Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок 136 (116).
Тема: Разбор предложений
– Развитие умений производить синтаксический разбор предложений в соответствии с разработанным порядком, по
образцу.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
1. Контрольный словарный диктант.
Фонарь, жёлтый, до свидания, завтра, дельфин, неделя, мечтать,
кроватка, сиреневый.
– Разберите по составу все имена прилагательные.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики читают подобранные дома предложения, а класс
определяет на слух, какие это предложения – распространённые или
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
нераспространённые.
иллюстрации.
Затем проверяется задание № 10, тема 11 в рабочей тетради.
Ученики читают сначала полный, затем «сокращённый» текст.
Предлагают план.
– Чем отличается «сокращённый» текст от плана?
1 3 3
– Прочитайте ключевые слова в конце темы. Все ли из них вам знакомы?
– Чем обычно мы заканчиваем изучение какойто большой темы?
Назовите ключевое слово для этого этапа изучения темы. (Разбор.)
– Сформулируйте задачи урока. (Обобщить всё изученное по теме,
научиться производить разбор предложений.)
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 6 1 3
1. Работа над алгоритмом. Составление памяткиобразца разбора
предложения.
– Прочитайте ещё раз ключевые слова темы.
– Как их можно объединить?
– По какому признаку предложения делятся на повествовательные,
вопросительные, побудительные? (По цели высказывания.)
Запишите: 1. Цель высказывания.
– Какой признак лежит в основе деления предложений на
восклицательные и невосклицательные? (Интонация.)
Запишите: 2. Интонация.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
© ООО «Баласс», 2014
2других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
– Какие есть главные члены предложения? Как подругому они
называются? (Грамматическая основа.)
Запишите: 3. Грамматическая основа.
4.
Второстепенные
члены
(распространённые,
– Соотнесите три последних признака: чем отличаются распространённые
предложения от нераспространённых?
(В распространённых
предложениях есть второстепенные члены.)
Запишите:
нераспространённые).
Памятка записывается на отдельном листочке.
2. Работа в учебнике.
1. Упр. 421 – формируется умение производить разбор предложений с
опорой на алгоритм.
Выполняется под руководством учителя.
Методическая рекомендация: при наличии второстепенных членов в
предложении сначала определяют второстепенные члены из состава
подлежащего, затем из состава сказуемого.
После устного разбора анализируется письменный образец (с. 155).
Его можно дополнить: в скобках после предложения указать
признаки: (повеств., невоскл., подл. и сказ., распр.)
– Что записано отдельно, после предложения? (Словосочетание.)
Это словосочетание выделено из предложения, так как от подлежащего
носы зависит второстепенный член сосулькины. Зависимость обозначена с
помощью вопроса и стрелки.
Все предложения коллективно разбираются по алгоритму. Два
последних – самостоятельно.
2. Упр. 414 – закрепляется умение производить письменный разбор
© ООО «Баласс», 2014
3предложения.
Выполняется самостоятельно по заданию.
Возможен вариант записи текста по памяти. Сначала ученики
читают текст.
– Как называется это стихотворение? («Лесачудеса».)
– В каком разделе книги для чтения мы его читали? («И кот учёный свои
мне сказки говорил».)
– Чем интересен этот лесной край? (Там никто никого не обижает, все
любят играть, читать стихи, разгадывать загадки.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Дополнительно.
Запись под диктовку учителя.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
© ООО «Баласс», 2014
4– Назовите орфограммы, которые вам встретились. Разберите
предложения по памятке.
I вариант: 1е предложение.
II вариант: 2е предложение.
Два ученика работают на доске. Коллективная проверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– Проверьте свои умения в разборе предложений.
Задание № 8, тема 11 в рабочей тетради.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2014
5V. Домашнее
задание.
1. «Дидактический материал», упр. 156. Выписать последнее
предложение из первого текста и письменно его разобрать.
2. Выполнить звукобуквенный анализ слова (у) ворот.
© ООО «Баласс», 2014
6