РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 22.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Иконка файла материала РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.doc

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

 

По данным Минздрава России, из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет:

- у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых: близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, причем у 40 % болезнь связана с компьютеризацией), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы;

- у 55-83% учащихся школ нового типа диагностируется повышенная невротизация, больше половины школьников имеют хронические болезни;

- до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления, в общеобразовательных школах таких детей – 20-30%.

 

Что можно сделать учитель, чтобы реально снизить процент утомляемости своих подчиненных в рамках урока? Специалисты рекомендуют грамотно, учитывая физиолого-гигиенические требования и критерии, структурировать время урока.

Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям, при этом используются данные хронометражных наблюдений:

Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);

Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);

Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

Частота чередования видов преподавания;

Наличие эмоциональных разрядок (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие,  юмористическая или поучительная картина, музыкальная минутка и т.д.);

Соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока;

Длительность физкультминуток и гимнастики для глаз, которые должны проводится с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения;

Момент снижения активности учебной деятельности школьника как показатель утомления. Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений учащихся в ходе урока

 

 

 

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

Рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

1-2

3

Средняя продолжительности различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 10-20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Не чередуются.

7

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими требованиями.

В произвольной форме.

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место и продолжительность физкультминуток

На 20 и 35 мин.урока. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторами каждого.

Отсутствуют.

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции.

Преобладают отрицательные эмоции.

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

До 30 мин.