Раскрытие актуальных тезисов А.С. Макаренко
в условиях современного образования.
2. Самоуправление: Развитие самоуправления детей и молодежи в коллективе.
Развитие самоуправления детей и молодежи в коллективе - это важный аспект современной педагогики, который ставит целью активное участие и самостоятельность каждого участника коллектива в принятии решений и управлении общими делами. Эта концепция основана на убеждении, что каждый человек, вне зависимости от возраста, обладает потенциалом для саморазвития и самоорганизации.
Самоуправление в коллективе предполагает участие всех его членов в принятии решений, постановке и достижении общих целей. Вместо того чтобы просто подчиняться авторитету или диктату учителя, или руководителя, дети и молодежь активно вовлекаются в обсуждение вопросов, планирование и реализацию проектов, исследования, организацию мероприятий и т.д.
Ключевые аспекты самоуправления детей и молодежи в коллективе:
Самоуправление детей и молодежи в коллективе обладает множеством преимуществ и важных аргументов:
Развитие личности: Участие в самоуправлении позволяет детям и молодежи развивать свои индивидуальные качества, такие как лидерство, ответственность, самостоятельность и инициативность. Это помогает им стать уверенными и компетентными личностями.
Ситуация: В детском лагере проводится проект "Экологический день", в рамках которого дети должны организовать уборку территории лагеря и бережно относиться к природе.
Ситуативный пример:
Вожатый: "Дети, завтра у нас будет Экологический день. Ваша задача - поделиться идеями, как сделать территорию лагеря чище и ухоженнее."
Ребенок А: "Может быть, мы разделимся на группы и каждая группа будет убирать определенные участки лагеря?"
Ребенок Б: "Давайте проведем мини-соревнование: кто соберет больше мусора, получит награду!"
Ребенок В: "Мы можем сделать интересные таблички с призывами беречь природу и разместить их по всей территории лагеря."
В данной ситуации, дети принимают активное участие в организации Экологического дня и предлагают различные идеи для улучшения состояния территории лагеря. Каждый ребенок проявляет свою личность и вносит свой вклад в развитие проекта.
Ребенок А предлагает разделиться на группы для уборки, что способствует организации работы и распределению обязанностей между участниками. Это помогает развивать навыки командной работы и кооперации.
Ребенок Б предлагает провести мини-соревнование, что стимулирует детей к более активной и энергичной уборке. Такой подход способствует развитию соревновательных качеств и мотивации участников.
Ребенок В предлагает создать таблички с призывами бережно относиться к природе, что поможет привлечь внимание других детей и воспитать экологическое сознание. Такой подход способствует развитию креативности и умения влиять на других.
В результате такого самоуправления, дети не только учатся заботиться о природе и окружающей среде, но и развивают свои личностные качества, такие как ответственность, инициативность, творческое мышление и умение работать в коллективе. Эти навыки и опыт помогут им стать активными и ценными членами общества в будущем.
Гражданская активность: Самоуправление способствует формированию гражданской активности и участия. Дети и молодежь учатся принимать активное участие в жизни своего коллектива, общества и принимать ответственность за свой вклад в развитие общего блага.
Пример:
Ситуация: В школьном учебном заведении возникает проблема с чистотой и уборкой на территории, что отрицательно сказывается на учебной среде и комфорте учеников.
Учитель: "Уважаемые ученики, мы столкнулись с проблемой чистоты на территории школы. Как вы думаете, как можно решить эту проблему?"
Ученик А: "Может быть, мы организуем экологический клуб, где студенты будут обязаны следить за порядком на территории и проводить регулярные уборки?"
Ученик Б: "Давайте создадим команду волонтеров, которые будут участвовать в уборке школы после уроков или в выходные."
Ученик В: "Мы можем провести образовательные мероприятия и семинары по экологии и ответственному отношению к окружающей среде. Это поможет повысить осознанность студентов."
Ученик Г: "А что, если создать специальные сборные пункты для мусора на территории школы? Это позволит собирать мусор отдельно и удобно."
В данной ситуации, ученики активно участвуют в обсуждении и планировании решения проблемы с чистотой на территории школы. Каждый из них предлагает свой вариант помощи и вносит свой вклад в процесс принятия решения.
Ученик А предлагает организовать экологический клуб, что поможет включить студентов в систематическое следование за порядком и участие в регулярных уборках.
