Разборы (памятка)
Оценка 4.8

Разборы (памятка)

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
русский язык
2 кл—4 кл
17.03.2018
Разборы (памятка)
Шаблон памятки "Разборы" можете дополнять, изменять. Содержит все четыре основные разбора, которые изучаются в начальной школе. Применяю со второго класса. Дети пользуются и после окончания начальной школы на уроках русского языка и в основной школе, дополняя информацией, которую получили в основной школе.
памятки разборов.docx
ПАМЯТКА   РАЗБОРА 1 – ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ (звукобуквенный) разбор: 1. Запишите слово, поставьте ударение, укажите границы слогов, запишите транскрипцию слова. 2. В столбик (по вертикали) запишите буквы, рядом звуки, которые они обозначают. Посчитайте и  запишите внизу, под чертой, количество слогов, букв, звуков. 3. Дайте характеристику каждому звуку. Если звук ГЛАСНЫЙ укажите ударный или безударный. Если звук СОГЛАСНЫЙ укажите:  звонкий  или глухой (в скобках укажи, имеет ли пару по звонкости­глухости);  твердый или мягкий (в скобках укажи, имеет ли пару по твердости ­ мягкости) ПАМЯТКА   РАЗБОРА 2 – МОРФЕМНЫЙ  (состав слова) разбор: 1. Определите ОКОНЧАНИЕ  (измените слово, с помощью слов НЕТ, ДАМ, ЛЮБУЮСЬ). 2. Выделите  ОСНОВУ (часть слова без окончания). 3. Выделите КОРЕНЬ (подберите родственные слова). 4. Выделите ПРИСТАВКУ и  СУФФИКС. ПАМЯТКА   РАЗБОРА 3 – МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  (часть речи) разбор: Запишите слово, задайте вопрос, определите часть речи, если  1. Имя существительное: 2. Начальная форма – (ед.ч., И.п.) 3. Постоянные признаки: род, склонение, одушевленность – неодушевленность,  нарицательность – собственность. 4. Стоит в форме:  падеж, число. 5. Чем является в предложении  (выписать словосочетание с вопросом, или основу  предложения с вопросом) Имя прилагательное: 1. Начальная форма – (м.р., ед.ч., И.п.) 2. Стоит в форме:  род, падеж, число. 3. Чем является в предложении  (выписать словосочетание с вопросом, или основу  предложения с вопросом) 1. Начальная форма – (что делать ? что сделать?), спряжение, вид Глагол: 2. Стоит в форме: время, число (Н, Б – лицо; П в ед.ч. ­ род) 3. Чем является в предложении  (выписать словосочетание с вопросом, или основу  предложения с вопросом) ПАМЯТКА   РАЗБОРА 4 – СИНТАКСИЧЕСКИЙ  (по членам предложения) разбор: Выделите ОСНОВУ предложения (подлежащее – КТО? ЧТО?,                                                                    сказуемое – что делает подлежащее) Задайте вопросы от основы к оставшимся словам и определите, каким членом  предложения является: 1. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какая? какой? чей?  и др.)   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО  (когда? где? куда? и др. ) _._._._._._._._._ ДОПОЛНЕНИЕ  (падежные вопросы)  _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _  ОБРАЗЕЦ: Ру/ка′, [рука]. р – [р] – согл., звон., твёр., непар.  у – [у] – глас., безуд. к – [к] – согл., твёр., глух., пар. а – [а] – глас., удар.                         4 б.. 4 зв., 2 слога Як, [й′ак]. Я [й ′] – согл., звон., непар., мяг., непар.   [а] – глас., удар.  к – [к] – согл., глух., твёр., пар.  2 б, 3 зв., 1 слог ОБРАЗЕЦ: ПРО ВОДНИК ОБРАЗЕЦ: Белеет парус одинокий в тумане. (В) тумане  (чём ?) –  сущ. 1. 2. Н.ф. – туман. 3. П.п.: м.р., 2 скл., неодуш., нариц. 4. 5. Белеет (где?) в тумане –  В форме П.п., ед.ч. обстоятельство 1. Одинокий (какой?) – прилаг. 2. Н.ф. – одинокий. 3. 4. Парус (какой?) одинокий – опред. В форме: м.р., ед.ч., И.п. 1. Белеет (что делает? ) – глаг. 2. Н.Ф. – белеть, 1 спр., несов.в. 3. Стоит в форме: Н., ед. ч., 3 л. 4. Парус (что делает ?) белеет. Белеет – сказ. ОБРАЗЕЦ:          По  темному  лесу  бежит   серый  заяц. Члены предложения Члены предложения Обозначения Отвечает на вопросы ГЛАВНЫЕ: Подлежащее  Сказуемое  Определение  Обстоятельство  Дополнение Кто?   Что? Что делать?   Что сделать? ВТОРОСТЕПЕННЫЕ: Какая? Какое? Какой? Какие? Когда? Где? Почему?  Зачем? Как? Откуда?  Падежные   вопросы Части речи Имя  существительное Имя  прилагательное Глагол   Местоимение  Предлоги  Союз  Называет Предмет, явления природы Признак предметам Действие предмета Слово ­ указатель Служат для связи слов Служит для связки слов и предложений Части речи Отвечает на вопросы Кто? Что? Какая? Какое? Какой? Какие? Медведь, ливень, парта, душа, ручка Пример Красивая, зеленое, солнечный, хмурые Что делать? Что сделать? Шуметь, играть, любил, гуляют Кто?  Я, мы, вы, ты и другие В, под, над, от, с, из, перед, на и другие А, но, и Падежи имен существительных название Сокращ. Именительный падеж И. п. Слово ­ помощник есть Вопрос  предлоги Член предложения Кто? Что? Родительный падеж Р. п. нет Кого? Чего? Винительный падеж В. п. вижу Кого? Что? Дательный падеж Д. п. дам Кому? Чему? Творительный падеж Т. п. доволен Кем? Чем? Предложный падеж П.п. думаю О ком? О чём?

Разборы (памятка)

Разборы (памятка)

Разборы (памятка)

Разборы (памятка)