РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
«Самостоятельность одно из ведущих качеств личности,
выражающееся в умении ставить перед собой определенные
цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельность предусматривает ответственное отношение
человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке,
но и в новых условиях, в том числе требующих принятия
нестандартных решений».
Российская педагогическая энциклопедия (Том 2,стр. 310).
Цель моей работы: развитие у учащихся интереса к изучению математики через различные подходы к самостоятельной деятельности в процессе обучения.
Задачи:
· развивать способность к активному творческому овладению знаниями;
· развивать самостоятельное мышление учащихся;
· включать их в творческую деятельность;
· ознакомить с математическим стилем и методами проведения математических исследований.
Актуальность: правильно организованная самостоятельная работа способствует повышению познавательной активности учащихся, выработке у них самостоятельного мышления, творческого отношения к самостоятельной деятельности.
В дальнейшем это поможет формированию учебной деятельности, в работе факультативов и кружков, в конкурсах и олимпиадах, подготовке докладов на научные конференции школьников.
Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения и развития мышления учащихся.
В современных условиях недостаточно передать обучающемуся какой-то определенный набор знаний, жизнь требует формировать способность к творчеству и уметь превращать это творчество в норму.
Современный педагог должен научить детей самостоятельной работе по добыванию знаний. Борис Петрович Есипов: «самостоятельная работа – это работа учащихся, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выявляя в той или иной форме результаты своих умственных действий».
В своей работе на уроках математики и при выполнении домашних заданий применяю различные виды самостоятельных работ:
1) воспроизводящие работы по образцу;
2) вариативные работы;
3) реконструктивные работы;
4) творческие, исследовательские.
Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся прежде всего проявляются в особенностях её протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно - практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
v Вариативные самостоятельные работы - переход от воспроизводящей к познавательной и практической деятельности.
В рамках вариативной самостоятельной работы познавательные и практические действия совершаются в ходе преобразующего воспроизведения уже известных знаний и образцов решения задач. В то же время деятельность приобретает более гибкий и вариативный характер и при этом направлена на получение учащимися новой информации преимущественно посредством логических выводов.
В ходе выполнение таких работ проявляется высокий уровень самостоятельности и познавательной активности учащихся. Они обучаются раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения. Через весь процесс этой работы учащиеся проникают в суть изучаемого явления, находят новые варианты для решения заданий.
С помощью этих работ возникает формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, полнота аргументации, логики рассуждений.
Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, так как самостоятельные работы включают задания на поиск второго, а может и нескольких способов решения задачи.
При этом они учатся:
· применять теоретические знания в новых неожиданных ситуациях;
· организовывать свою работу;
· делать выводы;
· предлагать свой вариант задачи.
1) Текстуальные (различные логические задания по тексту) вариативные самостоятельные работы по геометрии.
Решение геометрических задач - это своеобразный этап творчества и обучить ему учащихся – процесс трудоёмкий, требующий больших временных затрат. Во многих случаях учащиеся не умеют всесторонне рассмотреть геометрический объект – смотрят, но не видят его.
Тема «Измерение отрезков», 7 класс.
Этапы урока: во время текущей проверки знаний.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда.
Тема «Измерение отрезков», 7 класс.
Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала (задание 1);
при повторении ранее изученного материала (задание 2).
Направление деятельности: организационно-техническая.
Особенности самостоятельности учащихся: умение работать по заранее составленному плану
Тема «Площадь параллелограмма», 8 класс.
Этапы урока: при повторении ранее изученного материала.
Направление деятельности: познавательная.
Особенности самостоятельности учащихся: умение работать по заранее составленному плану.
Тема «Подобие», 8 класс.
Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.
Направление деятельности: организационно-техническая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
2) Смысловые (предполагают составление и решение задач) вариативные самостоятельные работы по геометрии.
Очень важно уметь «увидеть» чертёж, «читать» его, от этого зависит качество усвоения геометрического содержания. И здесь, недостаточно просто запомнить и воспроизвести то, что лежит на поверхности, надо увидеть содержащиеся в чертеже связи и зависимости, а это значит наполнить восприятие чертежа размышлениями.
Тема «Признаки равенства треугольников», 7 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
3) Иллюстративные (работа по чертежам и графикам) самостоятельные работы по геометрии.
Благодаря выполнению этих самостоятельных работ, стимулируются практические и познавательные действия учащихся по применению им ранее полученных знаний и опыта познавательной деятельности.
Тема «Признаки равенства треугольников», 7 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: умение работать по заранее составленному плану.
Тема «Площади Фигур», 8 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда, умение работать по заранее составленному плану.
|
|
Тема «Площади Фигур», 7 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда, умение работать по заранее составленному плану.
Задание.
1. Изобразить «математическое лицо», используя геометрические фигуры квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник.
2. Найти площадь заштрихованной фигуры.
|
|
|
|
v Реконструктивные самостоятельные работы.
Данный вид работы предполагает выполнение обучающимся интеллектуальных и практических действий в плане реконструирования и преобразования структуры учебных текстов и личного опыта решения задач. Благодаря уже имеющимся знаниям и опыту решению задач по образцу обучающийся уже может самостоятельно осмыслить структуру изучаемого материала, дать описание действий, проанализировать и предвосхитить возможный результат этих действий.
Особенность данного типа работы заключается в том, что в самом задании сообщается общая идея решения, однако обучающимся требуется ее развить в конкретный способ решения в соответствии с условиями задания.
Тема «Площадь кругового сектора», 9 касс.
Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда.
Задание. Вывести формулу для вычисления площади кругового сектора с помощью рисунков.
Тема «Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника», 7 касс (п.33)
Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
Задание. К формулировкам теоремы и следствий выполнить соответствующие чертежи и записи.
|
|
Тема «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», 8 класс.
Этапы урока: при повторении ранее изученного материала.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
Задание. Дан параллелограмм АВСD. Найти синус, косинус, тангенс углов по выбору. Найти площадь параллелограмма тремя способами.
|
|
Математические диктанты.
Этапы урока: во время текущей проверки знаний .
Направление деятельности: познавательная.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
Тема «Квадратный трехчлен», 9 класс.
Этапы урока: во время текущей проверки знаний.
Направление деятельности: познавательная.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
Актуальность этой работы связана с формированием у обучающихся целостности знаний по нескольким темам.
Эффективность работы позволяет сформировать математические знания в комплексе различных заданий.
v Творческие самостоятельные работы.
При решении задач данного типа деятельность обучающегося постепенно освобождается от известных ему шаблонов и образцов, которые были ранее сформированы, а сама деятельность приобретает гибкий поисковый характер. Новая форма деятельности складывается из умственных и практических действий, которые в процессе реального мышления обучающегося являются совокупностью суждений и умозаключений при разработке существенно новых принципов и планов решений задач.
Тема «Площадь треугольника», 8 класс.
Этапы урока: во время сообщения учителем нового материала.
Направление деятельности: познавательная.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
|
|
Тема «Теорема синусов», 9 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.
Задание.
1 учащийся – составляет задачи;
2 учащийся – решает задачи (если в условии найдена ошибка, то исправить).
|
|
Лабораторная работа по теме «Десятичные дроби», 6 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений, при организации работы с учебником или какой-либо дополнительной литературой.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности
Тема «Построение графика линейной функции», 7 класс.
Этапы урока: при закреплении знаний, навыков и умений.
Направление деятельности: практическая.
Особенности самостоятельности учащихся: правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности
Тема: «ГЕОМЕТРИЯ В ДИЗАЙНЕ ШКОЛЫ»
Фото коридора в нашей школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.