Ученик Б предлагает создать команду волонтеров, что способствует формированию гражданской активности и ответственности за состояние школьной территории.
Ученик В предлагает провести образовательные мероприятия и семинары, что способствует повышению осведомленности студентов о проблеме и их активному участию в решении.
Ученик Г предлагает создать специальные сборные пункты для мусора, что способствует сбору мусора отдельно и его утилизации.
Благодаря активному участию и предложениям студентов, администрация школы принимает решение объединить все предложенные идеи. Таким образом, благодаря усилиям самой молодежи, школа становится чище и более комфортной для учебной и творческой деятельности, а также стимулирует студентов принимать активное участие в улучшении своего учебного пространства и развитии общего блага.
Уважение и толерантность: Самоуправление способствует уважению мнений и прав других участников коллектива. Дети учатся слушать друг друга, высказывать свои мысли с уважением к другим и находить компромиссы.
Самоуправление способствует развитию уважения и толерантности у детей и молодежи в коллективе. Когда молодые люди принимают участие в процессе принятия решений, высказывают свои мнения и идеи, а также учитывают мнения других, они учатся ценить многогранность мнений и относиться с уважением к различным точкам зрения. Взаимодействие с разнообразными людьми в коллективе также способствует формированию толерантного отношения к различиям и умению находить компромиссы.
Ситуация: В студенческом совете университета решают, какой благотворительный проект организовать на помощь нуждающимся в городе.
Пример:
Студент А: "Давайте организуем акцию сбора одежды и продуктов для бездомных людей. Они часто нуждаются в поддержке."
Студент Б: "Может быть, стоит организовать мастер-классы и образовательные программы для детей из малообеспеченных семей? Это поможет им получить новые знания и навыки."
Студент В: "Предлагаю организовать благотворительный концерт, где собранные средства направим на лечение детей с тяжелыми заболеваниями."
В данной ситуации, каждый студент предлагает свой вариант благотворительного проекта. Они высказывают свои мнения и идеи, причем каждое предложение направлено на помощь нуждающимся людям, но в разных областях.
Студент А предлагает помощь бездомным людям, что способствует пониманию и уважению к социальным проблемам и тем, кто находится в более сложной жизненной ситуации.
Студент Б предлагает помощь детям из малообеспеченных семей, что подчеркивает уважение к образованию и развитию детей, стоящих перед трудностями.
Студент В предлагает организовать благотворительный концерт для помощи детям с тяжелыми заболеваниями, что способствует развитию эмпатии и сострадания к больным детям.
После обсуждения и анализа всех предложений, студенческий совет принимает решение организовать все три благотворительных проекта в рамках одной кампании. Таким образом, участники проекта учатся уважению к различным социальным проблемам и нуждам разных категорий людей, а также формируют толерантное отношение к разнообразию мнений и подходов. Это помогает им развивать гражданскую активность и осознанность своего вклада в благотворительные и социальные инициативы.
Активное обучение: Участие в самоуправлении создает условия для активного обучения. Дети и молодежь изучают реальные ситуации, сталкиваются с проблемами и ищут практические решения, что способствует лучшему усвоению знаний и навыков.
Самоуправление способствует активному обучению детей и молодежи в коллективе. Когда участники коллектива принимают участие в принятии решений и управлении делами, они сталкиваются с реальными задачами и вызовами. Это подталкивает их искать информацию, анализировать данные, обмениваться знаниями и опытом с другими участниками, а также разрабатывать и применять различные стратегии для достижения поставленных целей. В результате участники активно и сознательно обучаются новым навыкам и знаниям, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию самообразования.
Пример:
Ситуация: В студенческом научном кружке рассматривается выбор темы исследования для предстоящей научной конференции.
Студент А: "Я предлагаю исследовать влияние социальных сетей на поведение потребителей. Эта тема актуальна и интересна."
Студент Б: "Давайте изучим воздействие изменения климата на экономику и возможные пути адаптации бизнеса."
Студент В: "Мне кажется, что стоит исследовать возможности применения искусственного интеллекта в медицине. Это может быть очень полезно."
Студент Г: "Исследуем тенденции развития альтернативных источников энергии и их влияние на современное общество."
В данной ситуации, каждый студент предлагает свою тему исследования для научной конференции. Они проявляют активное обучение, так как изучают различные направления и предлагают актуальные и интересные темы для исследования.
