Раздел долгосрочного планирования. Колебания математического и пружинного маятников.
Оценка 5

Раздел долгосрочного планирования. Колебания математического и пружинного маятников.

Оценка 5
docx
математика
23.04.2020
Раздел долгосрочного планирования. Колебания математического и пружинного маятников.
У8.docx

Раздел долгосрочного планирования:  Колебания и волны

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

класс: 9

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Колебания математического и пружинного маятников. Практическая работа «Расчет периода колебаний маятников различного типа»

Цели обучения, достигаемые на этом уроке  

9.2.5.6 - объяснять причины возникновения колебаний в различных колебательных системах;

9.2.5.7 - исследовать зависимость периода колебаний маятника от различных параметров.

Цель урока

Все учащиеся будут:

- объяснять причины возникновения колебаний в различных колебательных системах.

- исследовать зависимость периода колебаний маятника от различных параметров.

Большинство учащихся будут:

- применять формулы для расчета периода колебаний математического и пружинного маятников.

Некоторые учащиеся смогут:

исследовать зависимость периода колебаний маятника от массы, жесткости пружины, длины, ускорения свободного падения.

Критерии оценивания

Учащиеся:

- указывают причины возникновения колебаний в математическом и пружинном маятнике

- решают задачи по формулам, на нахождение периода колебаний математического и пружинного маятников

- решают задачи с преобразованием формул зависимости периода колебаний математического и пружинного маятников: от массы, жесткости пружины, длины, ускорения свободного падения

- делают выводы по проведенным экспериментам.

Языковые задачи

Специальная терминология и предметная лексика:

Масса тела, кофициент жесткости, ускорение свободного падения, период колебаний, пружинный маятник, математический маятник, частота колебаний, сила упругости.
Полезные выражения:

-мы наблюдали растяжение…..

-мы выявили различие и схожесть ….

-мы сравнили формулы периодов….

-эксперимент показал зависимость между периодом колебания и ….

Воспитание ценностей

Общенациональная идея «Мәнгілік Ел».

Экономический рост на основе индустриализации и инновации. Умение учиться, самостоятельно добывать информацию, анализировать создавшуюся ситуацию, через решение практических задач,составление кластеров, творческие задания, тесты на новую тему, эксперимент.

Межпредметная связь

Математика – через решение задач и расчеты неизвестных величин по формулам, перевод в стандартный вид числа.

История - через тестовые задания и сообщение по теме.и видеоролик.

Предыдущие знания

Понятие массы, ускорение свободного падения, значение числа π , сила упругости, кофициент жесткости.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

1 минута

Создание психологического настроя: «Подари добро всем»

Учитель и ученики приветствуют друг друга, стоя в кругу.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Присаживаемся за свои парты. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Желаю Вам удачи!

 

2 минуты

1)      Деление на 2 группы (объединение учащихся в группы по методу «Пазл»). Учащимся раздаются при входе пазлы на выбор и в дальнейшем они должны объединиться в группы по картинкам которые изображены на пазлах. Чтобы соединить все в одну картинку. Соединив пазлы учащиеся смогут назвать тему урока.

2)      Постановка темы урока.

3)      Предварительно на столы учащихся положить карту урока, в которую учащиеся будут заносить полученные баллы за каждое задание. По окончанию урока учащиеся, смогут оценить себя, на каком уровне находятся.

3)  Учитель обращает внимание учащихся на правила                  урока, которые вывешены на доске:

Карточки – пазлы

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2.

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Актуализация предварительных  знаний

 

Учащимся предлагается ответить на вопросы по стратегии «Спагетти гейм». Раздаются по 10 вопросов каждому учащемуся, пронумерованных в виде спагетти. Учащиеся не должны открывать их. Учитель называет номер вопроса на который должен ответить учащийся.

Цель: выявить уровень знаний учащихся по пройденным темам.

Критерии: - понимают и поясняют основные понятия механических колебаний.

- записывают формулы для нахождения неизвестных величин.

ФО взаимооценивание и оценивание учителя.

2) АМО «Физический диктант» - учащимся диктуются определения, к которым они должны написать формулы.

Дифференциация: по темпу

Дескрипторы обучающиеся правильно:

- записывают формулы:

1.       Закон Гука.

2.      Частота колебаний.

3.      Период колебаний.

4.      Величина обратная периоду.

5.      Величина обратная частоте.

6.      Кинетическая энергия.

