– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
1. Упражнение «Угадайте слово». На доске записаны начальные и конечные буквы слов:
с ... н с ... т к ... ь
в ... л в .... т м ... о
(Возможные варианты слов: стакан, вокзал, салат, винегрет, кровать, метро, молоко.) Ученики записывают слова, обозначают орфограммы.
2. – Укажите род имён существительных.
2. Проверка домашней работы.
– Назовите одушевлённые существительные, которые вы выписали из задания № 9, тема 7 в рабочей тетради.
– Как вы их нашли?
– Какие существительные среднего рода вы выписали?
– Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? (Поставить в единственное число, начальную форму, чтобы слово отвечало на вопрос: кто? что?)
– Назовите существительные во мн.ч.
– Что помогает определить число? (Окончание и смысл – один или много предметов называет слово.)
1 3 3
– Посмотрите на выделенные жирным шрифтом слова в задании № 9 и сформулируйте тему урока-повторения. (Признаки имени существительного.)
– Какие признаки у существительного постоянные, а какие – непостоянные?
– Уточните тему урока. (Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.) Определение всех известных признаков у имени существительного называется разбором существительного как части речи.
Запись на доске и в тетрадях: Разбор существительного как части речи.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Русский язык
Урок 79 (71).
Тема: Разбор имени существительного как части речи:
– развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени
существительного как части речи;
– овладение умениями устной и письменной речи: понимания, редактирования (переработки) и воспроизведения текста.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
1. Упражнение «Угадайте слово». На доске записаны начальные и
конечные буквы слов:
с ... н с ... т к ... ь
в ... л в .... т м ... о
(Возможные варианты слов: стакан, вокзал, салат, винегрет,
кровать, метро, молоко.) Ученики записывают слова, обозначают
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1орфограммы.
2. – Укажите род имён существительных.
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
2. Проверка домашней работы.
– Назовите одушевлённые существительные, которые вы выписали из
задания № 9, тема 7 в рабочей тетради.
– Как вы их нашли?
– Какие существительные среднего рода вы выписали?
– Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?
(Поставить в единственное число, начальную форму, чтобы слово
отвечало на вопрос: кто? что?)
– Назовите существительные во мн.ч.
– Что помогает определить число? (Окончание и смысл – один или много
предметов называет слово.)
1 3 3
– Посмотрите на выделенные жирным шрифтом слова в задании № 9 и
сформулируйте тему урокаповторения.
(Признаки имени
существительного.)
– Какие признаки у существительного постоянные, а какие –
непостоянные?
– Уточните тему урока. (Постоянные и непостоянные признаки имени
существительного.) Определение всех известных признаков у имени
существительного называется разбором существительного как части
речи.
Запись на доске и в тетрадях: Разбор существительного как части
речи.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
© ООО «Баласс», 2013
2понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
III. Развитие
умений.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
3 4 6 1 3
– Как вы думаете, с чего следует начать разбор существительного?
Проверьте свои предположения.
1. Знакомство с порядком разбора имени существительного как
части речи (с. 39).
Чтение плана разбора и беседа по ходу чтения:
– Почему разбор начинается с вопроса к слову? (Чтобы определить часть
речи.)
– Почему название части речи даётся только в пункте 3? Можно ли дать
его раньше? Объясните.
– Почему сначала называем постоянные признаки, а затем непостоянные?
– Обратите внимание на образец разбора. Как оформляется запись?
Какие и как сокращаются слова при записи? (При необходимости можно
повторить правила сокращения слов.)
Упражнение в разборе имени существительного как части речи.
– Для чего нужно уметь выполнять этот разбор?
Упр. 263. Выполняется на доске с комментированием и в тетрадях.
2. Творческая работа – развитие речевых и правописных умений.
– Прочитайте текст (он представлен на слайде или раздаётся на
парты).
Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого
© ООО «Баласс», 2013
3медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем
безобидный.
Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их
содержимое.
– Чем интересен текст?
– А что в нём не понравилось, показалось «лишним»?
– Оправдан ли этот повтор?
– Какими словами можно заменить существительное морж? (Он,
великан, у него, зверь.) Отредактируйте и запишите текст.
Задание после записи:
1) Разберите по составу слово безобидный.
2) Разберите как часть речи существительные клыки, медведя.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Придумайте свои опорыподсказки для каждого пункта разбора
существительного как части речи.
Ученики придумывают, выбирают лучший вариант, который можно
всем записать в тетрадях.
IV. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013
4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 3, с. 41.
Деятельность учеников:
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
5