Раздаточный материал "Логические операции и таблицы истинности" (8 класс, информатика)
Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
информатика
8 кл
18.06.2018
Решение логических задач табличным методом
Часто требуется из множества разрозненных фактов сделать выводы и принять
решение. Для этого сначала выделяются самые бесспорные и очевидные связи между
исходными фактами. Затем выдвигается и проверяется рабочая гипотеза относительно
других связей. Фиксировать логический ход рассуждений удобно при помощи таблицы [1].
Задача 1.
В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов - Брауна, Смита и Вессона,
умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:
1) Смит - самый высокий;
2) играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
3) играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
4) когда между альтистом и трубачем возникает ссора, Смит мирит их;
5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
Вопрос: На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя
инструментами?
Решение: Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие
клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее
высказывание. Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет только
двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах,
которыми остальные не владеют. Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни
на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое.
Следовательно, инструменты Брауна - альт и кларнет. Занесем это в таблицу 1, а
оставшиеся клетки столбцов "Альт" и "Кларнет" заполним нулями.
Таблица 1.
скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун 0 0 1 1 0 0
Смит 0 0 0
Вессон 0 0
Из таблицы 1 видно, что на трубе может играть только Вессон. Из условий 1 и 2
следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит , то
скрипачем является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь
определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями.
Таблица 2.
скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун 0 0 1 1 0 0
Смит 0 0 0 0
Вессон 1 1 0 0 1 1
Из таблицы 2 видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит. В результате
получим таблицу 3.
Таблица 3.
скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун 0 0 1 1 0 0
Смит 0 1 0 0 1 0
Вессон 1 1 0 0 1 1
Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит - на флейте и гобое, Вессон - на скрипке и
логические операции и таблицы истинности.docx
Основы логики.
Логические операции и таблицы истинности
1) Логическое умножение или конъюнкция:
F = A & B. F = A B.
Таблица истинности для конъюнкции
˄
4) Логическое следование или импликация:
F = A
Таблица истинности для импликации
B. →
A
1
1
0
0
B
1
0
1
0
F
1
0
0
0
A
1
1
0
0
B
1
0
1
0
F
1
0
1
1
2) Логическое сложение или дизъюнкция:
F = A + B. F = A B.˅
Таблица истинности для дизъюнкции
A
1
1
0
0
B
1
0
1
0
F
1
1
1
0
3) Логическое отрицание или инверсия:
¬А; А
Таблица истинности для инверсии
A
1
0
¬А
0
1
Логическая равнозначность или
5)
эквивалентность: F = A
Таблица истинности для эквивалентности
B. ↔
A
1
1
0
0
B
1
0
1
0
F
1
0
0
1
Порядок выполнения логических операций
в сложном логическом выражении
1. Инверсия
2. Конъюнкция
3. Дизъюнкция
4. Импликация
5. Эквивалентность
Для изменения указанного порядка
выполнения операций используются
скобки
Построение таблиц истинности и логических функций
Построение таблиц истинности: Алгоритм построения таблиц истинности для
сложных выражений:
подсчитать количество логических переменных – n
подсчитать количество строк: 2n
подсчитать количество столбцов: n+количество логических операций
Пример1: Составить таблицу истинности логического выражения:
D = ¬ А & (B ˅ C).
Решение:
1. Определить количество строк:
на входе три простых высказывания: А, В, С, поэтому n=3 и
общее количество строк = 23+заголовок таблицы = 9.
2. Определить количество столбцов:
простые переменные: А, В, С;
промежуточные результаты (логические операции):¬А инверсия; B˅C
операция дизъюнкции;
искомое значение арифметического выражения: ¬А&(B ˅C).
3. Заполнить столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.
A
0
0
0
0
1
1
1
1
B
0
0
1
1
0
0
1
1
C
0
1
0
1
0
1
0
1
¬ А B ˅ C
¬ А & (B ˅ C)
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
0
1
1
1
0
0
0
0
Построение логических функций. Правила построения логической функции по ее
таблице истинности:
1. Выделить в таблице истинности те строки, в которых значение функции равно 1.
2. Выписать искомую формулу в виде дизъюнкции нескольких логических элементов.
Число этих элементов равно числу выделенных строк.
3. Каждый логический элемент в этой дизъюнкции записать в виде конъюнкции
аргументов функции.
4. Если значение какоголибо аргумента функции в соответствующей строке таблице
равно 0, то этот аргумент взять с отрицанием.
Пример2: Пусть дана таблица истинности для некоторой логической функции Z(X,Y):
X
0
0
1
Y
0
1
0
Z
1
0
1 1
1
0
Составить логическую функцию для заданной таблицы истинности.
Решение.
1. В первой и третьей строках таблицы истинности значение функции равно 1.
2. Так как строки две, получаем дизъюнкцию двух элементов: ( ) ˅ ( ).
3. Каждый логический элемент в этой дизъюнкции запишим в виде конъюнкции
аргументов функции X и Y: (X & Y) V (X & Y).
4. Берем аргумент с отрицанием если его значение в соответствующей строке
таблицы равно 0 и получаем искомую функцию: Z (X, Y) =(¬ X & ¬Y) (X &˅
¬Y).
Составить таблицы истинности следующих выражений:
Задания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ссылка на источники:
1. http://www.webmath.ru/poleznoe/tables_istinnosti.php
2. http://umk.portal.kemsu.ru/uchmathematics/papers/posobie/r32.htm
3. http://inf.1september.ru/2007/13/00.htm
Раздаточный материал "Логические операции и таблицы истинности" (8 класс, информатика)
Раздаточный материал "Логические операции и таблицы истинности" (8 класс, информатика)
Раздаточный материал "Логические операции и таблицы истинности" (8 класс, информатика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.