«Радуга в небе»
Цель – систематизировать знания детей о природном явлении – радуга.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» - познакомить детей с свойством света превращаться в радужный спектр; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - расширить представления детей о смешивании цветов, составляющих белый цвет; вызвать интерес к изображению радуги.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать развитию социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, формированию основ безопасного поведения.
Образовательная область «Речевое развитие» - способствовать развитию логического мышления; упражнять детей в образовании сложноподчиненных предложений.
Образовательная область «Физическое развитие» - вызывать желание детей укреплять дыхательные мышцы.
Средства обучения: стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластиковые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.
Предварительная работа: беседы о радуге как природном явлении; чтение стихов «Радуга» Н. Байрамов; «Радуга» В. Барданов; «Радуга» Е. Благинина; «Радуга» С. Маршак; загадывание загадок, просмотр иллюстраций, открыток, марок с изображением радуги.
Ход НОД
Организационный момент. (Воспитатель читает стихотворение)
Радость – если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
Мотивационный момент.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами поразмышляем, что такое радость? Когда вы радуетесь? (Ответы детей).
Воспитатель. А я радуюсь, когда светит солнце. В давние – давние времена в далеком Египте люди солнце называли именем Ра. Поэтому слова «радость» и «солнце» похожи по своему значению.
- Ребята, скажите, какие еще слова похожи по звучанию со словом «радость»? (Радуга).
Воспитатель читает стихотворение «Радуга» Н. Байрамов.
- Радуга, скажи,
Какая сила
Все твои цвета
Соединила?
- Это дружба,-
-Радуга в ответ.-
Дружат краски в радуге,
Ребята.
Крепкой дружбой
Радуга богата,
Ясный излучающая свет.
Воспитатель. Ребята, кто из вас видел настоящую радугу? (Ответы детей)
Воспитатель. Знаете ли вы, от чего в небе бывает радуга?
- В какое время года мы чаще всего ее видим? (Летом).
- При какой погоде? (Радуга появляется при солнечной погоде). Правильно. Обычно радуга появляется, когда во время дождя светит солнце. В воздухе много водяных капелек. Какие они по цвету? (Белые).
- Какие они по форме? На какую фигуру похожи? (Ответы детей).
(Воспитатель показывает стеклянную призму.)
Рассказ воспитателя. Давно жил ученый Исаак Ньютон, который пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов».
-Вы можете назвать эти цвета? (Нет).
(Воспитатель показывает картинку «Радуга»).
Опытно – экспериментальная работа.
Воспитатель. Хотите попробовать разложить солнечный луч? (Да). (Опыт удается, если солнце стоит невысоко). Возьмите небольшие миски, налейте воды чуть больше половины миски. Поставьте зеркало в воду под наклоном. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. (Дети выполняют опыт.)
Воспитатель. Вода исполняет роль призмы, которая раскладывает свет на семь цветов. У меня есть одна подсказка, которая поможет запомнить названия всех цветов радуги. Послушайте: «Каждый Охотник. Желает. Знать, Где. Сидит Фазан». Каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге. Эти цвета идут в одном порядке.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель. Любите ли вы играть с мыльными пузырями? (Да)
- Изготовьте их самостоятельно по схеме – алгоритму.
Дети самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. Дети играют с пузырями.
Воспитатель. Какого цвета пузыри? (Разноцветные)
- Почему они не белые? Ведь мыло – то белое? (На солнце пузыри не белые, а переливаются цветами радуги).
- Какой формы пузырь. (Пузырь летая, меняет форму, вытягивается).
Рефлексия. Предлагаю пойти к малышам, поиграть с ними и подарить им мыльные пузыри.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.