Урок географии в 8 классе
Тема: Размещение населения
Цель урока: сформировать представления об особенностях размещения населения на территории России
Ход урока
1. Оргмомент. Сегодня мы вновь продолжим свое путешествие по территории нашей необъятной страны.
2. Актуализация познавательной деятельности.
-Какие города-миллионеры РФ вы знаете?(Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж) Пока ученики отвечают, учитель помечает города на карте магнитами
-Посмотрите, ребята, что получилось? Где больше всего городов-миллионеров? (В Европейской части России)
- А только в Европейской части России есть города-миллионеры? (Нет. Еще на юге Сибири)
- О чем это говорит? (Там где города-миллионеры, людей живет больше)
-Какова тема нашего урока? (Размещение населения России)
- Сегодня мы с вами вспомним, что такое плотность населения, узнаем, как размещено население России по ее территории и почему?
Сл. 2.Учитель: О некоторых странах говорят: «больше земли, чем людей..» О каких странах идет речь?Почему? (Канада, Австралия.Потому что населения мало для такой территории).
- Это выражение относится к России? (Да)
3. Изучение нового материала
- Как мы определим, чего больше территории или людей? (найдем плотность населения)Сл. 3
- вспомним, что такое плотность населения/ или найдем определение в учебнике
- Какая численность в Российской Федерации? (146 млн. чел)
- Давайте вспомним, какую площадь занимает территория Российской Федерации (17, 1 млн км²)
- Какова же плотность населения в РФ? (8,5 чел на км²)
-А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на таблицу «Плотности населения других стран мира»
Сл. 4.Плотност населения стран мира
-А где же Россия? – 180 место
- Сделаем вывод, какая плотность населения в России? (Низкая)
- Но везде ли в России так мало людей? Ведь нас с вами только в одном кабинете сейчас находится больше 30 человек. Для этого возьмите статистический материал со своего стола и определим плотность населения для того Федерального округа, который у вас выделен. У вас минута на решение этой задачи.
№ |
Субъект России |
Численность населения на 1 января 2017 |
Площадь территории, км² |
Плотность населения |
|
1 |
Центральный ФО |
39 209 582 |
652 800 |
60 |
|
2 |
Приволжский ФО |
29 636 574 |
1 038 000 |
29 |
|
3 |
Сибирский ФО |
19 326 196 |
5 114 800 |
4 |
|
4 |
Южный ФО |
16 428 458 |
416 840 |
39 |
|
5 |
Северо-Западный ФО |
13 899 310 |
1 677 900 |
8 |
|
6 |
Уральский ФО |
12 345 803 |
1 788 900 |
7 |
|
7 |
Северо-Кавказский ФО |
9 775 770 |
172 360 |
57 |
|
8 |
Дальневосточный ФО |
6 182 679 |
6 215 900 |
1 |
- Сл. 6.Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети озвучивают свой результат, который отражается на слайде презентации. Сл. 7.
- Посмотрите, что у нас получилось. Какой вывод мы можем сделать в результате? (население распределено неравномерно по территории России)
-Сл. 8.А вот как выглядит карта плотности РФ. Что вы можете на ней увидеть? (Территории России с наибольшей плотностью населения, с маленькой плотностью населения, незаселенные территории России)
-Сл. 9.Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно поделить всю территорию страны? (основная зона расселения и зона севера).
- Ребята, почему же население размещено так неравномерно? Какие причины могли этому служить? (природные условия, исторический фактор, социально-экономические условия)
-Чтобы доказать правильность вашего мнения необходимо провести исследование.
1ряд доказывает влияние природных условий ( используя рис. 36 стр. 81 «Средние температуры января», рис. 37 стр. 82 «Средние температуры июля», таблицу 6 на стр. 94, рис. 42 стр. 95 «Оценка природных условий для проживания человека», рис. 43 стр. 96 «Агроклиматические ресурсы», карты, «Многолетней мерзлоты» в атласе на стр. … «Почвенной карте» на стр…, докажите, что в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для проживания
Примерный ответ: Если сравнить основную полосу расселения и зону Севера, то в температурном режиме выигрывает основная полоса расселения, поскольку средние температуры января этого района составляют -5 - -25°С, а в Зоне Севера -40 - -50°С. Кроме того в нашей Зоне Севера находится Полюс холода Северного полушария. А средние температуры июля в основной полосе расселения составляют +15 - +20°С, а в Зоне Севера - +10 - +15°С, продолжительность безморозного периода в основной полосе составляет 105-110 дней, а в Зоне Севера – 70-90 дней. Сумма активныех температур за период со среднесуточной температурой выше +10°С, которая важна для вегетации растений в основной полосе расселения составляет 1500-2000°С, а в Зоне Севера 1000°С. В основной полосе расселения преобладают серые лесные, черноземные и каштановые почвы, а в Зоне Севера – подзолистые и дерново-подзолистые. Кроме того на всей ее территории наблюдается многолетняя мерзлота. Также основная полоса населения имеет выходы к теплым морям, а Зона Севера к холодным или вообще не имеет. Таким образом, в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для жизни.
