Раннее изучение иностранного языка
Оценка 5

Раннее изучение иностранного языка

Оценка 5
Научные работы
doc
Междисциплинарный 3
Детсад
11.02.2017
Раннее изучение иностранного языка
Данный материал представляет собой научную статью об изучении особенностей раннего изучения иностранного языка детьми в возрасте 4-6 лет. В ней представлены результаты изучения данного явления, методические рекомендации о рациональном и грамотном педагогическом воздействии на детей, а также представлено объяснение феномена детей-билингвов.
раннее изучение языка.doc
Готовность учащихся к раннему изучению иностранного языка, ее структура и содержание.       Согласно   трудам   отечественных   психологов   и   педагогов,   таких   как Л.С.Выготский [3], Л.И.Божович [2], А.В.Запорожец [6], Д.Б.Эльконин [10], успешное обучение в школе напрямую зависит от уровня подготовленности ребёнка   к   обучению.  Учебная   деятельность   требует   определенного   запаса знаний   об   окружающем   мире,   сформированности   элементарных   понятий. Ребенок   должен   владеть   мыслительными   операциями,   уметь   обобщать   и дифференцировать   предметы   и   явления   окружающего   мира,   уметь планировать   свою   деятельность   и   осуществлять   самоконтроль.   Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.  Однако,   для   того,   чтобы   умело   использовать   имеющиеся   резервы   у ребенка,   необходимо   предварительно   решить   2   важные   задачи.  Первая состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и   дома,   научить   их   учиться,   не   тратя   лишних   физических   усилий,   быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена   таким   образом,   чтобы   вызывать   и   поддерживать   постоянный интерес у учащихся. Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленные  к новой для них социально­ психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для них слишком легким,   неинтересным   делом,   чрезвычайно   трудным   [8].   Возникает необходимость   психологического   выравнивания   детей   с   точки   зрения   их готовности   к   обучению   за   счет   подтягивания   отстающих   к   хорошо успевающим. Анализ   философской   и   психолого­педагогической   литературы показывает,   что   в   научной   литературе   существует   большое   количество определений   понятия   «готовность».   Исследуемое   понятие   характеризуется как сложное образование, включающее в себя когнитивный (содержательный),   эмоционально­волевой   компонент; мотивационный,   как   наличие определенных способностей; как личностное образование;  Неоднозначность   толкования   термина   «готовность»   к   деятельности обусловлена   наличием   разных   подходов   к   данной   проблеме:   системный подход   (образовательная   система   рассматривается   как   открытая   сложная система,   существующая   в   непрерывно   изменяющейся   внешней   среде); функциональный   подход   (готовность   связана   с   психическими   функциями, которые необходимо формировать с целью достижения высоких результатов деятельности);   личностный   подход   (готовность   определяется   личностными предпосылками   к   успешной   деятельности).   Изучая   проблему   готовности, следует учитывать, что системный, функциональный и личностный подходы взаимосвязаны. “Готовность к школе” – понятие комплексное, многогранное, затрагивающее все сферы жизни ребенка, которое следует рассматривать в двух аспектах – психологическом   и   педагогическом.   В   связи   с   тем,   что  психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная   самооценка,   могут   нарушиться   взаимоотношения   с   родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности. Психологическая готовность может проявляться в разных возрастах. Дети имеют   разный   темп   психического   развития.   Одни   опережают   в   развитии психики   основную   массу   сверстников,   а   другие   отстают   от   большинства. Поэтому в результате диагностики психологической готовности какая­то часть дошкольников, уже в возрасте 6 лет, оказываются вполне готовы к обучению в подготовительном   классе.   Оставшаяся   часть   детей   лишь   к   7   годам обнаруживает   черты   психологической   готовности   к   систематическому усвоению школьных знаний и умений. Встречаются и такие дети, которые будут обнаруживать  свойства  психики дошкольника и после 7 лет, и даже  в ходе обучения   в   школе[7].  высокие   показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность обучения ребенка   к   школе,   однако   не   гарантируют,   что   в   дальнейшем   у   ребенка   не возникнет проблем.    Следует   сказать,   что Из   вышесказанного   следует   сделать   вывод,   что  под   психологической готовностью к школьному обучению понимается «необходимый и достаточный уровень   психического   развития   ребенка   для   освоения   школьной   учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»[3].  Разные   требования,   предъявляемые   обучением   к   психике   ребенка, определяют структуру психологической готовности, основными ее аспектами являются умственная и личностная готовность. Умственная   (или   интеллектуальная)   готовность  предполагает достаточную   зрелость   познавательных   процессов   (восприятия,   памяти, мышления, воображения, речи), владение знаниями, умениями и навыками по программе   обучения   и   воспитания,   сформированность   общих интеллектуальных умений[4].  Личностная   готовность  предполагает   зрелость   мотивов   учебной деятельности,   развитое   познавательное   отношение   к   внешнему   миру, определенный   уровень   самосознания,   коммуникативную   зрелость   как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального   о   волевого   развития   психики   ребенка.   