7.      Потенциальная энергия упругодеформированного тела (например, сжатой или растянутой пружины).

8.      Сила тяжести.

9.      Полная энергия колебательного тела.

10.  Второй закон Ньютона.

 за каждую формулу учащийся получает 1 звездочку, всего 10 

ФО: самооценивание, оценивание учителем.

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Середина урока

10 мин

Видеофрагмент: Сведения об ученых.

Учащиеся заранее подготавливают материал по теме об ученых, связанных с материалом изучаемым на уроке.

Готовят мини-сообщение на данную тему

Учитель: устройства в которых могут осуществляться колебательные процессы, называются колебательными системами. Рассмотрим колебания простейших из таких систем  математического и пружинного маятников.

Группы получают задания для изучения маятников.

Цель:

- объяснять причины возникновения колебаний в различных колебательных системах.

- исследовать зависимость периода колебаний маятника от различных параметров.

Групповая работа по методу «Канцепт карта».

1 группа - изучает математический маятник.

2 группа - пружинный маятник.

Защита кластера у доски. Из каждой группы спикер у доски рассказывает о своем маятнике.

ФО: взаимооценивание между группами

Использование  ресурса bilimland.kz

Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

8 мин

Задание 2

Решение задач (Закрепление)

Цель: применять формулы для расчета периода колебаний математического и пружинного маятников.

Дифференциация: по уровню знаний

Уровень А

Критерии:

- решают задачи по формулам, на нахождение периода колебаний математического и пружинного маятников

№1 Вычислите период колебаний  математического маятника длиной 1 м.

Дано:              Решение:

l = 1 м           T = 2π          T = 2π=  2 с

g = 9,8 м/с2

Т -?                                          Ответ: Т = 2 с.

№2 Вычислите период колебаний  тела массой  4000 г, подвешенного к пружине с коэффициентом жесткости 10Н/м.

Дано:               СИ                        Решение:

m = 4000 г     4 кг                 T = 2π     T = 2π =  4 с     

k = 10 Н/м                                   

Т -?                                       Ответ: Т = 4 с.

 

Дескрипторы:учащиеся правильно:

1. Записывают условие задачи-1

2. Переводят значения в систему СИ-1

3. Применяют формулу для нахождения периода математического маятника-/ пружинного маятника-1

4. Делают расчеты-1

5. Записывают ответ-1

 

Уровень В

Критерии:

- решают задачи с преобразованием формул зависимости периода колебаний математического и пружинного маятников: от массы, жесткости пружины, длины, ускорения свободного падения

№ 3  Какой длины должна быть длина математического маятника, чтобы период его колебаний был равен 1 с?

Дано:                      Решение:

Т = 1 с            T = 2π        l =       l= = 0,25 м

g = 9,8 м/с2            

l -?                                    Ответ:  l = 0,25 м.

 

Дескрипторы: учащиеся правильно:

1. Записывают условие

2. Применяют формулу для нахождения периода математического маятника

3. Преобразовывают формулы

4. Производят расчеты

5. Записывают ответ

Ф.О.: самооценивание по дескрипторам.

Учебник Закирова Н.А. 2019г ПРОЕКТ

п 26

 

Физминутка

«Маятник»

1мин

  l, k, T, m, π, g, ω, ν, х, А;1c, 1c-1, 1м, 1 Н, 1 кг, 1м , 1 Гц, 1рад, 1м , 3,14.

 М             с2                    с      с2  

Сопоставить карточки поднимая и вставая, которые будут соответствовать величине высвеченным на экране

 

5 мин

Тест «Математический и пружинный маятник»

Дескрипторы:учащиеся правильно:

1.определяет ученого,который ввел понятие маятника

2.знает определение математического маятника

3.находит изменение периода нитяного маятника

4.находит пропорциональность периода

5.определяет направление вектора ускорения

Ф.О.:взаимооценивание по дескрипторам.

Приложение 7

 

Конец урока

З мин

Учащиеся заполняют до конца карту урока. И подсчитывают звездочки за урок. Комментарии учителя. Подведение итогов по оценочому листу (рефлексия)

20-25     Ты супер! У тебя сегодня всё получилось

14-19   Молодец! Хорошо работал сегодня на уроке, но были недочёты

5-13   Ты старался, но что то пошло не так. Повтори пройденный материал.

И по методу «Светофор» оценивают себя

http://volna.org/wp-content/uploads/2014/11/podviedieniie_itoghov_uroka__rieflieksiia5.png

Домашнее задание

Дифференциация: по уровню сложности и по источникам.

