РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
По данным Минздрава России, из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет:
- у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых: близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, причем у 40 % болезнь связана с компьютеризацией), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы;
- у 55-83% учащихся школ нового типа диагностируется повышенная невротизация, больше половины школьников имеют хронические болезни;
- до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления, в общеобразовательных школах таких детей – 20-30%.
Что можно сделать учитель, чтобы реально снизить процент утомляемости своих подчиненных в рамках урока? Специалисты рекомендуют грамотно, учитывая физиолого-гигиенические требования и критерии, структурировать время урока.
Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям, при этом используются данные хронометражных наблюдений:
Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);
Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);
Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
Частота чередования видов преподавания;
Наличие эмоциональных разрядок (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картина, музыкальная минутка и т.д.);
Соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока;
Длительность физкультминуток и гимнастики для глаз, которые должны проводится с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения;
Момент снижения активности учебной деятельности школьника как показатель утомления. Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений учащихся в ходе урока
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
№ |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
|
|
Рациональный |
Нерациональный |
|||
1 |
Плотность урока |
Не менее 60% и не более 75-80% |
Более 90% |
|
2 |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
1-2 |
|
3 |
Средняя продолжительности различных видов учебной деятельности |
Не более 10 мин. |
Более 15 мин. |
|
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена не позже чем через 7-10 мин. |
Смена через 10-20 мин. |
|
5 |
Количество видов преподавания |
Не менее 3-х |
1 |
|
6 |
Чередование видов преподавания |
Не позже чем через 10-15 мин. |
Не чередуются. |
|
7 |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
Нет |
|
8 |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими требованиями. |
В произвольной форме. |
|
9 |
Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. |
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
|
10 |
Наличие, место и продолжительность физкультминуток |
На 20 и 35 мин.урока. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторами каждого. |
Отсутствуют. |
|
11 |
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции. |
Преобладают отрицательные эмоции. |
|
12 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Не ранее 40 мин. |
До 30 мин. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.