Разложение на множители
с помощью формул квадрата суммы и разности
Цели: показать, как применяются формулы квадрата суммы и квадрата разности при разложении на множители трехчленов; формировать умение выполнять данное действие.
Ход урока
I. Устная работа.
1. Выполните возведение в квадрат.
а) (х – 2)2; б) (2 + х)2; в) (–х + 2)2; г) (–х – 2)2.
2. Будут ли тождественно равны следующие выражения:
а) (а – 2)2 и (2 – а)2; в) (3 – с)2 и (–с + 3)2;
б) (х – 1)2 и (1 + х)2; г) (–у – 5)2 и (у + 5)2?
3. Представьте выражение в виде квадрата одночлена.
а) 25а2; в) y2; д)
2,25т4;
б) 121х2; г) 0,64с4; е)
n6.
II. Объяснение нового материала.
1.– Что значит «разложить на множители многочлен»?
– Какие вы знаете способы разложения многочлена на множители?
– При решении каких задач пригодится умение раскладывать многочлен на множители?
2. Познакомимся с ещё одним способом разложения многочлена на множители. Этот способ состоит в применении формул квадрата суммы и разности.
3. выводы:
1) с помощью формул квадрата суммы и разности можно раскладывать на множители только трёхчлены;
2) чтобы трёхчлен раскладывался на множители, два его члена должны являться квадратами некоторых одночленов, а третий член должен быть удвоенным произведением этих одночленов.
III. Формирование умений и навыков.
1. № 833, № 834.
Пример: .
Проверка:
Затем проверку можно будет делать устно.
2. № 836, № 837.
№ 836.
Решение:
а) * + 56а + 49.
б) 36 – 12х + * .
в)
г) 0,01b2 + * + 100c2.
3. № 839 (а, в, г).
Перед выполнением этого номера следует привести пример.–х2 + 2х – 1 = –(х2 – 2х + 1) = –(х – 1)2.
Решение:
а) –1 + 4а – 4а2 = –(1 – 4а + 4а2) = – (1 – 2а)2;
в) 24 ab – 16a2 – 9b2 = –(16a2 – 24 ab + 9b2) = – (4a – 3b)2;
г) –44ах + 121а2 + 4х2 = (11а – 2х)2.
4. № 840 (б).
Решение:
4х2 – 20х + 25 = (2х – 5)2
при х = 12,5: (2х – 5)2 = (25 – 5)2 = 400;
при х = 0: (2х – 5)2 = (0 – 5)2 = 25;
при х = –2: (2х – 5)2 = (–4 – 5)2 = 81.
IV. Итоги урока.
– Какие существуют способы разложения многочлена на множители?
– Какие многочлены могут быть разложены на множители с помощью формул квадрата суммы и разности?
– Можно ли разложить на множители следующие трёхчлены:
а) х2 – 6х + 9; в) а2 – 2а – 1;
б) х2 + 4х + 6; г) 4т2 – 4т + 1?
Домашнее задание: № 835; № 838; № 839 (б, д, е); 840 (в).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.