В   ней   выделяются нравственная  и волевая готовность. Волевая   готовность  к   школе   позволит   ребенку   включиться   в   общую деятельность,   принять   систему   школьных   требований,   выполнять   новые   для него правила. Мотивационная   готовность    к   школе   –   это   желание   ходить   в   школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру   взрослых,   стремление   быть   похожим   на   них,   интерес   к   новым   видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты   мотивации   учения,   порождающие   в   детях   стремление   заниматься учебным трудом. Педагогическая   готовность  –   это   запас   знаний,   умений   и   навыков, имеющийся   у   ребенка   к   моменту   поступления   в   школу.   Под   этим,   как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать.  О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по   себе   знания   и   навыки,   а   уровень   развития   познавательных   интересов   и познавательной   деятельности   ребенка.  Общего  положительного   отношения   к школе   и   к   учению   недостаточно   для   того,   чтобы   обеспечить   устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.      Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко   суммируя   преимущества   систематического   обучения   детей иностранному   языку   в   младшем   школьном   возрасте,   можно   отметить,   что изучение   иностранного   языка   в   данном   возрасте   полезно   всем   детям, независимо   от   их   стартовых   способностей,   поскольку   оно   оказывает:       • положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, воображения;       •   стимулирующее   влияние   на   общие   речевые   способности   ребенка;       •   большой   практический   эффект   в   плане   повышения   качества   владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной   школе,   а   также   открывает   возможности   для   обучения   второму (третьему)   иностранным   языкам,   необходимость   владения   которыми становится очевидной;      • неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в   мышления, внимания, более   восприятия,       все общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности   позволяет   детям   лучше   осознать   явления   собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.  Многие исследователи данной проблемы отмечают, что в слуховом и фонематическом,  психологическом   и  биологическом  аспектах   у  маленьких детей имеется все, что требуется для овладения двумя и даже тремя языками, если обеспечен естественный контакт с носителями того или иного языка. Как это происходит ­ остается до конца не разрешенной загадкой. В этой связи представляют интерес дети ­ билингвы с рождения, когда мать и отец владеют в качестве родного разными языками, что встречается все чаще в настоящее время с возрастанием числа смешенных браков. Такие дети в полной мере имеют благоприятные условия, требуемые для овладения двумя языками в одно и то же время. С рождения каждый из родителей общается с ребенком на своем языке, соблюдается принцип: один человек ­ один язык. Речь всегда включается   в   определенную   и   постоянную   ситуацию,   что   благоприятно действует на изучение параллельно двух языков[3].  Известно,   что   процесс   становления   всех   сторон   речи   ребенка   в естественном   развитии   завершается   к   пяти   годам.   И   это   процесс   не количественных,   а   качественных   изменений,   в   результате   которых усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. К 5­6 годам дети впервые научаются производить сознательные операции с родным языком, то есть овладевают умениями "лингвистического анализа", и, таким образом, готовы к сознательному изучению иноязычного материала. "Усвоение   иностранного   языка,   ­   отмечает   Л.С.   Выготский,   ­   идет путем, противоположным тому, которым идет развитие родного… Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный ­ начиная с осознания   и   намеренности.   Поэтому   можно   сказать,   что   развитие   родного языка идет снизу вверх. В то время как развитие иностранного идет сверху вниз"[3].   Психологические   характеристики,   определяющие   родной   и иностранный   язык,   оказываются   различными,   что   делает   невозможным повторение   пути   усвоение   родного   языка   никаким   другим,   иностранным языком.  Являясь   важным   фактором,   готовность   отнюдь   не   означает   решение всех проблем. Это лишь первый шаг, предполагающий успешность овладения языком.   Потребуется   огромное   искусство   со   стороны   педагога,   а   также помощь   со   стороны   воспитателей   и   родителей,   чтобы   вызвать   у   ребенка осознанное   желание   изучать   иностранный   язык.   Вместе   с   тем   возможно   в дошкольном возрасте найти и организовать такую деятельность, в которой процесс   овладения   неродным   языком   будет   подчинен   удовлетворению личностных,   познавательных,   игровых   потребностей   ребенка,   которые   он может   удовлетворить   в   совместной   деятельности   со   взрослыми   и сверстниками. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра; она   имеет   самое   существенное   значение   для   формирования   основных психических   функций   и   процессов   ребенка.   Кроме   того,   в   игре   легко поставить задачи, в которых опосредованы мотивы. Список используемой литературы: 1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.  Божович. ­ М., 1968. ­ С.245.  2. Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. “Экспресс­диагностика  готовности к школе”; Москва. “Генезис” 1999.  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.  Выготский. Психологический очерк: Книга для учителя. ­ М., 1991, ­  345с. 4. Гуревич, К.М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К.М.Гуревич, Е. И.Горбачева. — М., 1992. – 115с. 5. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды; В 2­х т. Т.1 / А.В.  Запорожец. ­ М., 1986. – 458с. 6. Проблема готовности дошкольников к обучению инострвнному  языку/Петрова, Е. Р. //Детский сад от А до Я.­№3.­М., 2003.­С.53­56. 7. Эльконин, Д.Б. Избр. Психол. труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 219

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка

Раннее изучение иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017