Расширенная разработка урока на тему: "Начало царствования Петра I и борьба за власть"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 14.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3..doc

Расширенная разработка урока на тему: "Начало царствования Петра I и борьба за власть"

 

1. Введение в тему урока

Учитель объясняет важность изучения первых лет правления Петра I и вопросов борьбы за власть, что стало основой для его реформ и изменений в стране.

2. Исторический контекст

Учитель проводит краткий обзор событий Смутного времени, формирования династии Романовых и политических интриг, сложившихся к моменту восшествия на трон Петра I.

3. Борьба за власть

Обсуждение:

Регентство Софьи: ее попытки захватить власть и конфликты с Петром.

Политическая ситуация в России и противостояние между сторонниками различных групп: бояр и приверженцев нового царя.

В 1689 году происходит переворот, в ходе которого Петр I фактически сверг регентшу и взял на себя всю власть.

4. Первые реформы Петра I

Обсуждение:

Военные реформы: Петр создает регулярную армию и флот, улучшая обороноспособность страны.

Административные реформы: введение системы губерний и Сената, ориентированной на централизованное управление.

Культурные изменения: развитие образования, основание новых учебных заведений; стремление к европейскому образу жизни.

5. Внешние войны и их значение

Обсуждение:

Подробности Северной войны, её причины и последствия, значение для укрепления России на международной арене.

Поражение Швеции и возвышение России как мировой державы.

6. Групповая работа

Ученики делятся на группы по темам, исследуют указанные аспекты и готовят краткие доклады, что активизирует их исследовательские навыки.

7. Заключение и анализ результатов

Учитель подводит итоги обсуждения, выделяет ключевые моменты и их значения для дальнейшей истории России.

8. Домашнее задание

Эссе и подготовка вопросов способствуют глубже размышлять о материале и подготовиться к последующему обсуждению.

 

УУД (Универсальные учебные действия)

Личностные: Формирование уважения к истории, понимание значимости личностей и их влияния на ход истории.

Регулятивные: Умение организовывать свои действия и планировать уроки, управлять своим временем.

Когнитивные: Анализ и синтез информации, развитие критического мышления, навыков работы в группе.

 

Эта структура урока позволяет углубить изучение начального периода правления Петра I и активно вовлечь учащихся в процесс анализа и обсуждения ключевых исторических событий, формируя их исследовательские и аналитические навыки.

 

Начало царствования Петра I и борьба за власть

Введение

Петр I, также известный как Петр Великий, стал царем России в 1682 году, но его правление началось с бушующей борьбы за власть, которая определила дальнейшие направления его реформ и политического курса. Период его царствования, длившийся до 1725 года, стал целой эпохой в российской истории, на которую оказали значительное влияние внутренние и внешние факторы.

1. Фон и предшествующие события

Смутное время: Предшествовавшие события, такие как Смутное время и борьба за трон, создали нестабильность в России. Восстановление династии Романовых в 1613 году не привело к окончательному укоренению власти.

Власть на момент восхождения Петра: На момент восшествия Петра I было два правителя — он и его брат Иван, который был значительно слабее и имел ограниченные возможности в управлении.

2. Борьба за власть

Регентство Софьи: Следом за восшествием на трон Петра, фактически его правление было фактически выполнено под контролем его older sister Софьи, которая стремилась утвердить свою власть через вмешательство в дела государства.


Посмотрите также