Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
3 кл
08.03.2019
Особенности работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Основной контингент детей, попадающих на школьный логопункт – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с ОНР.
Дети с ОНР относятся к детям группы риска в овладении письменной речью. Исследования речевых нарушений младших школьников с ОНР, которые были проведены Т.А. Фотековой и Т.В.Ахутиной, показали, что даже к 3 классу чтение, письмо и даже связная речь у данной категории детей значительно отстает от нормы. Это говорит о том, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. В связи с этим, как нам кажется, нужна целенаправленная работа по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов в условиях школьного логопункта. У детей с недоразвитием речи часто нарушена в той или иной степени слоговая структура слова. Ряд авторов (И.А.Сикорский, А.Н. Гвоздев, Н.Х.Швачкие) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи – особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков.
конспект.docx
Особенности работы учителялогопеда над
слоговой структурой слова
Основной контингент детей, попадающих на школьный логопункт – это
дети с фонетикофонематическим недоразвитием речи и дети с ОНР.
Дети с ОНР относятся к детям группы риска в овладении письменной
речью. Исследования речевых нарушений младших школьников с ОНР,
которые были проведены Т.А. Фотековой и Т.В.Ахутиной, показали, что даже
к 3 классу чтение, письмо и даже связная речь у данной категории детей
значительно отстает от нормы. Это говорит о том, что не устраненные
своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на
письме и разрушаются с трудом. В связи с этим, как нам кажется, нужна
целенаправленная работа по профилактике и коррекции речевых нарушений у
учащихся 1х классов в условиях школьного логопункта. У детей с
недоразвитием речи часто нарушена в той или иной степени слоговая
структура слова. Ряд авторов (И.А.Сикорский, А.Н. Гвоздев, Н.Х.Швачкие)
указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи –
особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением
отдельных звуков.
Маркова А.К. выделила 13 классов слов с различными типами слогов.
1 класс – двуложные слова из 2х открытых слогов: уха, Лужа, вата;
2 класс – трехсложные слова из 3х открытых слогов: лопата, канава,
малина;
3 класс – односложные слова: дом, лак, кот, лук;
4 класс 0 двусложные слова с одним закрытым слогом: петух, батон, ли
мон;
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова и с
открытым слогом: лента, банка, палка, кошка;
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:
зонтик, компот, фонтан;
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: телефон, барабан,
колодец, теремок;
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: бантики, конфе
та;
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и с закрытым
слогом: работник, каменщик, часовщик, календарь;
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: лампоч
ка, солнышко, зернышко;
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или в
конце слова: хлеб, крот, волк, танк;
1 12 класс – двусложные слова с открытым слогом и двумя стечениями
согласных: клетка, кромка, клякса, трубка;
13 класс – 4х сложные слова с открытыми слогами: черепаха, паро
ходы, самолеты, буратино;
Специально для алаликов А.К.Маркова выделяет ) класс – двусложные
слова с однородными согласными: баба, мама, папа;
Также Маркова выделяет 3 модели слоговой структуры слова, которые
включают в себя слова с различными типами слогов.
1) слова, которые состоят из открытых слогов (0,1,2,13 классы);
2) слова, включающие стечение согласных в начале и середине слова +
открытый слог (5,8,10,12 классы);
3) слова, включающие стечение согласных и закрытый слог (3,4,6,7,9,11
классы).
В логопедии несколько типов нарушения слоговой структуры слова:
* усечение (элизм), когда усекается слогообразующая гласная или один
или несколько слогов (телевизортелевизор);
* застревание
на произнесении какогото одного слога (несудорожное
повторение) – (персеверация) (вававарабей);
* уподобление
предвосхищение);
одного слога другому: ягоды ядоды, (антиципации –
* добавление лишней слогообразующей гласной при стечении согласных:
тырава.. (итерация);
* перестановка
слогов (мотолок молоток) (здесь страдает слуховая
память на линейный ряд);
* слияние 2х слов в одно или частей двух сов в одно слово: бабаня (баба
Аня), (контаминация).
Таким образом, мы видим, что нарушение слоговой структуры слова –
очень стойкий дефект и коррекция его ведется на всем протяжении
логопедической работы.
Отсюда задача логопеда:
вопервых, научить детей четко воспринимать слово и воспроизводить его
в соответствии с точным количественным слоговым составом и
вовторых, научить правильному слитному произношению слова в полном
объеме его слогозвукового состава с четким выделением ударного слога.
В практической работе по развитию способности правильно произносить
слова наблюдается определенная этапность.
На 1 этапе накапливаются представления о количественном слоговом
составе слова, на 2 этапе – отрабатываются навыки практического овладения
слого ритмической мелодией слова.
Рекомендуемые упражнения.
1) Прочитать слоги. Назвать гласный звук. (Ат, от, ум, ым).
2) Прочитать слоги. Сказать, чем они похоже? (ло, то, бо), (ли, ти, ми).
2 3) Прослушать слоги. Записать гласные звуки (ты, ла, мо, ну, си).
