Различные подходы к самостоятельной деятельности на уроках математики

  • docx
  • 04.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ..docx

 

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

                                         «Самостоятельность одно из ведущих качеств личности,

  выражающееся в умении ставить перед собой определенные

                                             цели и добиваться их достижения собственными силами.

                               Самостоятельность предусматривает ответственное отношение

                                    человека к своему поведению, способность действовать                                              сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке,

но и в новых условиях, в том числе требующих принятия

нестандартных решений».

Российская педагогическая энциклопедия (Том 2,стр. 310).

 

 

Цель моей работы: развитие у учащихся интереса к изучению математики через различные подходы к самостоятельной деятельности в процессе обучения.

Задачи:

·         развивать способность к активному творческому овладению знаниями;

·         развивать самостоятельное мышление учащихся;

·         включать их в творческую деятельность;

·         ознакомить с математическим стилем и методами проведения математических исследований.

 

Актуальность: правильно организованная самостоятельная работа способствует повышению познавательной активности учащихся, выработке у них самостоятельного мышления, творческого отношения к самостоятельной деятельности.

      В дальнейшем это поможет формированию учебной деятельности, в работе факультативов и кружков, в конкурсах и олимпиадах, подготовке докладов на научные конференции школьников.

      Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения и развития мышления учащихся.

      В современных условиях недостаточно передать обучающемуся какой-то определенный набор знаний, жизнь требует формировать способность к творчеству и уметь превращать это творчество в норму.

Современный педагог должен научить детей самостоятельной работе по добыванию знаний. Борис Петрович Есипов: «самостоятельная работа – это работа учащихся, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выявляя в той или иной форме результаты своих умственных действий».

      В своей работе на уроках математики и при выполнении домашних заданий применяю различные виды самостоятельных работ:

1) воспроизводящие работы по образцу;

2) вариативные работы;

3) реконструктивные работы;

4) творческие, исследовательские.

     Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся прежде всего проявляются в особенностях её протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно - практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. 

 

v  Вариативные самостоятельные работы - переход от воспроизводящей к познавательной и практической деятельности.

     В рамках вариативной самостоятельной работы познавательные и практические действия совершаются в ходе преобразующего воспроизведения уже известных знаний и образцов решения задач. В то же время деятельность приобретает более гибкий и вариативный характер и при этом направлена на получение учащимися новой информации преимущественно посредством логических выводов.

      В ходе выполнение таких работ проявляется высокий уровень самостоятельности и познавательной активности учащихся. Они обучаются раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения. Через весь процесс этой работы учащиеся проникают в суть изучаемого явления, находят новые варианты для решения заданий.

С помощью этих работ возникает формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, полнота аргументации, логики рассуждений.

      Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, так как самостоятельные работы включают задания на поиск второго, а может и нескольких способов решения задачи.

 При этом они учатся:

·         применять теоретические знания в новых неожиданных ситуациях;

·         организовывать свою работу;

·         делать выводы;

·         предлагать свой вариант задачи.

 

1)      Текстуальные (различные логические задания по тексту) вариативные самостоятельные работы по геометрии.

Решение геометрических задач - это своеобразный этап творчества и обучить ему учащихся – процесс трудоёмкий, требующий больших временных затрат.  Во многих случаях учащиеся не умеют всесторонне рассмотреть геометрический объект – смотрят, но не видят его. 

 

Тема «Измерение отрезков», 7 класс.

Этапы урока: во время текущей проверки знаний.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся: выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда.

 

 

 

Тема «Измерение отрезков»,   7 класс.

 

Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала (задание 1);

                          при повторении ранее изученного материала (задание 2).

Направление деятельности: организационно-техническая.

Особенности  самостоятельности учащихся: умение работать по заранее составленному плану

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Площадь параллелограмма», 8 класс.

Этапы урока: при повторении ранее изученного материала.

Направление деятельности: познавательная.

Особенности  самостоятельности учащихся:  умение работать по заранее составленному плану.

 

Тема «Подобие», 8 класс.

Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.

Направление деятельности: организационно-техническая.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

 

 

 

 

2)      Смысловые (предполагают составление и решение задач) вариативные самостоятельные работы по геометрии.