Учащимся предлагается выполнить по их желанию практические работы разных уровней сложности.

Для всех § 26.

Приложение 8

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация цели: для всех, для многих, для некоторых.

Дифференциация по классификации – смешанные гендерные группы:

Дифференциренциация по уровню сложности и поддержке.

Дифференцированная домашняя работа

Использованы методы,

1. Самооценивание учащихся по ключу (самопроверка)

2. Пpиeм «Cветофор»

(взаимопроверка)

критерии, дескрипторы.

Инструктаж по ТБ

Урок запланирован с учетом возрастных особенностей учащихся. На данный урок предусмотрена постоянная смена деятельности, что позволяет ученикам быть активными.

Используется физминутка.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной  цель урока  или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

 

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

                                                                                                                                                                        


 

Приложение

 

Приложение 1

Фамилия, имя учащегося:

1 этап урока

«Спагетти гейм».

 

 

 

 

 

 

 

2 этап урока

«Физический диктант»

 

 

 

 

 

 

 

3 этап урока

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

4 этап урока

Решение задач

 

 

 

 

 

 

 

5 этап урока

 

Тесты

 

Итого

 

 

Приложение 2

1.      Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.

2.      Помогаем  каждому достичь успеха.

3.      Успех одного приносит пользу всем.

4.      Помогаем друг другу.

5.      Сотрудничаем.

6.       Разбираемся в вопросах.

7.      Приобретаем знания.

8.      Делимся знаниями с другими.

Приложение 3

Задание 1

1.      Движения, которые точно или приблизительно точно повторяются через определенный промежуток времени, называются…МЕХАНИЧЕСКИМИ   КОЛЕБАНИЯМИ.

2.      Колебания, которые возникают после того, как система была выведена из состояния равновесия и представлена самой себе, называются …СВОБОДНЫМИ.

3.      Колебания, происходящие под действием внешней периодической силы, называются … ВЫНУЖДЕННЫМИ,

4.      Механические колебания, которые происходят под действием силы, пропорциональной смещению и направленной противоположно ему,  являются  … ГАРМОНИЧЕСКИМИ КОЛЕБАНИЯМИ.

5.      Минимальный интервал времени, через который происходит повторение движения, называется … ПЕРИОДОМ КОЛЕБАНИЙ.

6.      Число колебаний в единицу времени называется  … ЧАСТОТОЙ  КОЛЕБАНИЙ.

7.      Наибольшее по модулю смещение тела от положения равновесия называется …  АМПЛИТУДОЙ.

8.      Свободные колебания являются  … ЗАТУХАЮЩИМИ.

9.      Вынужденные  колебания являются  .… НЕЗАТУХАЮЩИМИ.

10.  Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты колебаний вынуждающей силы и собственной частоты колебательной системы называется  …  РЕЗОНАНСОМ.

Приложение 4

Задание 2 для физического диктанта

11.  Закон Гука.

12.  Частота колебаний.

13.  Период колебаний.

14.  Величина обратная периоду.

15.  Величина обратная частоте.

16.  Кинетическая энергия.

17.  Потенциальная энергия упругодеформированного тела (например, сжатой или растянутой пружины).

18.  Сила тяжести.

19.  Полная энергия колебательного тела.

20.  Второй закон Ньютона.

Приложение 5

1 группа изучает математический маятник.

Задание: заполнить кластер

 

Опыт: по наблюдению колебаний тяжелого шарика

на длинной нити:

А) сохраняя одну и туже длину, подвешивать

разные шары

В) отклонять его на разные углы

С) менять длину маятника

 


Oval: Математический
маятник
                  Период колебаний                                                                            Период колебаний

                          зависит от:                                                                                        не  зависит от:

 

 

 


                                               Определение                         Формула для периода колебаний

                                                                                                  математического маятника

2 группа  - пружинный  маятник.

Опыт: по наблюдению колебаний груза подвешенного

на пружине :

А) изменить массу груза

В) изменить смещение

С) изменить жесткость пружины –

                       1) соединив последовательно две пружины;

             2) соединив параллельно две пружины.

