растения и животные

  • doc
  • 23.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала растения и хивотные .doc

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема: Растения и животные

Тип урока:  изучение нового материала.

Приёмы Технологии РКМЧП: «Корзина идей», «Концептуальная таблица». При описании приемов технологии использованы материала программы "Методическая Лаборатория"сайта www.cerm.ru  

Цель урока: дать учащимся общее представление о способах питания растений и животных.

Задачи урока: формировать представление о растениях, как живых организма способных создавать органические вещества (без ввода термина), их сходствах и отличиях от животных; учить использовать приемы ТРКМ «корзина идей», «концептуальная таблица» при работе с информацией для систематизации знаний по теме; развивать коммуникативные умения учащихся.

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

II. Вызов.

Учитель: О чем мы говорили с вами на предыдущих уроках? (о природных объектах)

Учитель: Давайте оформим в виде таблицы, что вы уже знаете о природных объектах. (заполняют таблицы, после заполнения собираю, вешаю на доску).

Учитель: А теперь проверим правильно ли вы заполнили таблицы (на экране появляется схема, после чего сверяем с работами групп).

Учитель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Учитель: Вспомнив природные объекты, выполните следующее задание: возьмите из конверта карточку №1, на карточке нарисованы различные предметы, обозначьте правильно, что к чему относится.

Учитель: Поменяйтесь карточками для проверки(меняются, проверяем).

Учитель: Возвращаем назад и поднимите руки та группа, где нет ни одной ошибки, одна, две.

Учитель: Молодцы!

Учитель: А теперь отгадайте загадки:

Учитель:  Слайд № 2.


Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче. (Дятел)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Осенью всех удивляет,

Цвет своей шубки меняет. (Заяц)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху - блюдо, снизу - блюдо!
Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)


Учитель: Что объединяет эти группы?

Дети: Все объекты – живые организмы.

Учитель: Докажите, что это живые организмы.

Дети: Они растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают.

Учитель:  Разделите на группы эти живые организмы и дайте название получившимся группам?   Слайд № 3.

-          Растения и животные.

Учитель: Давайте проверим (выходят, проговаривают, вешаем на доску, сравниваем).

 Как вы  думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Дети: Тема урока Растения и животные.

II. Осмысление.

1. Прием «Концептуальная таблица». Выделение общих признаков растений и животных.  Слайд № 4. Заполнение таблице на слайде по щелчку, дети работают в карточках.

Учитель: Как вы думаете, может ли быть, что – то общее у растений и животных.

Мнения разделились и для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы обратимся к учебнику, открываем его на с. 50 и приготовили сравнительные таблицы.(Выполняют самостоятельно,  со мной 1 строчку)

Что вы видите на первой паре рисунков?

Дети: Муха и цветок пьют воду. Какое свойство отмечаем в таблице?

 Учитель: Что вы видите на второй паре рисунков?

Дети: Слоненок растет, и дубок растет… Какое свойство отмечаем в таблице?

Учитель: В чем испытали затруднение?

Дети: Непонятно как питаются растения.

2. Приём «Корзина идей». Питание растений. Слайд № 6.

Учитель: Откроем  тайну растений. Соберем в корзинку ваши предположения. Посовещайтесь и назовите все, чем могут питаться растения.

Что у вас получилось? (Каждая группа называет одно из предположений. Схематичная фиксация идей.)

Дети: Питаются водой. От солнца, оно на них светит и греет…

Учитель: Давайте проверим ваши предположения. Самостоятельно прочитайте комикс на стр. 51 учебника.

Давайте попробуем объяснить, чем питаются растения, а чем животные.

-          Подтвердились ли ваши предположения?

-          Что обозначают черточки и точечки  на листьях цветка?

Дети: Вода, воздух и солнечные лучи.

Учитель: Из чего же растения создают питательные вещества?

Оказывается, в листьях растений работают маленькие «зеленые заводики» Хлорофиллы.  Анимация вам поможет представить как они работаю. Слайд № 7. (На рисунке гиперссылка на Интернет ресурс).

Таким образом мы увидели, что корень позволяет всасывать воду из почвы, а листья служат для дыхания, поглощения углекислого газа и улавливания солнечных лучей.

-          Какой газ выделяется при этом?

-          Какова же роль растений?

Учитель: Какое значение имеет кислород для живых организмов?

-          Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Однако растения способны самостоятельно под воздействием солнечных лучей выделять кислород, обеспечивая таким образом и другие организмы.

III. Применение знаний. Работа в группах. Слайд №8.

Учитель: Возвращаемся к таблице, какой вопрос у нас возникал?

Дети: Как питаются растения.

 Учитель: Мы на него ответили?

 

3. Различия между  растениями и животными.

Учитель: Что дальше произошло с цветком в комиксе дальше? 

-          Что можете сказать о питании животных?

Дети: Животные питаются готовыми питательными веществами.

-          Учитель: Верно. Животные питаются готовыми питательными веществами: растениями или другими животными.

-          Учитель:  Растения  называют «кормильцами» всех живых организмов на Земле, так как они сами создают питательные вещества.

-          Учитель: Если растения мы называем «кормильцами», то есть они создают пищу для других организмов, как же мы можем назвать животных, которые питаются готовой пищей: растениями или другими животными?

Дети: «Едоками»

-          Учитель:  Значит, чем отличаются «кормильцы» от «едоков»?

Дети: «Кормильцы» сами создают питательные вещества, а «едоки» питаются готовыми веществами.

- Учитель: Как животные добывают себе пищу?

Дети: Они передвигаются для добычи пищи.

- Учитель: Верно, животные могут бегать, прыгать, летать, ползать.

Учитель: Что бы произошло с животными, если бы они как растения не смогли передвигаться?

Дети: Погибли от голода.

Учитель:  Скажите, нужно ли растениям передвигаться, чтобы добывать пищу? Почему?

Дети: Нет, они питаются с помощью корней и листьев.

Учитель: Как видим у растений и животных есть не только сходства, но и различия, чтобы лучше их запомнить, оформим в виде таблицы №2.

Учитель: давайте проверим, что у вас получилось.

Обобщение по таблице. Слайд №11.

IV. Применение полученных знаний.

Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием, где вам надо будет подчеркнуть зеленым карандашом те слова, которые относятся только к растениям, красным-только к животным, синим-ко всем организмам.

Поменяйтесь карточками и проверяем выполнение задания.

Учитель: В следующем задании зачеркните лишний предмет в каждом ряду.

Проверяем выполнение задания с помощью математического веера.

V. Рефлексия.

Учитель: Скажите о чем мы сегодня говорили?

Дети:  О растениях и о животных

Учитель:- Что вы запомнили о роли растений?

Учитель: Нужны ли растения животным?

Учитель: а животные растениям?

Дети: Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. Очень велико санитарное значение животных - уничтожение ими  других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха. Животные играют важную роль и в нашей жизни, они служат пищей, источником  шерсти, кожи, меха, шелка.

Самооценка .

- Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.

 

 


Скачано с www.znanio.ru