Студент А активно изучает влияние социальных сетей на поведение потребителей, и его предложение основано на собранной информации и анализе данных.
Студент Б активно изучает воздействие изменения климата на экономику и разрабатывает стратегии для адаптации бизнеса, что подразумевает активную работу с научной литературой и экспертами.
Студент В активно изучает возможности применения искусственного интеллекта в медицине и исследует новейшие технологии, связанные с этой темой.
Студент Г активно изучает тенденции развития альтернативных источников энергии и анализирует их влияние на общество и окружающую среду.
Каждый студент получает опыт активного обучения, их знания углубляются и разнообразятся, что способствует развитию самообразования и умения самостоятельно осваивать новые знания. Благодаря активному участию в выборе темы исследования, они более ответственно и осознанно подходят к своей научной деятельности, что способствует успешному участию в научной конференции и дальнейшему развитию профессиональных навыков.
Повышение мотивации: Самоуправление может повысить мотивацию участников коллектива. Участвуя в принятии решений и достижении общих целей, дети и молодежь ощущают свою значимость и участие в общем успехе, что стимулирует их к более активному участию.
Самоуправление способствует повышению мотивации у детей и молодежи в коллективе. Когда участники имеют возможность влиять на принимаемые решения и управлять своими делами, они чувствуют себя более вовлеченными и ответственными за результаты своей работы. Это создает чувство собственной значимости и влияния на происходящее в коллективе, что является мощным мотиватором для достижения общих целей. Кроме того, активное участие в самоуправлении способствует развитию личных навыков и компетенций, что также может стимулировать молодых людей к постоянному развитию и улучшению своих результатов.
Пример:
Ситуация: В студенческой спортивной команде требуется определить, какие соревнования они будут участвовать в следующем сезоне и какую тренировочную программу выбрать.
Капитан команды: "Мы должны определиться с тем, на каких соревнованиях нам стоит выступить в следующем сезоне. Предлагаю, чтобы каждый из нас высказал свое мнение и предложил варианты."
Игрок А: "Я думаю, что нам стоит участвовать в региональных соревнованиях, они будут хорошим опытом для команды."
Игрок Б: "А я бы предложил участвовать в международных соревнованиях. Это будет сложно, но вдохновляюще и позволит нам помериться с сильными командами."
Игрок В: "Предлагаю сосредоточиться на национальных соревнованиях. Это поможет нам стать лучшей командой в стране."
Игрок Г: "А можем ли мы выбрать несколько разных соревнований и составить индивидуальную тренировочную программу для каждого игрока?"
В данной ситуации, каждый игрок команды активно участвует в обсуждении и планировании соревнований и тренировочной программы. Они предлагают разные варианты и высказывают свое мнение, что позволяет каждому члену команды ощутить свою значимость и влияние на принимаемые решения.
Игрок А предлагает участвовать в региональных соревнованиях, что может стимулировать команду к наращиванию опыта и совершенствованию своих навыков.
Игрок Б предлагает участвовать в международных соревнованиях, что ставит перед командой амбициозные цели и мотивирует к труду и улучшению результатов.
Игрок В предлагает сосредоточиться на национальных соревнованиях, что позволит команде проявить себя на родной земле и стать сильной командой в своей стране.
Игрок Г предлагает выбрать несколько разных соревнований и индивидуальные тренировочные программы, что позволяет учитывать интересы и особенности каждого участника команды.
Благодаря активному участию в принятии решений, команда приходит к компромиссу и принимает решение участвовать в нескольких разных соревнованиях и разработать индивидуальные тренировочные программы. Такое решение учитывает разнообразные мотивации каждого игрока и помогает команде достигать общих целей, развивая свой потенциал и улучшая свои результаты.
Поддержка социализации: Самоуправление способствует социализации детей и молодежи. Они учатся работать в команде, общаться с другими, решать конфликты, адаптироваться к новым ситуациям и правилам, что способствует формированию социальных навыков.
Самоуправление способствует поддержке социализации у детей и молодежи в коллективе. Когда молодые люди активно участвуют в принятии решений и управлении делами коллектива, они сталкиваются с разнообразием мнений и интересов своих товарищей, а также различными социальными ситуациями. В процессе взаимодействия и сотрудничества с другими участниками, они развивают навыки коммуникации, учатся слушать и уважать мнения других, а также находить компромиссы и решать конфликтные ситуации. Это способствует успешной адаптации в социальной среде и формированию здоровых и конструктивных межличностных отношений.
