте
схематический рисунок, географическое положение Европы и нарисуйте ее в тетради.
Также с увлечением учащиеся составляют кроссворды по всем странам и регионам
мира, обучаясь правильно и лаконично формулировать вопросы, отражать в них суть курса
«Экономической и социальной географии мира».
3.Наряду с различными видами и формами самостоятельных работ применяются задания
тестового характера и конструктивные задания, способствующие развитию логики
мышления, формированию приемов умственной деятельности.
4.Главной особенностью самостоятельных работ географии является опора на умение
работать со статистическим материалом, цифровыми данными и различными таблицами. Эти умения студенты получают ещё в школе. Учащиеся составляют графики, цифровые
диаграммы, описывают по статистическим данным регионы мира. Например: по теме
«Изучение особенностей структуры хозяйства мира». Задание: Используя сведения,
содержащиеся в таблице, постройте столбчатые диаграммы структуры хозяйства
перечисленных в ней стран. Сделайте общий вывод о характере структуры хозяйства
России.
Страна
Россия
США
Япония
29,3
21,9
30
Великобритания 23
ФРГ
Франция
31,1
22,7
Доля в экономике, %
промышленности
сельского
хозяйства
строительства
сферы услуг
7,1
1,7
2,1
1,6
1,2
2,3
9,7
5,9
10,3
4,7
5,4
4,1
53,9
70,5
57,6
70,7
62,3
70,9
Данная работа знакомит учащихся с важнейшими пропорциями структуры экономики
стран, выявляет особенности хозяйства развитых стран. Формирует навыки выполнения
простейших графических работ на основе первичных статистических данных.
5. Задания, которые отличаются логической сложностью, с использованием
дополнительной литературы при их выполнении, требующих глубокого анализа, синтеза и
обобщения.
Например: по теме «Глобальные проблемы человечества».
Задание 1: Объясните, почему продовольственная проблема приобрела наибольшую
остроту в развивающихся странах. Докажите, что нехватка продовольствия в современном
мире объяснятся, прежде всего, не природными, а социальноэкономическими причинами.
Определите отрасли мирового хозяйства, принимающие участие в решении
продовольственной проблемы. Выполнение данных заданий требует от учащихся навыков работы с картами атласа,
умения сравнивать и выявлять сходство и различие территорий мирового пространства,
выявлять причинноследственные связи и знаний по всем курсам географии.
На 1 курсе целесообразным является применение тестовых заданий в различной
форме, что способствует более прочному усвоению многочисленной информации и
осознанному ее восприятию. В качестве тестового задания удобно использовать
графический материал. Очень удобно использовать в качестве графических тествопросов
фрагменты контурных карт. При использовании графического материала в качестве
тестового задания необходимо учитывать, что материал должен содержать элементы,
обеспечивающие возможность решения задачи.
Итак, самостоятельные работы на уроках географии способствуют успешному
формированию знаний, научного мировоззрения, развитию познавательных особенностей и
воспитанию учащихся. По форме и содержанию задания весьма разнообразны, что
позволяет с их помощью повышать интерес учащихся к предмету и влиять на
совершенствование процесса обучения.
В зависимости от особенностей познавательных возможностей учащихся можно
выбирать задания наиболее целесообразные и рекомендовать отдельным учащимся разные
их виды.
Использованная литература:
1. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. – М.:
Наука, 2001.
2. Душина И.В. География материков и океанов. Практикум. – М.: Дрофа, 2003.
3. Перлов Л.Е. Изучайте географию поновому. – М., 2005.
4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. – М.: Дрофа,
1998.
5. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. Практикум. –
М.: Дрофа, 2008.
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.