Очень важно уметь «увидеть» чертёж, «читать» его, от этого зависит качество усвоения геометрического содержания. И здесь, недостаточно просто запомнить и воспроизвести то, что лежит на поверхности, надо увидеть содержащиеся в чертеже связи и зависимости, а это значит наполнить восприятие чертежа размышлениями.

 

 

Тема «Признаки равенства треугольников», 7 класс.

Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3)      Иллюстративные (работа по чертежам и графикам) самостоятельные работы по геометрии.

Благодаря выполнению этих самостоятельных работ, стимулируются практические и познавательные действия учащихся по применению им ранее полученных знаний и опыта познавательной деятельности.

 

Тема «Признаки равенства треугольников», 7 класс.

Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся:  умение работать по заранее составленному плану.

 

 

 

 

 

 

Тема «Площади Фигур», 8 класс.

Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся:  выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда, умение работать по заранее составленному плану.

 

 

 

  

Тема «Площади Фигур», 7 класс.

Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся:  выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда, умение работать по заранее составленному плану.

Задание.

1. Изобразить «математическое лицо», используя геометрические фигуры квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник.

2.  Найти площадь заштрихованной фигуры.

 

 

 

v Реконструктивные самостоятельные работы.

Данный вид работы предполагает выполнение обучающимся интеллектуальных и практических действий в плане реконструирования и преобразования структуры учебных текстов и личного опыта решения задач. Благодаря уже имеющимся знаниям и опыту решению задач по образцу обучающийся уже может самостоятельно осмыслить структуру изучаемого материала, дать описание действий, проанализировать и предвосхитить возможный результат этих действий.

Особенность данного типа работы заключается в том, что в самом задании сообщается общая идея решения, однако обучающимся требуется ее развить в конкретный способ решения в соответствии с условиями задания.

Тема «Площадь кругового сектора», 9 касс.

Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся:  выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда.

Задание. Вывести формулу для вычисления площади кругового сектора с помощью рисунков.

 

 

Тема «Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника», 7 касс (п.33)

Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

 

Задание. К формулировкам теоремы и следствий выполнить соответствующие чертежи и записи.

 

 

 

Тема «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного  треугольника», 8 класс.

Этапы урока:  при повторении ранее изученного материала.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

Задание. Дан параллелограмм АВСD. Найти синус, косинус, тангенс углов по выбору. Найти площадь параллелограмма тремя  способами.

 

 

Математические диктанты.

Этапы урока:  во время текущей проверки знаний .

Направление деятельности: познавательная.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

 

 

 

 

Тема «Квадратный трехчлен», 9 класс.

Этапы урока:  во время текущей проверки знаний.

Направление деятельности: познавательная.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

 

Актуальность этой работы связана с формированием у обучающихся целостности знаний по нескольким темам.  

 Эффективность работы позволяет сформировать математические знания в комплексе различных заданий.

 

 

v Творческие самостоятельные работы.

При решении задач данного типа деятельность обучающегося постепенно освобождается от известных ему шаблонов и образцов, которые были ранее сформированы, а сама деятельность приобретает гибкий поисковый характер. Новая форма деятельности складывается из умственных и практических действий, которые в процессе реального мышления обучающегося являются совокупностью суждений и умозаключений при разработке существенно новых принципов и планов решений задач.

 

Тема «Площадь треугольника», 8 класс.

Этапы урока:  во время сообщения учителем нового материала.

Направление деятельности: познавательная.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

 

 

   

Тема «Теорема синусов», 9 класс.

Этапы урока:  при закреплении знаний, навыков и умений.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

Задание.

1 учащийся – составляет задачи;

2 учащийся – решает задачи (если в условии найдена ошибка, то исправить).

 

 

 

Лабораторная работа по теме «Десятичные дроби», 6 класс.

Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений,  при организации работы с учебником или какой-либо дополнительной литературой.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся:  правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности

 

 

 

 

 

Тема «Построение графика линейной функции», 7 класс.

Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.

Направление деятельности: практическая.

Особенности  самостоятельности учащихся:  правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности

 

 

 

 

Тема: «ГЕОМЕТРИЯ В ДИЗАЙНЕ ШКОЛЫ»

 

 Фото коридора в нашей школе