Пример:
Ситуация: В молодежной студенческой организации решается, как провести мероприятие, которое будет интересно и полезно для всех участников.
Студент А: "Давайте организуем тематическую вечеринку, это будет отличным способом расслабиться и повеселиться вместе."
Студент Б: "Предлагаю провести образовательную лекцию на актуальную тему, это позволит нам расширить свои знания и обсудить интересные идеи."
Студент В: "А можем ли мы объединить оба варианта? Например, провести тематическую вечеринку с элементами образовательных игр и мероприятий?"
Студент Г: "Для участия в мероприятии, можно разделиться на команды и каждая команда предложит свой вариант активности. Потом голосованием определим победителя и реализуем его идею."
В данной ситуации, студенты активно участвуют в обсуждении и планировании мероприятия. Каждый из них предлагает свой вариант проведения, что позволяет всем участникам чувствовать свою значимость и поддерживать социализацию в коллективе.
Студент А предлагает организовать тематическую вечеринку, что способствует совместному времяпрепровождению и развлечению всех участников.
Студент Б предлагает провести образовательную лекцию, что способствует развитию культурного и образовательного уровня участников.
Студент В предлагает объединить оба варианта и провести тематическую вечеринку с элементами образовательных мероприятий, что поможет сочетать развлечение и образование.
Студент Г предлагает активно вовлечь всех участников в процесс принятия решения через голосование, что способствует формированию командного духа и развитию навыков коллективного обсуждения.
Благодаря активной поддержке социализации в процессе принятия решения, студенческая организация приходит к компромиссу и проводит мероприятие, которое объединяет все предложенные идеи. Такое мероприятие способствует развитию взаимопонимания и уважения мнений друг друга, а также создает положительную и дружественную атмосферу в коллективе.
Повышение эффективности: Участие всех членов коллектива в принятии решений и управлении делами способствует повышению эффективности и результативности. Разнообразные мнения и идеи позволяют найти оптимальные решения и подходы.
Самоуправление способствует повышению эффективности деятельности детей и молодежи в коллективе по ряду причин:
1) Повышение мотивации: Участие в принятии решений и управлении делами коллектива стимулирует молодых людей к более активной и ответственной работе. Они чувствуют собственную значимость и влияние на результаты работы, что подталкивает их к совместному достижению общих целей.
2) Компетенции и квалификация: В процессе самоуправления дети и молодежь приобретают и развивают разнообразные навыки, такие как коммуникация, лидерство, организация, управление временем и ресурсами. Это повышает их профессиональную компетенцию и способствует эффективному выполнению задач.
3) Коллективное разумное решение: Когда решения принимаются совместно, учитывая мнения и опыт каждого участника, это позволяет достигать более обдуманных и сбалансированных решений. Коллективное разумное решение может привести к оптимальным результатам и удовлетворению потребностей всего коллектива.
4) Активное участие и инициатива: Самоуправление стимулирует детей и молодежь к активному участию и проявлению инициативы. Они не ждут, когда им будут давать задания, а сами предлагают идеи и принимают инициативу в решении задач и выполнении проектов.
5) Проблемное решение: Участие в самоуправлении позволяет молодежи сталкиваться с реальными проблемами и вызовами, а также разрабатывать эффективные стратегии их решения. Это развивает их критическое мышление и способность принимать взвешенные решения в различных ситуациях.
Пример:
Молодежная студенческая организация занимается организацией благотворительного мероприятия для сбора средств на помощь детям-сиротам. Команда решает, какие мероприятия провести и как привлечь больше людей к участию.
Член команды А: "Давайте организуем ярмарку ручной работы и продажу сладостей. Это привлечет много людей, которые будут покупать товары и тем самым поддерживать наше мероприятие."
Член команды Б: "Может быть, провести спортивный турнир или забег среди студентов? Возможно, так мы привлечем больше молодежи и сможем собрать больше средств."
Член команды В: "Давайте проведем благотворительную вечеринку с живой музыкой и творческими выступлениями. Это сделает мероприятие интересным и привлечет внимание молодежи."
