лучшедома
«Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений».

«Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений».

docx
14.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

План-конспект урока.docx

Тема урока: «Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений».

 

Цели урока:
           образовательные:

             обобщить, активизировать   и закрепить знания обучающихся, полученные при изучении темы «Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений» на практике

развивающие:

 развивать умение классифицировать, выявлять связи между отдельными группами металлов, развивать коммуникативные навыки при работе в малых группах, умение объяснять,сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

 воспитательныеразвивать аналитическое мышление и творческую активность, память, умение анализировать полученную информацию. 
Воспитательная – воспитывать у студентов навыков самостоятельной работы, организаторские способности и чувство коллективизма. 

стимулировать потребность в формировании профессионализма а также профессиональной коммуникации;

развивать требовательность к себе и товарищам;

создать условия для реальной самооценки обучающихся,

Тип урока: повторения,  систематизации и обобщения полученных знаний, закрепления умений.

Структура урока: сочетание этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов.

Форма урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: метод обучения в сотрудничестве, решение задач, метод активного обучения, частично-поисковый, фронтальная беседа, рефлексия.

Междисциплинарные связи: математика, физика, ПМ 01 «Подготовительно-сварочные работы».        

Дидактические средства обучения: презентация, информационный материал, справочные таблицы ЕСДП, макеты.

Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер.

            В результате обучения обучающийся должен

            знать:

               системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;

            уметь:

оперировать основными понятиями, применять табл.ЕСКД, определять характер посадки по чертежу и отклонениям;

            обладать общими  и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

 Ход урока

1.      Оргмомент.

Звонок прозвенел, давайте поприветствуем друг-друга и наших гостей. Сегодня вам предстоит много и плодотворно трудиться, поэтому каждому из вас я хочу пожелать внимательности, сосредоточенности. Попрошу отключить звук у телефонов, пользоваться им вы будете только в качестве калькулятора.

Мы заканчиваем с вами изучение темы ««Размеры и сопряжения. Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений», темы достаточно сложной, с точки зрения огромного количества определений, темы важной для всех, кто занимается обработкой металла. Мы с вами живем в сложное время, когда в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, основным показателем, определяющим квалификацию рабочего наряду со сложностью выполняемых работ, является качество изготавливаемой продукции. Последнее невозможно без знания допусков и посадок и умения читать технологическую документацию.

Сегодня нам предстоит обобщить, систематизировать и закрепить знания,  поученные на предыдущих уроках,  применить их на практике.  Для успешного решения поставленных задач вам  потребуются знания, полученные на уроках математики, физики, «Основ инженерной графики»,  МДК «Подготовка металла к сварке». В ходе урока вам предстоит выполнить серию практических заданий на листах, которые лежат у вас на столах.

Для потребностей промышленности, да и просто бытовых потребностей,  производится огромное количество механизмов, приспособлений, приборов. При таких объемах производства очень важно, чтобы каждая изготавливаемая деталь или узел при сборке точно подходили к своему месту без дополнительной подгонки. Ведь такие операции довольно трудоемки, дорогостоящи и занимают много времени. Не менее актуальным является и то, чтобы детали, поступающие на сборку, допускали замену одной на другую. Это упрощает ремонт, сокращает время производства.

Мы давно уже привыкли к тому, что лампочка всегда вворачивается в патрон, карандаш исправно входит в точилку и не задумываемся над тем, почему это происходит.

Казалось бы, что общего между холодильником  и мотоциклом? На первый взгляд вопрос покажется нелепым. Но если, предположим, разобрать холодильник и мотоцикл, свалить все детали в кучу и хорошенько перемешать, то довольно сложно будет сказать, от чего этот винт или эта втулка. Ведь внешне они ничем не отличаются. Вот и есть то общее, о чем мы мало задумываемся. Для разных механизмов подходят разные детали. Данное свойство называтся взаимозаменяемостью.

ВОПРОС: Сформулируйте определение взаимозаменяемости.

Ответ: Взаимозаменяемость – это свойство узлов и механизмов занимать свои места в изделиях без предварительного подбора и выполнять свои основные функции в соответствии с техническими условиями.

ВОПРОС: Вот мы говорим о взаимозаменяемости, а что имеем в виду, когда рассуждаем о том, что детали подходят друг к другу, это значит что они совпадают ….. ПО РАЗМЕРАМ.

Известно, что размеры бывают линейные, угловые,.

ВОПРОС. Дайте определение линейному размеру? Приведите примеры

Ответ: Линейный размер-это числовое значение линейной величины. (Слайд 2)

ВОПРОС: Назовите виды линейных размеров.

Линейные размеры

1.      Номинальные

2.      Действительные

3.      Предельные

ВОПРОС: Чем отличается номинальный размер от действительного?

Ответ: номинальный размер – это размер, полученный конструктором при проектировании в результате расчетов, а действительный размер, это размер, полученный после обработки в результате измерения с допустимой погрешностью.

