Шибековой Екатерина Андреевны
Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции
В данной статье представлены частота раннего детского аутизма и его причины. Большое внимание уделяется основным методам коррекции РДА.
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) - нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.
В настоящий момент времени все причины раннего детского аутизма не выявлены, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Следуя тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные внешние и средовые факторы, влияющие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и впоследствии приводить к нарушению общего развития ребенка.
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу общих нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения.
Важнейшую роль в лечении раннего детского аутизма выделяется психолого-педагогической коррекции, психотерапии, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми с ранним детским аутизмом применяются арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. Обучая аутичных детей, педагогам следует нацеливаться на сильные стороны ребенка.
Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника.
На первых этапах формируется зрительно-моторный комплекс, отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения. Далее, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Формируются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем создается работа по участию в направленной деятельности и воспитанию навыков самообслуживания.
По моему мнению, у большинства детей, на начальном этапе работы по лечению аутизма запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2-3 возрастных порядка. У них отсутствует партнерство, не происходит соотнесение игры с истинным назначением игрушек, не возникает ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участвующих в игре.
Важнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, многократное повторение игры.
Только педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению в форме предметов, в пространстве. Дети с аутистическим синдромом с трудом переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не представляют последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизводить недавно усвоенные знания, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживается декодирование слов.
Этап от этапа должна решаться задача усложнения деятельности, должен увеличиваться предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предоставляться в наглядной форме, объяснения должны быть понятными, должно производится повторение по несколько раз, в одном и том же порядке, одними и теми же словами. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется осознание “Я”, способность к отграничению себя от других лиц.
И на последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнение работы, с каждым переходом от индивидуальных к групповым занятиям, еще в дальнейшем к сложным играм и упражнениям.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.