РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ОТЧЕТНЫМ СЕГМЕНТАМ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

  • docx
  • 10.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024162.docx

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ОТЧЕТНЫМ СЕГМЕНТАМ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с п. 6 ПБУ 12/2000, перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ее организационной и управленческой структуры и системы внутренней отчетности. При этом она должна выделять как операционные, так и географические сегменты.

Раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей.

При этом выделяется первичная (более важная для пользователей) и вторичная (менее важная) информация, исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации.

При выборе вида отчетных сегментов, представляющих первичную и вторичную информацию, составителю отчетности следует определить степень изменения рисков и прибыли в связи с возможным влиянием изменения структуры производимой продукции и географических регионов деятельности.

В качестве показателей, используемых для определения различий в получаемой прибыли, можно использовать:

      для операционных сегментов – рентабельность производства;

      для географических сегментов, выделенных исходя из места нахождения активов, отличных от мест расположения рынков сбыта, – рентабельность суммарных активов;

      для географических сегментов, выделенных исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, – рентабельность продаж.

Для определения рисков, присущих операционным и географическим сегментам, можно применять экспертные оценки изменения денежных потоков по отдельным сегментам в связи с действием макро- и микроэкономических факторов.

Отчетные сегменты, обладающие максимальными расхождениями по получаемой прибыли и присущим рискам, будут признаны несущими первичную информацию.

ПБУ 12/2000 предусмотрено четыре возможных варианта, возникающих при выборе первичной и вторичной информации:


1)   если различия в уровне риска и прибыли вызваны производством разных групп товаров или оказанием разного рода услуг, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим;

2)  когда риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичной по операционным;

3)  если влияние обоих факторов одинаково, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим;

4)   если организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

В соответствии с п. 21 ПБУ 12/2000 в составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к этому сегменту:

1)  общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

2)  финансовый результат (прибыль или убыток);

3)  общая балансовая величина активов;

4)  общая величина обязательств;

5)  общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

6)  общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

7)  совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

В ПБУ 12/2000 (п. 22, 23) приведены перечни показателей вторичной информации. Для  географических сегментов:

      величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта;

      балансовая величина активов по местам их расположения;

      величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.

При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов.

Для  операционных сегментов:

      выручка от продажи внешним покупателям;

      балансовая величина активов;

      величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо чья величина составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов.