РАБОТОДАТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, СТУДЕНТ – НАДЕЖНЫЙ СОЮЗ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена – это:
· возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ;
· объективно оценить материально-техническую базу;
· оценить уровень квалификации преподавательского состава;
· возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.
Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального образования. Чаще всего выпускные квалификационные работы носят характер, который не позволяет оценить профессиональные компетенции в полном объеме.
В декабре на базе нашего колледжа проводился чемпионат WorldSkills
В рамках этого чемпионата проводился круглый стол по теме «Будущее рынка труда: новые возможности» с участием представителей ПАО «ММК», ОАО «ММК-МЕТИЗ», УМК и центра занятости. Обсуждались требования, предъявляемые к будущему специалисту. Кроме знаний, умений, практического опыта, указанных в проф. стандарте, работодатель просто требует, чтобы выпускник обязательно имел профессию «Стропальщик», «Слесарь – ремонтник» - эти компетенции разработаны и ведется подготовка.
С учетом высказанных пожеланий в нашем колледже корректируются уже разработанные программы по подготовке специалистов для базовых предприятий и разрабатываются новые за счет введения новых компетенций.
По профессии «Стропальщик» уже сделан первый выпуск по программам разработанным с учетом требований ОАО ММК - МЕТИЗ. В состав экзаменационной комиссии были включены представители ОАО «ММК – МЕТИЗ». Экзаменационные задания были разработаны нашими преподавателями, затем отправлены на рассмотрение работодателя, и только, после согласования и утверждения, по ним началась подготовка выпускников.
ОАО «ММК-МЕТИЗ» проявляет большую заинтересованность к подготовке квалифицированных кадров. Два раза в месяц представители отдела кадров и центра обучения посещают наши теоретические занятия, преподаватели колледжа посещают занятия практического обучения на производстве.
В настоящее время мы не проводили еще ДЭ. Но подготовка к этому идет. Первое с чего мы начали это подготовка демонстрационного экзамена по компетенции «Стропальные работы». Сейчас группой специалистов, в которую входят преподаватели, мастера производственного обучения и работодатели создается документ «Техническое описание»
В описании профессиональных компетенций сказано, что профессиональный стропальщик должен уметь:
- подбирать стропы в соответствии с техническими характеристиками и особенностями поднимаемых тяжестей;
- придавать грузам подходящее положения.
- обеспечивать надежное крепление массивных изделий;
- контролировать и корректировать действия крановщика напрямую или по рации.
- подготавливать площади для расположения перемещенных грузов.
- подбирать лучший вариант размещения изделий;
- знать технику безопасности на конкретном объекте, отслеживать соблюдения этих рекомендаций, информировать работников бригады;
- осваивать правила эксплуатации нового оборудования для перемещения тяжестей;
- обращаться со средствами для тушения пожаров;
- владеть навыками оказания первой медицинской помощи, понимание последовательности действий в чрезвычайных ситуациях.
- Работа ведется в соответствии со следующими нормативными актами:
Ведется разработка критериев оценивания. Пока у нас это выглядит так……
Таблица 1 – Разделы и критерии оценивания компетенции «Стропальные работы»
Раздел |
Критерий |
A |
Соблюдение безопасности |
B |
Подбор строп с учетом конкретного производства |
C |
Соблюдение правил строповки |
D |
Обмен знаковой и звуковой сигнализацией |
E |
Строповка груза, не имеющего схем строповки |
F |
Расчет массы нестандартного груза |
G |
Браковка строп |
К каждому критерию мы определяем требования. Например раздел В «Подбор строп с учетом конкретного производства» будет включать в себя следующее:
· проверять наличие маркировочной бирки;
· зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки;
· зацеплять захватные приспособления стропа за проушины груза. Если груз не имеет штатных проушин, то ввинчиванием или электросваркой к грузу можно присоединить съемные скобы для строповки;
· применять вспомогательных цепных элементов – обвязки, за которую цепляют грузозахватные элементы стропа;
· крюк должен свободно заходить в зев петли;
· при строповке груза многоветвевым стропом, ветви стропов должны иметь одинаковое натяжение, и угол между ними не более 900;
· накладыватья строп без узлов и перекруток;
· закреплять неиспользованные концы многоветвевого стропа так, что бы они не задевали встречающиеся на пути предметы при перемещении груза;
· снимать стропы с груза или крюка можно только после того, как груз прочно установлен, а при необходимости и закреплен;
· перемещать грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
Над системой оценивания мы работаем. Мы предполагаем, что за выполнение каждого задания участник может получить максимальное количество баллов – 10. За каждое несоблюдение требований будет снимать от 0,1 до 0,5 балла.
По итогам VI семестра проводится квалификационный экзамен по ПМ.06, в заданиях которого будет проверятся данная компетенция. Это будет впервые. От того как это пройдет, будет зависть оставить в таком варианте или актуализировать с учетом замечаний работодателя.
И в перспективе по желанию ОАО ММК-МЕТИЗ будем разрабатывать компетенции «Наладка холодновысадочных агрегатов», «Волочение проволоки» и «Производство канатов».
Для реализации этих целей представляется целесообразным участие социальных партнеров в:
1) определении квалификационных требований;
2) разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций;
3) организации производственного обучения и стажировок, профориентационной работе.
Практико-ориентированное образование требует материально - технической базы, которая должна соответствовать современному уровню, например, высокопроизводительное оборудование в металлургической области, которое нецелесообразно приобретать образовательному учреждению. Для подготовки специалистов высокого качества необходимо на деле, а не на словах, продемонстрировать студентам современное оборудование и технологические процессы, которые на них осуществляются. Все это предусматривается руководством колледжа при выборе партнеров. Предмет договора, а также содержание и формы с социальными партнерами могут быть различными. Обязательным предметом договора является организация и прохождение различных видов практик по специальностям с обязательным обеспечением условий безопасности на каждом рабочем месте.
Производственная практика после изучения ПМ в шестом семестре проводится уже на предприятии работодателя и преследует следующие цели:
показать необходимость приобретаемых в колледже знаний для последующей производственной деятельности;
применить и закрепить полученные знания, умения и навыки на практике;
на примере данного предприятия пополнить знания, умения и навыки в различных областях, относящихся к профессиональной подготовке;
изучить новейшие вопросы технологии, организации и управления производством;
ознакомиться с новейшим оборудованием, контрольно- измерительными приборами и инструментами;
обобщить опыт организации рационализаторской и изобретательской работы, достижения новаторов производства;
включить студентов в производительный труд современного передового предприятия;
предоставить возможность студентам проявить себя в решении прикладных технических задач;
ввести студентов в производственный коллектив, поставив их в условия штатных работников производства;
убедить студентов в необходимости дальнейшего пополнения знаний, умений и навыков путем изучения дисциплин учебного плана колледжа, участия в рационализаторской работе, в формировании организаторской деятельности.
Нами разработаны тестовые задания для оценивания поступающих на работу на ПАО «ММК» как наших выпускников, так и сторонних потенциальных работников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.