«Расставьте знаки препинания. Особые случаи» Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса
Оценка 4.7

«Расставьте знаки препинания. Особые случаи» Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса

Оценка 4.7
doc
10.05.2022
«Расставьте знаки препинания. Особые случаи»  Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса
8 класс Расставьте знаки препинания. Особые случаи.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 25 г. Иркутска

 

Утверждаю:

Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска

Безденежных В.В. ________________________

Приказ №115

«26» августа 2020 г.

Рассмотрено на научно-методическом совете,

протокол № 1

«25» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании 

структурного подразделения русской словесности,

протокол № 1

«24» августа 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Расставьте знаки препинания. Особые случаи»

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса

 

 

 

Составитель:

Комогорцева Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

2020-2021 уч. г.

 

 

Пояснительная записка к факультативному курсу «Расставьте знаки препинания. Особые случаи»

 

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа. Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным корпусом пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как с системой. Знаки препинания, ее образующие, — это графические знаки, служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации.

Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности.

Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.

Данный курс не предполагает полное систематическое повторение программы средней школы по русскому языку, но ряд тем дается шире и глубже, чем в школьной программе.

Цели курса:

·         углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации простого предложения;

·         развитие коммуникативно-речевой культуры;

·         расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.

Задачи курса:

·         овладение основными нормами русского литературного языка;

·         совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

·         формирование языковой и лингвистической компетенций;

·         формирование навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала;

·         развитие речевой культуры учащихся.

Формы работы:

·         групповая;

·         индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные:

·         находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;

·         ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;

Метапредметные:

·         приобрести опыт проведения первых научных исследований;

·         выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;

·         создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;

·         создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Личностные:

·        Уметь работать в группе

·        Повысить культуру устной и письменной речи

·        Повышение навыков ораторского мастерства при публичных выступлениях

 

Содержание программы

 

Тема 1. Основные понятия синтаксиса (2 ч)

Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная  и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Синтаксис и пунктуация.

Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения.  Знаки, прерывающие предложение (1 ч)

Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах.  Точка при членении предложения.

Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (2 ч)

Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Соединительное тире. Выделительное тире.

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (3 ч)

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций.  Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.

Тема 5. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения (2 ч)

Запятая при повторяющихся словах. Запрет на запятую между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов.

Тема 6. Знаки препинания при обособленных членах предложения (3 ч)

Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха.

Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях.  Одиночное тире при приложениях.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями.

Тема 7. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (1 ч)

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо.

Тема 8. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (2 ч)

Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). Вводное слово в начале и в конце  обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми.

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания – скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.

Тема 9. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах (2 ч)

Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план факультативного курса «Расставьте знаки препинания. Особые случаи». 8 класс

 

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

 

Тема 1. Основные понятия синтаксиса

4

 

1-4

Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке.

2

Работа со справочной литературой. Составление обобщающей тематической таблицы.                                                   Работа с тестовыми заданиями. Пунктуационный диктант.

Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи.

Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация.

2

 

Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения.  Знаки, прерывающие предложение

2

 

5-6

Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного).

Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах

Точка при членении предложения.

2

Работа с текстами. Подготовка сообщений. Выступления учащихся по выбранным темам. Анализ выступлений учащихся

 

Тема 3. Знаки препинания в простом предложении

4

 

7-8

Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым.

2

Развернутые ответы на вопросы. Сопоставительный анализ. Работа над терминологической лексикой. Составление опорной схемы.

9-10

Тире в эллиптическом и неполном предложениях.

Соединительное тире. Выделительное тире.

2

 

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения

6

 

11-12

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала).

2

Подготовка устного научного рассуждения. Словарная работа. Составление обобщающей тематической таблицы. Выполнение тестовых заданий. Сопоставительный анализ простых предложений с однородными членами и сложносочиненных

13-14

Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами

2

15-16

Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций.

Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.

2

 

Тема 5. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

2

 

17-18

Запятая при повторяющихся словах.

Запрет на запятую между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов.

2

Работа с тренировочными тестами.            Синтаксический разбор и анализ предложений.                                              Использование в художественных текстах простых предложений

 

Тема 6. Знаки препинания при обособленных членах предложения

6

 

19-20

Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала).

Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов.

2

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Эвристическая беседа. Исправление искаженного текста. Пунктуационные диктанты.

21-22

Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление – необособление интонации произношения, ритма стиха.

2

23-24

Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями

2

 

Тема 7. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

2

 

25-26

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения.

Два значения оборота со словом кроме.

Оборот с предлогом вместо.

2

Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. Синтаксический разбор и моделирование простых предложений.

 

Тема 8. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

4

 

27-28

Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала).

Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми.

2

Синонимическая замена синтаксических конструкций.                                Использование в художественных текстах простых предложений. Работа с текстом.

29-30

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания – скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией.

Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.

2

Пунктуационные диктанты. Работа с тренировочными тестами. Трансформация одного вида предложения в другой при сохранении смысла высказывания.

 

Тема 9. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

4

 

31-32

Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала).

Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц.

2

Составление развернутых планов. Работа с текстом. Устные и письменные высказывания по заданной теме.                                             Аналитическая беседа. Различение самостоятельных и служебных частей речи.

33-34

Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.

2

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка к факультативному курсу «Расставьте знаки препинания

Пояснительная записка к факультативному курсу «Расставьте знаки препинания

Планируемые результаты: Предметные: · находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях…

Планируемые результаты: Предметные: · находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях…

Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи

Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи

Учебно-тематический план факультативного курса «Расставьте знаки препинания

Учебно-тематический план факультативного курса «Расставьте знаки препинания

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения 6 11-12

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения 6 11-12

Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу

Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения)

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022