Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Оценка 5

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Оценка 5
Педсоветы
docx
география
Взрослым
30.01.2017
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Самостоятельно работать с текстом умеет не каждый учащийся. Не любят читать , не умеют выделять главное и не умеют выписывать определения ключевых слов по теме. Научить приёмам работы с текстом -это одна из главных задач преподавателей в средних профессиональных образовательных учреждениях.Самостоятельная работа с текстом на уроках географии
Самостоятельная работа на уроках географии.docx
Самостоятельная работа на уроках географии Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному  приобретению знаний обязательно предполагают включение студентов  в самостоятельную  работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию  сущности понятий – раскрытию причинно­следственных связей, а также пониманию  логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое  усвоение основ наук. Задачи, поставленные перед  образованием СПО, вызывают необходимость  повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается, во­ первых, в изменении их содержания (преобладании вопросов и заданий на усвоение  понятий, выявление закономерностей, причинно­следственных связей, систематизацию  знаний), во­вторых, в изменении способов выполнения заданий (приемов умственной  деятельности), в­третьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся  при выполнении работ. Самостоятельные работы классифицируются с разных точек зрения. 1. По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению  творческой активности: а) рассчитанные на воспроизведение готовых знаний; б) на  применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации; в) на применение знаний и  умений в новых ситуациях, требующее сложной мыслительной деятельности [2], [4]; 2. По дидактическим целям: а) воспроизведение опорных знаний и умений; б) закрепление  изученного учебного материала; в) приобретение новых знаний и умений; г) повторения и  обобщения знаний и умений [5]. 3. По источникам знаний: а) с картами; б) с учебником; в) раздаточными пособиями  (образцами полезных ископаемых, гербарием и др.) г) цифровым материалом; д)  дополнительной литературой [3]. 4. По отдельным разделам и темам [1], [5]. Особенно разнообразны задания по картам атласа: характеристика карты, чтение  тематических карт, составление географических характеристик отдельных территорий,  определение причинно­следственных связей, закономерностей. Выполнение различных  заданий по картам является хорошей основой для формирования приемов умственной  деятельности, так как оно требует анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию  самостоятельных работ. Выполнение учащимися  различных видов самостоятельных и практических работ  определяется в зависимости от особенностей группы , степени обученности и обучаемости  конкретных студентов, их интереса к изучению географии. При проведении  самостоятельных работ  необходимо, чтобы задания соответствовали основным  требованиям и отражали ведущие понятия, причинно­следственные связи, охватывали все  компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными  источниками знаний, способствовали развитию познавательных способностей,  самостоятельности, творческого мышления, отражали этапы формирования знаний и  умений. Так как  на 1 курсе студенты приходят из разных школ  и имеют навыки  самостоятельной работы совершенно разные , то следует начать с простейших заданий.  Приведу примеры различных видов самостоятельных работ, используемых на уроках  географии  на 1 курсе. 1. Используются задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, на проведение  сравнений по отличию и сходству, на формирование приемов обобщений с последующими  выводами. Например, по теме «Политическая карта»  проводится работа по изучению  номенклатуры карты и географического положения стран. К таким видам работ учащиеся  относятся с большим интересом, закрепляют теоретические знания практическими  навыками.  2.Работы  носят творческий характер и ориентированы на внимательное чтение текста  учебника, на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению  нестандартных учебных ситуаций. Например: творческая работа по теме « Зарубежная  Европа». Задание: Используя имеющиеся у вас знания о  материке Евразии, сделайте  схематический рисунок, географическое положение Европы  и нарисуйте ее в тетради. Также с увлечением учащиеся составляют кроссворды по всем странам и регионам  мира, обучаясь правильно и лаконично формулировать вопросы, отражать в них суть курса  «Экономической и социальной географии мира». 3.Наряду с различными видами и формами самостоятельных работ  применяются задания  тестового характера и конструктивные задания, способствующие развитию логики  мышления, формированию приемов умственной деятельности. 4.Главной особенностью самостоятельных работ  географии  является опора на умение  работать со статистическим материалом, цифровыми данными и различными таблицами. Эти умения  студенты получают  ещё в школе. Учащиеся составляют графики, цифровые  диаграммы, описывают по статистическим данным регионы мира. Например: по теме  «Изучение особенностей структуры хозяйства мира». Задание: Используя сведения,  содержащиеся в таблице, постройте столбчатые диаграммы структуры хозяйства  перечисленных в ней стран. Сделайте общий вывод о характере структуры хозяйства  России.   Страна Россия США Япония 29,3 21,9 30 Великобритания 23 ФРГ Франция   31,1 22,7 Доля в экономике, % промышленности сельского  хозяйства строительства сферы услуг 7,1 1,7 2,1 1,6 1,2 2,3 9,7 5,9 10,3 4,7 5,4 4,1 53,9 70,5 57,6 70,7 62,3 70,9 Данная работа знакомит учащихся с важнейшими пропорциями структуры экономики   стран, выявляет особенности  хозяйства развитых стран. Формирует навыки выполнения  простейших графических работ на основе первичных статистических данных. 5. Задания, которые  отличаются логической сложностью, с использованием  дополнительной литературы при их выполнении, требующих глубокого анализа, синтеза и  обобщения. Например: по теме «Глобальные проблемы человечества». Задание 1: Объясните, почему продовольственная проблема приобрела наибольшую  остроту в развивающихся странах. Докажите, что нехватка продовольствия в современном  мире объяснятся, прежде всего, не природными, а социально­экономическими причинами.  Определите отрасли мирового хозяйства, принимающие участие в решении  продовольственной проблемы. Выполнение данных заданий требует от учащихся навыков работы с картами атласа, умения сравнивать и выявлять сходство и различие территорий мирового пространства,  выявлять причинно­следственные связи и знаний по всем курсам географии.  На 1  курсе  целесообразным является применение тестовых заданий в различной  форме, что способствует более прочному усвоению многочисленной информации и  осознанному ее восприятию. В качестве тестового задания удобно использовать  графический материал. Очень удобно использовать в качестве графических тест­вопросов  фрагменты контурных карт. При использовании графического материала в качестве  тестового задания необходимо учитывать, что материал должен содержать элементы,  обеспечивающие возможность решения задачи. Итак, самостоятельные работы на уроках географии способствуют успешному  формированию знаний, научного мировоззрения, развитию познавательных особенностей и  воспитанию учащихся. По форме и содержанию задания весьма разнообразны, что  позволяет с их помощью повышать интерес учащихся к предмету и влиять на  совершенствование процесса обучения. В зависимости от особенностей познавательных возможностей учащихся можно  выбирать задания наиболее целесообразные и рекомендовать отдельным учащимся разные  их виды.   Использованная литература: 1. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. – М.:  Наука, 2001. 2. Душина И.В. География материков и океанов. Практикум. – М.: Дрофа, 2003. 3. Перлов Л.Е. Изучайте географию по­новому. – М., 2005. 4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. – М.: Дрофа,  1998. 5. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. Практикум. –  М.: Дрофа, 2008.

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС

Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017