Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: Растения и животные
Тип урока: изучение нового материала.
Приёмы Технологии РКМЧП: «Корзина идей», «Концептуальная таблица». При описании приемов технологии использованы материала программы "Методическая Лаборатория"сайта www.cerm.ru
Цель урока: дать учащимся общее представление о способах питания растений и животных.
Задачи урока: формировать представление о растениях, как живых организма способных создавать органические вещества (без ввода термина), их сходствах и отличиях от животных; учить использовать приемы ТРКМ «корзина идей», «концептуальная таблица» при работе с информацией для систематизации знаний по теме; развивать коммуникативные умения учащихся.
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
II. Вызов.
Учитель: О чем мы говорили с вами на предыдущих уроках? (о природных объектах)
Учитель: Давайте оформим в виде таблицы, что вы уже знаете о природных объектах. (заполняют таблицы, после заполнения собираю, вешаю на доску).
Учитель: А теперь проверим правильно ли вы заполнили таблицы (на экране появляется схема, после чего сверяем с работами групп).
Учитель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
Учитель: Вспомнив природные объекты, выполните следующее задание: возьмите из конверта карточку №1, на карточке нарисованы различные предметы, обозначьте правильно, что к чему относится.
Учитель: Поменяйтесь карточками для проверки(меняются, проверяем).
Учитель: Возвращаем назад и поднимите руки та группа, где нет ни одной ошибки, одна, две.
Учитель: Молодцы!
Учитель: А теперь отгадайте загадки:
Учитель: Слайд № 2.
Он в
своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче. (Дятел)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Цвет своей шубки меняет. (Заяц)
Что же
это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Горел в
траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху - блюдо, снизу - блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
Учитель: Что объединяет эти группы?
Дети: Все объекты – живые организмы.
Учитель: Докажите, что это живые организмы.
Дети: Они растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают.
Учитель: Разделите на группы эти живые организмы и дайте название получившимся группам? Слайд № 3.
- Растения и животные.
Учитель: Давайте проверим (выходят, проговаривают, вешаем на доску, сравниваем).
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Дети: Тема урока Растения и животные.
II. Осмысление.
1. Прием «Концептуальная таблица». Выделение общих признаков растений и животных. Слайд № 4. Заполнение таблице на слайде по щелчку, дети работают в карточках.
Учитель: Как вы думаете, может ли быть, что – то общее у растений и животных.
Мнения разделились и для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы обратимся к учебнику, открываем его на с. 50 и приготовили сравнительные таблицы.(Выполняют самостоятельно, со мной 1 строчку)
Что вы видите на первой паре рисунков?
Дети: Муха и цветок пьют воду. Какое свойство отмечаем в таблице?
Учитель: Что вы видите на второй паре рисунков?
Дети: Слоненок растет, и дубок растет… Какое свойство отмечаем в таблице?
Учитель: В чем испытали затруднение?
Дети: Непонятно как питаются растения.
2. Приём «Корзина идей». Питание растений. Слайд № 6.
Учитель: Откроем тайну растений. Соберем в корзинку ваши предположения. Посовещайтесь и назовите все, чем могут питаться растения.
Что у вас получилось? (Каждая группа называет одно из предположений. Схематичная фиксация идей.)
Дети: Питаются водой. От солнца, оно на них светит и греет…
Учитель: Давайте проверим ваши предположения. Самостоятельно прочитайте комикс на стр. 51 учебника.
Давайте попробуем объяснить, чем питаются растения, а чем животные.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Что обозначают черточки и точечки на листьях цветка?
Дети: Вода, воздух и солнечные лучи.
Учитель: Из чего же растения создают питательные вещества?
Оказывается, в листьях растений работают маленькие «зеленые заводики» Хлорофиллы. Анимация вам поможет представить как они работаю. Слайд № 7. (На рисунке гиперссылка на Интернет ресурс).
Таким образом мы увидели, что корень позволяет всасывать воду из почвы, а листья служат для дыхания, поглощения углекислого газа и улавливания солнечных лучей.
- Какой газ выделяется при этом?
- Какова же роль растений?
Учитель: Какое значение имеет кислород для живых организмов?
- Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Однако растения способны самостоятельно под воздействием солнечных лучей выделять кислород, обеспечивая таким образом и другие организмы.
III. Применение знаний. Работа в группах. Слайд №8.
Учитель: Возвращаемся к таблице, какой вопрос у нас возникал?
Дети: Как питаются растения.
Учитель: Мы на него ответили?
3. Различия между растениями и животными.
Учитель: Что дальше произошло с цветком в комиксе дальше?
- Что можете сказать о питании животных?
Дети: Животные питаются готовыми питательными веществами.
- Учитель: Верно. Животные питаются готовыми питательными веществами: растениями или другими животными.
- Учитель: Растения называют «кормильцами» всех живых организмов на Земле, так как они сами создают питательные вещества.
- Учитель: Если растения мы называем «кормильцами», то есть они создают пищу для других организмов, как же мы можем назвать животных, которые питаются готовой пищей: растениями или другими животными?
Дети: «Едоками»
- Учитель: Значит, чем отличаются «кормильцы» от «едоков»?
Дети: «Кормильцы» сами создают питательные вещества, а «едоки» питаются готовыми веществами.
- Учитель: Как животные добывают себе пищу?
Дети: Они передвигаются для добычи пищи.
- Учитель: Верно, животные могут бегать, прыгать, летать, ползать.
Учитель: Что бы произошло с животными, если бы они как растения не смогли передвигаться?
Дети: Погибли от голода.
Учитель: Скажите, нужно ли растениям передвигаться, чтобы добывать пищу? Почему?
Дети: Нет, они питаются с помощью корней и листьев.
Учитель: Как видим у растений и животных есть не только сходства, но и различия, чтобы лучше их запомнить, оформим в виде таблицы №2.
Учитель: давайте проверим, что у вас получилось.
Обобщение по таблице. Слайд №11.
IV. Применение полученных знаний.
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием, где вам надо будет подчеркнуть зеленым карандашом те слова, которые относятся только к растениям, красным-только к животным, синим-ко всем организмам.
Поменяйтесь карточками и проверяем выполнение задания.
Учитель: В следующем задании зачеркните лишний предмет в каждом ряду.
Проверяем выполнение задания с помощью математического веера.
V. Рефлексия.
Учитель: Скажите о чем мы сегодня говорили?
Дети: О растениях и о животных
Учитель:- Что вы запомнили о роли растений?
Учитель: Нужны ли растения животным?
Учитель: а животные растениям?
Дети: Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. Очень велико санитарное значение животных - уничтожение ими других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха. Животные играют важную роль и в нашей жизни, они служат пищей, источником шерсти, кожи, меха, шелка.
Самооценка .
- Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.