Работа со словарными словами на уроках русского языка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках русского языка в начальной школе очень важна словарная работа, т.к. чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, для этого ему необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова, усвоенные ими ранее. В своей практике я в начале каждого урока использую словарные диктанты, которые занимают 2 – 3 минуты, но они позволяют держать в памяти обучающихся трудные слова; проверять, как обучающиеся усвоили их и работать индивидуально над допущенными ошибками. На уроках стараюсь использовать разнообразные приёмы, методы и способы, которые позволят обучающимся запоминать и грамотно писать словарные слова.
Иконка файла материала 1.docx
1. Вставить пропущенные орфограммы и записать слова в алфавитном порядке: П…нал, р…кета, п…суда, т…пор, ур…жай.    2.  Игра   «Угадай   слово».   Учитель   показывает   карточку,   на   которой   напечатан первый   слог       слова.   Обучающиеся   должны   вспомнить   и   записать   словарные   слова, начинающиеся на этот слог. ­Ка­ (Капуста, карандаш) ­Мо­ (Молоко, мороз, молоток) ­Го­ (Горизонт, горох, город) 3. Игра «Собери слово» На доске напечатаны слоги. Прочитать слоги, из слогов каждой строки составить и записать словарные слова:         та – па – ло (Лопата) даш – ран – ка (Карандаш) ти – кар – на (Картина) 4.  Выписать   из   словаря   слова   на   тему   «Овощи»   (Горох,   капуста,   картофель, морковь,   огурец,   помидор),   «Животные»   (Заяц,   медведь,   корова),   «Птицы»   (Воробей, сорока, ворона, петух) и др. 5. При изучении словарных слов использую загадки. «Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот рад наклониться. А имя дала мне родная землица» (Земляника)  «Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи» (Малина)                                                     «На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный» (Огурец) «Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют К осени краснеют» (Помидоры) 6. Заменить предложение одним словарным словом: А) Комната для занятий в школе. (Класс) Б) Асфальтированная скоростная дорога.  (Шоссе) В) Название государства, в котором мы живём.  (Россия) Г) Название языка, на котором мы говорим.  (Русский) Д) Человек, совершающий поездку в каком – либо виде транспорта. (Пассажир)Е) Дорога, с высаженными по обеим её сторонам деревьями.  (Аллея) 7. Найти в каждой строке «лишнее» слово: А) Трамвай, самолёт, урожай, трактор. Б) Картофель, морковь, капуста, солома, огурец. 8. Картинный диктант. Дан предмет. Обучающиеся называют этот предмет, записывают слово, называют     орфограмму, которую необходимо запомнить, подчёркивают её, ставят знак ударения. 9. Составление кроссвордов к словарным словам. Для выполнения этого вида работы требуется много времени. Поэтому его можно использовать в качестве домашней работы, во внеклассной работе. 10. Составление предложений со словарным словом. Обучающиеся устно составляют предложение с заданным словарным словом. Все предложения   выслушиваются,   а   лучшее   предложение   (по   мнению   обучающихся) записывается в тетрадь под диктовку с комментированием орфограмм. Учитель   должен   помнить,   что   систематическая   работа   на   уроках   вызывает   у обучающихся   интерес   к   словарной   работе,   помогает   обогащать   словарный   запас, вырабатывает   орфографическую   грамотность,   развивает   речь,   внимание,   формирует уважение и любовь к русскому языку в целом.

Посмотрите также