В данной ситуации, каждый член команды активно предлагает свои идеи и решения для организации мероприятия. Они принимают участие в обсуждении и делятся своими знаниями и опытом, что способствует более глубокому пониманию задачи и разработке эффективных мероприятий.
Член команды А предлагает провести ярмарку и продажу сладостей, что может привлечь множество людей и обеспечить сбор средств на помощь детям-сиротам.
Член команды Б предлагает провести спортивный турнир или забег, что может привлечь студентов и других молодых людей к участию в мероприятии и поддержке благотворительной цели.
Член команды В предлагает провести благотворительную вечеринку с живой музыкой и творческими выступлениями, что сделает мероприятие более интересным и привлекательным для молодежи.
Благодаря активному участию каждого участника команды в принятии решения, организация приходит к решению провести все предложенные мероприятия в рамках одного большого благотворительного проекта. Такой подход повышает эффективность мероприятия, привлекает различные аудитории и обеспечивает успешный сбор средств для детей-сирот.
Самооценка и самооценка: Участие в самоуправлении помогает детям и молодежи развивать критическое мышление и самооценку. Они учатся анализировать свои действия и решения, а также понимать свои сильные и слабые стороны.
Самоуправление способствует развитию и формированию у детей и молодежи положительной самооценки и самоуважения. Включение в управление коллективом позволяет молодым людям ощутить свою значимость, влияние и успешность в достижении общих целей. Это влияет на их самооценку и самоуважение, так как они видят себя в роли активных и ответственных участников команды, способных вносить положительный вклад в жизнь коллектива и общества в целом.
Ключевые аспекты, способствующие развитию самооценки и самоуважения в процессе самоуправления:
1) Успех и признание: Когда участники коллектива видят результаты своего труда и получают признание и поддержку от окружающих за свои достижения, это способствует повышению их самооценки и чувства собственной ценности.
2) Принятие ответственности: Самоуправление предполагает принятие ответственности за принимаемые решения и результаты своей работы. Это позволяет молодежи чувствовать себя более зрелыми и самостоятельными, что способствует развитию их самоуважения.
3) Развитие навыков и компетенций: Участие в управлении коллективом способствует развитию различных навыков и компетенций, что помогает молодежи верить в свои силы и возможности.
4) Взаимодействие с другими: Самоуправление предполагает взаимодействие и сотрудничество с другими участниками коллектива. Положительный опыт взаимодействия помогает формированию у молодежи чувства принадлежности к команде и развитию социальных навыков.
Пример:
Студенческая группа решила организовать благотворительное мероприятие для помощи местному приюту для бездомных животных.
Студентка А: "Я хочу заняться организацией рекламы мероприятия и привлечь максимальное количество участников и посетителей."
Студент Б: "Я готов заняться координацией работы волонтеров на мероприятии и обеспечить, чтобы все было организованно и комфортно для участников."
Студент В: "Я предлагаю разработать творческие активности для детей на мероприятии, чтобы они не только получили удовольствие, но и узнали больше о защите животных."
Студент Г: "А можем ли мы провести фотосессию с животными и выставить фотографии на благотворительном сайте? Это может привлечь внимание и дополнительные пожертвования."
Каждый студент вносит свой вклад в организацию мероприятия, и их идеи и предложения ценятся и уважаются всеми участниками команды. Это помогает каждому из них ощутить свою значимость и важность своего вклада в общее дело, что способствует развитию положительной самооценки и самоуважения.
Поддержка инноваций: Самоуправление создает условия для внедрения инноваций и новых идей. Дети и молодежь часто обладают свежими идеями и подходами, которые могут привнести в коллектив новые перспективы и возможности.
Самоуправление способствует поддержке инноваций у детей и молодежи в коллективе. Когда молодые люди активно участвуют в принятии решений и управлении делами коллектива, они имеют возможность предлагать новые идеи, реализовывать инновационные проекты и вносить позитивные изменения в жизнь коллектива.
Ключевые аспекты, способствующие поддержке инноваций в процессе самоуправления:
1) Открытое обсуждение и идеи: Самоуправление предполагает открытость и демократию в процессе принятия решений. Молодые люди имеют возможность свободно выражать свои идеи и предложения, что способствует появлению новых и инновационных идей.
2) Возможность экспериментировать: Участие в самоуправлении дает молодежи возможность экспериментировать и рисковать в реализации своих идей. Они могут пробовать новые подходы и решения, что способствует появлению инноваций.