4) Прослушать слова. Записать гласные буквы (ваза, сова, мыло).
5) Запиши только первый звук (лак, мак, ухо, Оля, мир…)
6) Разложи картинки в 3 столбика:
1ый столбик – слова в один слог
2ый столбик – в 2 слога
2ий столбик – в 3 слога.
7) К заданному слогу добавить другие, чтобы получились слова; запиши
их.
ня ва
Со ва Сло ги
лить ны
8) Измени слово так, чтобы получилось 2 слога, 3 слога.
Например: домдома, домик, домики.
садсады, садики.
9) Отхлопай количество слогов в слове.
10) Прочитай слова. Раздели их на слоги. Выдели гласный звук.
11) Прослушай слова, Выдели в них гласные звуки. Напиши гласные в
тетради по схеме: сова –о, а о а
12) Определить количество слогов в названных словах, поднять
соответствующую цифру ех. Малина, леса, мак (3,2,1).
13) Прослушайте слова, выделите голосом последний звук, запишите его
в тетрадях.
14) Выделите первый слог из названий картинок и запишите его.
15) Объедините слоги в слова, прочитайте полученное слово, запишите
его в тетрадь луна, лужа, жаба, ухо;
16) Определите пропущенный слог в слове с помощью картинки.
Запишите полученное слово –буз, гу, ли, нал, мана.
17) Спишите слова, разделяя их на слоги машина, шапка, парта, пенал.
18) Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы.
19) Прочитайте разрозненные слоги, составьте слова (можно по
тематическим группам: «Животные», «Растения», «Мебель», «Школа»).
20) Выделите из предложения слова, состоящие из определенного
количества слогов.
21) Из букв данного слова придумай другие ех крапива (ива, кары, парк,
пар, рак, Ира).
22) Упражнение «Подскажи конец словечка» (перед учеником 23
карточки со слогами. Например, ва, га, да. Логопед произносит слово, не
договаривая последний слог. Учащийся должен найти и прочитать конец
слога.
ех. клюк ва, корова
бума га, берло га
3 пого да, приро да
23) «Подскажи начало слова» (перед детьми карточки со слогами).
Логопед записывает на доске конец слова – очки. Учащиеся должны
прочитать получившиеся слова.
24) Замени цифры совами: 1,2,3
(р один ка) р? ка
( с три жка) с ? жка
( вы три) вы?
(по два л) по ? л
(три буна) ? буна
(три жды) ? жды
( смор один
25) Догадайся сколько слов здесь написано? (насосна, шинаши, навесна,
а) смор? а
купилку, банкабан).
26) Работа со слоговыми таблицами (по Т.Г.Визель).
Таким образом, работа по формированию слогового анализа занимает в
логопедической практике особое место. Слоговой анализ необходим для
чтения, т.к. единицей чтения является слог, а чтению ребенок обучается
раньше, чем письму.
А после того, как дети приходят к выводу о том, что слово составляется
из частей ( т.е. слогов) , и слово легко делится на части (слоги), т.е. они
научились различению и воспроизведению слогового контура слова, их
внимание привлекается к долготе его звучания и к установлению прямой
зависимости долготы звучания от количества слогов в слове. Упражнения на
сравнение слов по длине под мяч и на графических схемах обостряют
внимание детей к живому слову. Они на слух начинают правильно выделять
слово заданной долготы, даже если между словами разница в один слог и
слова произносятся слитно: ех. караванюла, ручкакатушка, уткакурица.
На занятиях с помощью детей составляется таблица – «лесенка», на
которой схема для односложных слов помещается вверху. Ниже столбиком
располагаются другие схемы с постепенным увеличением на один слог.
ех: Таблица – «лесенка» графических схем слогового состава слов:
____ дым
_____/____вата
_____/____/_____барабан
_____/____/_____/______черепаха
Учащиеся зрительно воспринимают разницу в графических контурах
схем, активно участвуют в подборе слов к схемам, сравнивают
количественный слоговой состав по схемам, и это помогает им осознанно
участвовать в обобщениях: «Слова бывают длинные и короткие», «В слове
бывает 1,2,3,4 и более слогов», «Чем больше слогов, тем длиннее слово».
4 Освоение произношения и анализа слов разной слоговой структуры –
процесс длительный. Успешным он становится тогда, когда каждый ребенок
овладеет способом самостоятельного обследования слогоритмической
структуры слова.
Список использованной литературы:
Волкова «Логопедия». М., 1989 г.
Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки
четкой речи». 2005 г.
И.Л.Калинина «Учим детей читать писать». М., 1998 г.
О.В.Елецкая. Н.Ю.Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с
нарушением письменной речи» СП.2005 г.
Т.И. Дмитриева «Речевая мозаика». 1995 г.
«Игры в логопедической работе с детьми» Под редакцией
В.И.Селиверстова. М., 1981 г.
Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская "Исправление недостатков произношения у
школьников". М.,1969
М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М.,1989
5
Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.