 


Oval: Пружинный  
маятник
                  Период колебаний                                                                            Период колебаний

                          зависит от:                                                                                        не  зависит от:

 

 

 


                                               Определение                         Формула для периода колебаний

                                                                                                  пружинного маятника

 

 

 

 

 

Приложение 6

Сведения об ученых

Галилео Галилей – великий итальянский ученый – один из создателей точного естествознания, всю свою жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важных открытий. Родился в городе Пизе, известном своей наклонной башней. Учился сначала в монастырской школе, а затем в университете. Уже в студенческие годы Галилей увлекся изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось предание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качаниями зажженных лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени медицину пришлось ему оставить и сосредоточиться на физике.

Христиан Гюйгенс – голландский физик, математик, механик и астроном. Родился в Гааге. Обучался в Лейденском университете юридическим наукам, но не прекращал занятия математикой. Опираясь на исследования Галилея, он решил ряд задач механики. В 1656 году в возрасте 27 лет им были сконструированы первые маятниковые часы со спусковым механизмом. Создание часов, измеряющих время с невиданной для той поры точностью, имело далеко идущие последствия для развития физического эксперимента и практической деятельности человека. До этого ведь время измеряли по истечению воды, горению факела или свечи. Созданная Гюйгенсом к 1673 году теория колебаний явилась одним из оснований для понимания потом природы света

Приложение 7

        Тест  « Математический и пружинный маятник»

   1. Ученый, который ввел понятие маятник?

1) Фуко;                    2) Галилей;               3) Максвелл.

   2. Математический маятник – это…

1) груз, подвешенный на нити;

2) груз, подвешенный на пружине;

3) материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити.  

3. Как изменится период нитяного маятника, если его массу увеличить в 2 раза?

1) не изменится;                   2) увеличится в 2 раза;        3) увеличится в   раз.

 4. Пружинный маятник массой m совершает свободные гармонические колебания на Марсе. Период колебаний такого маятника прямо пропорционален

1) m;                  2) ;                 3) .

5. Грузик, подвешенный на нити, совершает свободныеUntitled-Scanned-01.jpg колебания между точками А и С (см. рисунок).

Как направлен вектор ускорения грузика в точке В?

1) 1;         2) 2;         3) 3;                 4) 4.     

 

 

 

 

Приложение 8

 Практическая работа. «Расчет периода колебаний маятников различного типа»

Цель: Повторить, закрепить и проверить на практике физические понятия:                 колебательное движение, колебательные системы, физические характеристики колебаний.

1.      Определить по графику, уравнению - период, частоту и амплитуду колебаний.

2.      Развивать практические навыки и проведение экспериментальных работ, навыки решения задач, использовать полученные знания для объяснения физических процессов.

3.      Развивать умения выделять главное, обобщать.

ЗАДАЧА №1. (ГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА)

Краткосрочный план по физике 9кл на тему Практическая работа №5 РАСЧЕТ ПЕРИОДА МАЯТНИКОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПАПо графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду, период, частоту колебаний маятника.

 

                                 ЗАДАЧА №2. (РАБОТА С УРАВНЕНИЕМ)

Найти амплитуду период, частоту колебаний маятника по уравнению X=0,8 cos 4πt

ЗАДАЧА №3. (ЗАДАЧА НА СРАВНЕНИЕ)

КАК ИЗМЕНИТСЯ ПЕРИОД КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГОМАЯТНИКА, ЕСЛИ ЕГО МАССА УМЕНЬШИЛАСЬ В 9 РАЗ.


 

Раздел долгосрочного планирования:

Раздел долгосрочного планирования:

Запланированные этапы урокаВиды упражнений, запланированных на урок:Ресурсы

Запланированные этапы урокаВиды упражнений, запланированных на урок:Ресурсы

Сила тяжести. 2. Полная энергия колебательного тела

Сила тяжести. 2. Полная энергия колебательного тела

Делают расчеты-1 5. Записывают ответ-1

Делают расчеты-1 5. Записывают ответ-1

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку?

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку?

Приложение Приложение 1

Приложение Приложение 1

Механические колебания, которые происходят под действием силы, пропорциональной смещению и направленной противоположно ему, являются …

Механические колебания, которые происходят под действием силы, пропорциональной смещению и направленной противоположно ему, являются …

А) изменить массу груза В) изменить смещение

А) изменить массу груза В) изменить смещение

Как изменится период нитяного маятника, если его массу увеличить в 2 раза? 1) не изменится; 2) увеличится в 2 раза; 3) увеличится в раз

Как изменится период нитяного маятника, если его массу увеличить в 2 раза? 1) не изменится; 2) увеличится в 2 раза; 3) увеличится в раз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020