Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 90 (81).
Тема: Разбор местоимения как части речи
– Развитие умений определять признаки местоимений, формирование алгоритма разбора местоимения как части речи и
умений проводить его в нужной последовательности.
–
(редактирование).
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Совершенствование умений устной и письменной речи: нахождения речевых ошибок и их устранение
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Проверка домашнего задания.
1. Ученики называют лишние слова (упр. 2, с. 71), объясняют свой
выбор.
2. – Проверка выбранного вами варианта задания № 4, тема 8 в рабочей
тетради.
3. – Объясните, почему вы выбрали лишнее слово в задании № 7 в
рабочей тетради. Назовите начальную форму всех остальных форм
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2014
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
местоимений.
1 3 3
– Прочитайте ключевые слова на с. 70. (Какие из них называют признаки
местоимения как части речи?)
– Запишите эти слова. (Лицо, число, род.)
– Сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов. (Учиться
определять признаки местоимения как части речи.)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.
2 3 4 5 2
Знакомство с порядком разбора местоимения как части речи. Работа
над алгоритмом.
1. Чтение алгоритма на с. 67 и беседа по ходу чтения:
– Что такое местоимение?
– Почему их называют личные?
– У каких местоимений можно определить род? А число?
– Обратите внимание на образец записи. Какие слова сокращены? Как?
2. Разбор местоимения как части речи под руководством учителя.
Чтение предложения (представлено на слайде или доске):
Увидишь лису летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы.
– Назовите местоимение. Разберём его как часть речи на доске.
(В) ней – н.ф. она, мест., личное, 3е лицо, ед.ч., ж.р.
3. Выполнение заданий № 5, 6, тема 8 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
2IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 299 – развитие умений находить речевые ошибки, связанные с
повтором слов, и редактировать текст; разбирать местоимения как
части речи.
1) Чтение, нахождение речевой ошибки (неоправданный повтор имён
существительных Фонарь и Звезда), её устранение.
2) Запись исправленного текста.
Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и он увидел высоковысоко в
чёрном небе Звезду.
«Какая она маленькая, – подумал Фонарь. – А так высоко забралась.
Ей, наверное, страшно…»
Но как раз Звезде не было страшно, потому что она не собиралась
прыгать вниз.
3) Нахождение и подчёркивание личных местоимений.
4) Морфологический разбор местоимений.
2. Упр. 300 – наблюдение за игрой слов на основе местоимений.
Первые три строчки заканчиваются личными местоимениями вы,
мы, ты, которые в четвёртой строчке образуют слово вымыты.
Затем учащиеся разбирают местоимения (можно на выбор) как
часть речи.
3. Выборочная запись местоимений из текста.
Учитель читает текст по предложениям, дети должны услышать
местоимения и записать их.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
3Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась
около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала,
словно я отнял у неё птенца и она просила отдать его обратно.
Я не понимал, что ей нужно. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек
идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около
человека и ловит их на лету. (По К. Паустовскому)
Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Словарная работа.
– Запишите слова: фонарь, компьютер. Обозначьте орфограммы.
– Вам известны Царьколокол, Царьпушка, а есть ещё «Царьфонарь»,
который находится во ВладимироСуздальском музеезаповеднике.
Фонарь этот, высотой более двух метров, весом 160 кг, несли обычно
перед крестным ходом на Пасху восемь человек.
– Составьте предложение о «Царефонаре» и запишите его.
– Знаете ли вы, что первый персональный компьютер был изобретён не
американской фирмой, а на семь лет раньше конструктором из Омска
© ООО «Баласс», 2014
4V. Итог урока.
А.А. Гороховым? На промышленный образец денег не дали, изобретателя
попросили немного подождать. Он и ждал, пока за рубежом не изобрели
компьютер.
– Запишите однокоренные слова. (Компьютерщик, компьютерный.)
4 4
– Что общего в порядке разбора существительного и местоимения как
части речи? (Нужно поставить в начальную форму.)
– Какие признаки есть и у существительных, и у местоимений? (Число,
род.) У всех ли местоимений можно определить род? (Только у
местоимений 3го л. ед.ч.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 3, с. 71.
П. Задание № 9, тема 8 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Отличать местоимения от слов других частей речи.
Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
Писать предлоги с местоимениями раздельно.
© ООО «Баласс», 2014
5