ВОПРОС: А почему нельзя изготовить деталь по тем размерам, которые определил конструктор, ведь тогда любой механизм работал бы максимально эффективно?

Ответ: потому что неизбежны погрешности: неточность оборудования, неточность режущего инструмента, неточность измерения, квалификация рабочего, деформации и вибрации.

ВОПРОС: Дайте характеристику предельному размеру.

Ответ: Это наибольший и наименьший допустимые размеры.

Вы сказали о том, что существует два предельно допустимых размера.

ВОПРОС: Какую роль играют эти размеры? Для чего они указываются?

Ответ: для того, чтобы установить границы годных размеров.

 

УПРАЖНЕНИЕ. Прочитать размер (слайд 3)

 

10

Существует такое понятие как Допуск.

Вопрос: Что такое допуск? (слайд 4)

Ответ: 1.Допуск- это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

2.      алгебраическая разность между верхним и нижним отклонением.

Вопрос: Что показывает поле допуска?

Ответ: границы годных размеров.

 

У вас на столах лежат листы с заданиями, подпишите их. 

 

Задание: рассчитать допуск и изобразить его графически. (3 мин)

         

А как связаны между собой допуск и качество?

Ответ: с возрастанием допуска качество снижается.

 

Чаще всего мы имеем дело не с отдельными деталями, а с соединениями, которые называют сопряжениями.  Для удобства оперирования данными чертежа все многообразие деталей принято сводить к двум видам: валы и отверстия. (Слайд 5)

ВОПРОС: Дайте определение вала и приведите примеры.

Ответ: Вал - охватываемая (наружная) поверхность.

Что такое отверстие, приведите примеры

Ответ: Охватывающие (внутренние) поверхности.

С учетом этих определений совершенно по разному трактуется годность валов и отверстий.

Задание: определите годность детали и характер брака (слайд)

Вопрос: Сформулируйте условие годности вала.

Ответ: Годный размер должен находиться между наибольшим и наименьшим предельным размером.

В любом механизме, как бы он ни был сложен, всегда можно выделить элементарные соединения, представляющие собой пару сопряженных поверхностей. Эти поверхности деталей, составляющих узлы и агрегаты, должны занимать относительно друг друга то или иное положение, которое позволит им либо совершать относительные перемещения, либо сохранять полную неподвижность при определенной прочности соединения. ПОКАЗ ДЕТАЛЕЙ.

ВОПРОС:От чего зависит подвижность или неподвижность этих соединений?

Ответ: От наличия в соединениях зазоров и натягов. 

Сопряжения, образуемые в результате соединения отверстий и валов с одинаковыми номинальными размерами, называют посадкой.

Посадка характеризует степень свободы соединения.

ВОПРОС: Какие существуют виды посадок.

Ответ: с зазором, натягом, переходные.

ВОПРОС: Назовите условие образования посадки с зазором

Ответ: размер отверстия больше размера вала.        СЛАЙД(3 подряд)

Какие условия должны соблюдаться для получения посадки с натягом?

Ответ: размер вала должен быть больше размера отверстия.СЛАЙД (2 подряд)

Что означает переходная посадка?

Это посадка, имеющая, как зазор, так и натяг (Слайд 2 подряд)

А можно ли по полю допуска определить характер соединения? (Слайд)

Посадка обозначается в виде дроби

Что означает цифра возле обозначения посадки? Квалитет – точность изготовления детали, которая регламентируется Единой системой допусков и посадок. Предусмотрено несколько рядов точности – квалитетов.

ВОПРОC: Сколько всего квалитетов установлено? Каких?

Ответ: 20

Вопрос: Как связаны точность и квалитет?

Ответ: С возрастанием квалитета точность убывает. По заданной посадке можно с помощью таблиц ЕСДП определить предельные отклонения валов и отверстий, либо наоборот, по отклонениям определить тип посадки. (СЛАЙД)

ЗАДАНИЕ.  С помощью таблиц Предельных отклонений  валов и отверстий подберите посадку (СЛАЙД)

Вал                 Отверстие 

И наконец последнее, самое важное на сегодня задание, которое будет включать в себя то, что мы на протяжении всех последних уроков делали по отдельности. Сведем все наши знания воедино.

Практическое задание. (СЛАЙД)

Найдите предельные отклонения посадок, воспользовавшись табл. предпочтительных полей допусков.

Помните, от  того, насколько правильно вы определите эти отклонения зависит дальнейшее выполнение задания.

Закончив это задание, переходите к решению задачи.

Определить характер соединения, рассчитать зазоры (натяги), изобразить графически.

 Итак, мы заканчиваем наш урок в ходе которого обобщили знания полученные при изучении темы и на практике применили их. Я попрошу вас заполнить небольшую табличку, в которой вы отразите свою собственную оценку работы на уроке.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)