Учитель показывает рисунок стрекозы.
– Кто это? (Стрекоза.) Как пишется это слово?
– Назовите слова с буквой непроверяемого гласного в корне, к которым нельзя сделать рисунок. Выпишите такие слова из учебника на с. 185. (Мечта, неделя, сейчас, тоска, тоскует, фамилия, через.)
– Составьте с одним из них предложение с однородными членами и сложное предложение.
2. Проверка задания № 6, тема 12 в рабочей тетради.
– Расскажите о предложении, которое вам нужно было найти, на основе предложенной в задании схемы. (Это предложение сложное, в каждой части которого находятся однородные члены. В первой части есть два однородных сказуемых, а во второй – два однородных подлежащих.)
– Прочитайте это предложение.
– Назовите однородные сказуемые при одном подлежащем в 1-й части. (Найдёт, поселится рак-отшельник.)
– Назовите однородные подлежащие при одном сказуемом во 2-й части. (Клешни и усы торчат.)
– Почему во 2-й части при однородных членах нет запятой? (Их соединяет союз и.)
1 3 3
– Сегодня последний урок по теме «Простое и сложное предложение». Назовите ключевые слова этой темы. (Простое, сложное, грамматическая основа, однородные члены, запятая.)
– Добавьте последнее ключевое слово, которое покажет, что работа по изучению этой темы (раздела) завершена. (Разбор.)
– Запишите тему урока. (Разбор простого и сложного предложения.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Русский язык
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок 148 (126).
Тема: Разбор простого и сложного предложения
– Развитие умения производить синтаксический разбор предложения в соответствии с заданным порядком.
– Совершенствование правописных умений.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
Учитель показывает рисунок стрекозы.
– Кто это? (Стрекоза.) Как пишется это слово?
– Назовите слова с буквой непроверяемого гласного в корне, к которым
нельзя сделать рисунок. Выпишите такие слова из учебника на с. 185.
(Мечта, неделя, сейчас, тоска, тоскует, фамилия, через.)
– Составьте с одним из них предложение с однородными членами и сложное
предложение.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2014
12. Проверка задания № 6, тема 12 в рабочей тетради.
– Расскажите о предложении, которое вам нужно было найти, на основе
предложенной в задании схемы. (Это предложение сложное, в каждой части
которого находятся однородные члены. В первой части есть два однородных
сказуемых, а во второй – два однородных подлежащих.)
– Прочитайте это предложение.
– Назовите однородные сказуемые при одном подлежащем в 1й части.
(Найдёт, поселится ракотшельник.)
– Назовите однородные подлежащие при одном сказуемом во 2й части.
(Клешни и усы торчат.)
– Почему во 2й части при однородных членах нет запятой? (Их соединяет
союз и.)
1 3 3
– Сегодня последний урок по теме «Простое и сложное предложение».
Назовите ключевые слова этой темы. (Простое, сложное, грамматическая
основа, однородные члены, запятая.)
– Добавьте последнее ключевое слово, которое покажет, что работа по
изучению этой темы (раздела) завершена. (Разбор.)
– Запишите тему урока. (Разбор простого и сложного предложения.)
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 6 1 3
1. Знакомство с порядком разбора предложения.
– Вспомните, какие признаки мы называем, характеризуя предложение.
В каком порядке их располагаем?
II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
© ООО «Баласс», 2014
2– Сравните с порядком разбора предложения в учебнике на с. 181.
Чтение и комментирование алгоритма.
– Что нового в этом порядке вы отметили для себя?
– Обратите внимание на примеры.
– Как оформляется письменный разбор?
– Какие возможны сокращения?
– Выделите ключевые словаопоры для разбора. (Цель высказывания,
интонация, грамматическая основа, распространённость, однородные
члены, схема.)
– Расскажите порядок разбора в парах, опираясь на эти ключевые слова.
2. Упражнения в разборе предложений.
1. Упр. 457 – развивается умение производить разбор предложений.
Коллективная работа под руководством учителя.
2. Упр. 452 – развивается умение расставлять знаки препинания в
предложениях и выборочно производить разбор предложений.
Можно предложить для самостоятельной работы.
3. Письмо по памяти.
Упр. 158. «Дидактический материал».
Подготовительная работа проводится по вопросам в задании.
Для записи по памяти можно предложить первое четверостишие.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
© ООО «Баласс», 2014
3– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Чему учились на уроке? Какие получены результаты?
IV. Итог урока.
личностную рефлексию.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Повторить всё, что изучили о предложении, по ключевым словам в порядке
разбора предложения.
2. Упр. 164 («Дидактический материал»).
П. Задание № 10, тема 12 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
4