3) Поддержка и внимание к инновациям: Когда молодежь активно участвует в управлении коллективом, их идеи и инновации получают поддержку и внимание со стороны других участников. Это мотивирует молодых людей вносить свой вклад в инновационные проекты.
4) Обмен опытом и знаниями: В процессе самоуправления молодежь обменивается опытом и знаниями, что способствует развитию идей и созданию новых инноваций на основе коллективного опыта.
5) Содействие творчеству и саморазвитию: Самоуправление содействует творчеству и саморазвитию участников, что способствует формированию креативного и инновационного мышления.
Пример:
Студенческая организация занимается организацией мероприятий и развлекательных программ для студентов университета. Встреча команды студенческой организации предполагает обсуждение и планирование следующего мероприятия.
Студент А: "Давайте проведем традиционный концерт с участием артистов и музыкальных групп, как всегда."
Студент Б: "Может быть, провести фестиваль культур и творчества, где студенты смогут представить свои творческие работы и выступления?"
Студент В: "Предлагаю провести мастер-классы и лекции по интересным и актуальным темам, чтобы студенты могли развивать свои навыки и получать новые знания."
Студент Г: "Можем ли мы объединить все идеи и провести мероприятие, которое будет сочетать традиционный концерт, фестиваль культур и творчества, а также образовательные мастер-классы?"
Каждый студент вносит свой вклад в обсуждение и предлагает свои идеи для мероприятия. Благодаря открытому обсуждению и поддержке инноваций, команда принимает решение организовать уникальное мероприятие, которое сочетает разнообразные аспекты: традиционный концерт, фестиваль культур и творчества, а также образовательные мастер-классы. Такое решение стимулирует креативность и инновации, а также предоставляет студентам возможность проявить свои творческие способности и развиваться в различных областях.
Передача опыта: Участие в самоуправлении способствует передаче опыта и знаний между участниками коллектива. Опытные участники могут помогать новичкам, что способствует формированию сильной и сплоченной команды.
Давайте представим ситуацию в контексте передачи опыта от старших учеников младшим в школьном коллективе.
Пример:
Школьный класс имеет долгую традицию участия в муниципальных художественных конкурсах. Старшеклассники успешно выступают и получают призовые места благодаря своим талантам и навыкам в различных видах искусства.
Старшеклассник А: "Давайте проведем мастер-классы для младших школьников по нашим специализациям: танцы, вокал, и рисование. Мы сможем передать им основы и техники, которые помогут им подготовиться к будущим конкурсам."
Старшеклассница Б: "Мы также можем рассказать им о наших опытах выступлений на сцене и как справляться с нервами. Это может помочь младшим ученикам чувствовать себя более уверенно и подготовленными к выступлениям."
Младший ученик В: "А я предлагаю провести специальный конкурс для младших школьников внутри нашего класса, где они смогут проявить свои таланты. Таким образом, они получат обратную связь и смогут улучшить свои навыки."
В классе обсуждаются различные способы передачи опыта старшеклассников младшим ученикам. Старшеклассники соглашаются провести мастер-классы, рассказы о своих выступлениях и организовать внутриклассовый конкурс для младших. В процессе мероприятий, младшие ученики получают ценный опыт и знания от старших коллег, что помогает им развивать свои таланты и навыки в искусствах. Такая передача опыта способствует обучению и развитию младших учеников, а также укрепляет коллективный дух класса и сплоченность между учениками разных возрастных групп.
Самоуправление способствует развитию лидерских качеств у детей и молодежи. Каждый участник коллектива имеет возможность высказать свои идеи, вести и организовывать работу команды, а также помогать и поддерживать других участников. Это развивает навыки коммуникации, руководства, решения проблем и разрешения конфликтов.
Самоуправление также позволяет детям и молодежи осознать свою ответственность за результаты своих действий и решений. Они учатся не только успешно справляться с успехами, но и принимать ответственность за неудачи и извлекать уроки из них.
В целом, развитие самоуправления детей и молодежи в коллективе способствует их личностному росту, гражданской активности и участию в формировании своего окружения. Это создает условия для формирования гармоничного, демократичного и открытого общества, где каждый член коллектива чувствует себя уважаемым, ценным и способным вносить свой вклад в развитие общего блага.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.