2 ряд- исторического фактора (используя рисунок 10 на стр. 32 учебника.карты атласа и знания истории, объясните, как исторический фактор мог повлиять на размещение населения)
Примерный ответ: Российское государство началось формироваться именно в Европейской части России. В итоге вокруг Московского княжества. Пока в юго-восточном направлении господствовала Золотая Орда, российское государство расширялось на север, после падения Орды направление сменилось на южное, потом на восточное и северо-восточное. В этом направлении наше государство дошло до края материка, просто присоединяя уже тогда не сильно заселенные территории. Центр государства продолжал оставаться в Москве и Санкт-Петербурге, а поскольку люди стремятся к центру, тои количество населения на территории Сибири не увеличилось.
3 ряд – соц-экономических условий (исходя из предложенных вам карт, докажите,что социально-экономические условия в основной полосе расселения лучше, чем в Зоне Севера)
Примерный ответ: Исходя из предложенных карт, карт атласа и статистического материала можно сделать следующие выводы: 1)Наибольшее количество промышленных предприятий сосредоточенно в основной полосе расселения; 2) дорожная сеть тоже наиболее развита в основной полосе расселения; 3) Несмотря на то, что среди регионов зоны Севера есть такие, в которых уровень жизни выше, чем в отдельных регионах основной полосы расселения, например, Ханты-Мансийский автономный округ не попадает в основную полосу расселения, но уровень жизни у них один из самых высоких, большая часть Зоны Севера относится к категории территорий с низким уровнем жизни.
Таким образом, обобщите, пожалуйста, какие черты характерны для основной полосы расселения? Для зоны Севера?
4. Физкульминутка.
Сейчас я зачитаю несколько высказываний, а вы, если верно, то присядьте, если нет, то стойте.
1. Зона Севера охватывает почти всю Европейскую часть страны
2. В основной полосе расселения наиболее благоприятные природные условия для жизни человека.да
3. В основной полосе расселения проживает всего 7% населения
4. Зона Севера занимает большую часть территории страны. Да
5. В Зоне Севера высокая плотность населения.
Особенности размещения населения России
Средняя плотность населения составляет в России всего 8,5 чел. на 1 км2, что более чем в 4 раза ниже средне мирового показателя. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части России она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км2). Именно по плотности сельского населения судят о степени освоенности территории.
Плотность населения в России тесно связана с благоприятностью для жизни природных условий. Так, наиболее высокой плотностью населения (если не считать Москву, Санкт-Петербург и окружающие их территории) характеризуются регионы юго-запада России (Северо-Кавказский, Поволжский и Центрально-Черноземный экономические районы), в которых природные условия наиболее благоприятны для жизни людей. При движении на север и восток плотность населения постепенно уменьшается. Наименьшей плотностью отличаются северо-восточные регионы (север Восточной Сибири и Дальнего Востока), в которых природные условия самые суровые. Именно поэтому больше половины азиатской части России является фактически незаселенной территорией.
В общем случае на территории России можно выделить Главную полосу расселения, которая охватывает почти всю Европейскую часть России, кроме территорий севернее линии Петрозаводск – Киров – Пермь и Прикаспийской низменности. В азиатской части страны эта полоса имеет форму клина, сужающегося к востоку и тянущегося восточнее Байкала узкой зоной вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% её населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры.
К северу от Главной полосы расселения расположена Северная зона очагового заселения. Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5 % населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского – менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты и др.).
Сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории) занимает Южная зона очагового заселения. К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1 % населения России. Средняя плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоть, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т. е. это тоже практически неосвоенная территория Основная часть Южной зоны очагового заселения расположена за переделами России – на территории Казахстана и Средней Азии.
Слабая заселенность значительной части территории России является одной из серьезных проблем, препятствующих интенсификации социально-экономического развития нашей страны.
5.3. Вопросы к кейсу.
1. Какую проблему можно выделить из данного текста?
2. Когда появилась и обострилась эта проблема?
3. Каковы причины, породившие эту проблему?
4. Даются ли в тексте пути решения данной проблемы?
5. Какие пути решения данной проблемы можно предложить?
Примерные ответы на вопросы:
1. Проблема неравномерности размещения населения по территории России.
2. Размещение населения России по её территории в течение многих веков (начиная от образования Московского княжества) изменялась в сторону его всё большей территориальной рассредоточённости, «растекания» по огромной территории.
Историческое ядро государства – Волжско-Окское междуречье – явилось тем центром, из которого потоки людей шли сначала на север, затем на восток, на юг и на запад.
3. Причины проблемы:
· Природно-климатические условия – чем благоприятнее условия для жизни человека, тем плотность населения больше;
· Рельеф – как правило, более плотно заселены равнины, чем горы.
· Экономическое развитие и освоенность территории – в экономически отсталых регионах или в районах нового освоения характерно очаговое заселение вокруг какого-либо центра освоения.
· Традиции населения – например, для народов Крайнего Севера необходимы обширные территории для охоты и оленеводства.
· Транспортные пути – в России в слабоосвоенных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока характерна концентрация населения вдоль основных транспортных путей – вдоль рек или главных железных дорог.
4. В тексте не даются решения проблемы, в нём описывается только её сущность.
5. Пути решения проблемы:
– строительство транспортных путей: железных и автомобильных дорог;
– финансовая поддержка северных городов;
– обеспечение жизнедеятельности коренных народов;
– развитие старых и освоение новых отраслей промышленности, для повышения занятости населения;
– развитие трансокеанического транзита;
– перенесение столицы страны в Сибирь или на Дальний Восток.
Итоги урока.
7. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.